Реставрация
Здесь не всё содержание темы, только большие информативные посты (сам рассказ) и маленькие, но с картинками. Маленькие диалоговые (обсуждение), без фотографий, я пропускал. Их лучше читать по ходу рассказа с самого начала.
Фотографии со 2-ой страницы, к сожалению, не сохранились
_______________
Поездка на Бурано
Если в один прекрасный момент, вы чувствуете, что больше не можете выносить красоты Венеции, то впору съездить на Бурано. Для этого надо прийти на Фондаменто Нуово, откуда на далёкий островок стартуют вапоретто.
Минут через пять вапоретто причалит к "Острову мертвых", где среди прочих упокоились души Дягилева, Стравинского и Бродского. Затем возьмет курс на Мурано - еще 10 минут езды. Потом судёнышко будет 30-40 минут шлёпать по скучной и бледной лагуне, пока наконец не причалит к Бурано. И вот по этой "ковровой" дорожке через небольшой теннистый парк вы направитесь в городишко...
Вам туда, в щель между между красным и бирюзовым домами - на виа Марчелло.
Даже после яркой Венеции многоцветье буранских красок вас непременно ошеломит. Если краски Венеции немножко пожухлые, а древние палаццо... ну, сразу видно, что древние, то здесь всё яркое, свежеокрашенное, новенькое, с иголочки.
Иголочек тут тоже будет предостаточно. Мастерицы сидят прямо в дверях лавок, спиной к улочке, вышивая на коленке. И нет им никакого дела до толпящихся за спиной туристов - их тут ничуть не меньше, чем в Венеции. А чего время терять?! Пока мужья и сыновья рыбачат в лагуне, буранские женщины вносят свою лепту в семейный бюджет. Буранское ручное мерлетти - такой же мировой бренд, как и муранское стекло. Магазинчиков и лавочек в городишке более чем. На любой кошелек. Нет денег на узорчатую блузку или роскошную скатерть, можете запросто прикупить за 3-5 евро "передничек" для винной бутылки. Хотя, положа руку на сердце, вологодское кружево побогаче будет.
Протолкнувшись по виа-коротышке Марчелло, вы внезапно выйдете к каналу. Прямо по курсу будет fondamenta di Cao Moleca, резко обрывающаяся в лагуну. Такое ощущение, что там - край свет. Буранские набережные (фондамента) - это, конечно, очень громко сказано. Вот задачка для тех, кто был в Венеции: припомните Серениссиму и найдите 3 отличия*.
__________
* Тот, кто в Венеции ещё не был, может быстренько заглянуть в конец поста.
Можете прогуляться на край света, а можете повернуть налево - по более живописной fondamenta dei Assassini.
Она выведет на главную улицу Бурано, широкую и просторную. Магазины, лавки, кафе, рестораны...
В конце вас ждет обширная площадь и главная местная достопримечательность - церковь св. Мартино с сильно накренившейся колокольней.
Эта колокольня будет навязчиво преследовать вас даже тогда, когда вы удалитесь из крошечного буранского "центра" куда-нибудь на переферию.
А на переферии, кстати, тихо и буднично идёт своя местная жизнь. Сушится бельё...
Похоже, оно тут и стирается... Тазики видите?
Штопаются сети... И старый рыбак неодобрительно отмахнётся рукой, когда вы нацелите на него свой фотоаппарат. Ходят тут всякие...
Маленькие буранские девочки играют "в домик". Совсем как в нашем московском дворе.
Здесь даже бурлят свои местечковые страсти. "Нет антенне!" - вот такие транспаранты вывесили буранцы на перила своего мостика, протестуя против "промывания мозгов". И правда, зачем на Бурано телевидение? Тут и без онного райское местечко.
Здесь есть такие же тихие, безлюдные уголки, как и в Венеции - стоит лишь сойти с проторённого тясячами ног маршрута...
Домик слева - пижон. Дело было в 2004, но уже тогда он угадал, в какой именно цвет надо покраситься, чтобы помодничать в 2008-м.
А это еще одна пижонка! Самая крутая буранская дверь! "The multicolored Casa Bepi, in small square off Burano's main street" - цитирую подпись под аналогичный снимок из гайда Venice & Veteto несравненного D&K. Вот ведь как прославилась! Если знали вы "из какого сора..." она сделана, не удержались бы от смеха. Представьте себе: куски клеенки, фольги, тряпок, покрытых лаком....
Творческий народ эти буранцы. А ведь ещё каких-то 30-40 лет назад прозябали в безвестности. Рыбаков и без буранцев в мире великое множество. И куда опытнее. А вот пришла же кому-то в голову великая идея выкрасить всё в городке-поселочке в веселенькие цвета и ныне Бурано известно в мире не менее самой Венеции. Потянулся турист со всего света. Тут сразу и полузабытое ремесло вышивальщиц пригодилось...
В Бурано нереально красиво!
И вся эта красота щедро отражается в широких, полных солнечного света канальчиках. Вода в них не темно-зеленая, как в сумраке узких каналов глубинной Венеции, а веселенькая-превеселенькая. Это не вода даже, а мокрые палитры.
Не случайно, Бурано так манит художников. Их тут полно. Их не увидишь на буранском променаде, они сидят в соседних улочках-закоулочках. К примеру, вот эта немолодая дама...
Вам, конечно же, любопытно взглянуть на ее акварель? Мне было тоже любопытно, поэтому я тихонечко вошёл по арочку...
А за арочкой был совершенно обалденный дворик. Там сидело аж несколько художниц. Они нашли очень шармовое местечко....
Ну вот и всё. Мне кажется, этот дворик - достойный финал для нашей прогулки по Бурано. Пора возвращаться в Венецию.
__________
1. неогражденные тротуары с обеих сторон канала;
2. очень низкий бортик тротуаров у воды;
3. никаких гондол, только лодки.
Поездка на Бурано - 2
Прибыв утречком электричкой из Падуи и оставив вещи в "Двух львах", мы сразу же отправились на Бурано. Через полчаса чих-пыха по лагуне на горизонте показалась колокольня Сан Мартино – значит, мы были уже близко к цели.
Ничего не изменилось. Сумасшедщие буранцы всё так же в своём амплуа... Начну, пожалуй, с цвета своей любимой кухни ))
Ну, и продолжу прочими...
И вот тут возникает закономерный квещин – вай? Не в смысле "вай-вай-вай, геноцвале" а в смысле – почему? У аборигенов есть два– гендерных, ответа.
Буранки, как известно, целыми днями сидят на стульчиках на улицах и – в ожидании рыбачащих в лагуне мужей, вышивают свои мерлетто. А буранские мужики, как хорошо известно буранкам, влюбчивы до неприличия и с наступлением сумерков любят (любили) ходить налево. Домики-то на Бурано все одинаковые были, вот они какбе и путались, причаливая не к своему, а к соседскому порогу. И чтобы отучить мужей ходить налево и лишить их веских аргументов, буранки и решили: а выкрасим-ка каждый дом в свой цвет! Чтоб мужья не путались! ))
У буранских мужиков, напротив, своя легенда. Они так любят своих жён и так спешат вечерами к домашнему очагу, что решили выкрасить каждый дом в свой цвет именно для того, чтобы издали, уже из сумеречной лагуны видеть, куда же поскорее направить свой баркас. Да не к чужому, а к своему, родимому очагу! )) Но в чём сходятся и буранки, и буранцы, так это в том, что идея разукрасить деревню пришла на остров чуть ли не в незапамятные времена.
Неправда! Есть безоговорочный эксперт, который давно опроверг росказни буранцев... Это Фердинандо Силвани (1823–1899). Вот его эпохальное полотно "Бурано", однозначно написанное задолго до победной экспансии на остров финской Тиккурилы ))
Впрочем, на стенах Бурано можно найти и вполне адекватное объяснение, объясняющее пристрастие буранцев к ярким цветам: "Цвет подобен музыке, он использует более короткий путь найти себя и пробудить наши эмоции".
Хотя некоторым все манифесты по-барабану: у буранского причала и просто хорошо спится ))
И Буранелло нам тут в помощь!
Если Силвани смог найти на Бурано такой широкий канал, он мог и цвет не заметить
C каналом Силвани и вправду несколько переборщил , а вот с цветом... Нет, какие-то краски конечно и до 2МВ были и буранцы про них кое-что слышали. По крайней мере у Пьетро Бортолуцци (1875-1937) некие блёклые цвета на Бурано обнаруживаются...
А вот у Джорджа Морленда (1763-1804) – ничего нет ))
Когда я был на Бурано в первый раз, то ничего, кроме цвета, не видел. Цвет перебивал всё. Яркий, сочный, кричащий.
А тут, едва ступив на буранскую набережную, вдруг сделал "открытие". Оказывается, буранцы ввели у себя новую моду. На дверные занавески. "А раньше их не было", – сказал я своим спутникам. Уже вернувшись, посмотрел свои старые фото – были, были занавески. Просто в первый раз я их не замечал, а тут именно они отчего-то сходу резанули глаз.
Впрочем, не все подбирают занавески в тон дому. Некоторые этого правила не придерживаются.
Некоторые вообще не придерживаются никаких правил...
Нет, написал неправильно. Неписанные правила на Бурано есть. Я бы сформулировал их так: каждый дом красится в какой-то один цвет, оконные ставни и дверь по контрасту - в другой. При этом два соседних дома должны быть выкрашены в разные цвета. Обойдите всё Бурано – эти правила выполняются железно. Всюду. Везде. Кроме одного единственного дворика...
Найти его нелегко даже на крошечном Бурано. Но я помогу. Центральный прошпект Бурано – виа Галуппи. Она ведёт к церкви Сан Мартино с её падающей колокольней. На площади перед церковью стоит бюст этому самому Галуппи, который также имел прозвище Буранелло. Именно под его мелодии так прекрасно и засыпается )) Так вот, идя по виа Галуппи к Сан Мартино, надо по левой стороне улицы отыскать между домами щель под названием виа al Gottolo – она то и приведёт к дому под нумером 339. Дом сей гордо именуется Casa deo "Bepi Sua". Это самый знаменитый дом островка. Он настолько знаменит, что единственным из всех буранских домов удостоился чести попасть на страницы венецианского путеводителя D&K. Домишко сей растиражирован и на сотнях открыток, что можно прикупить в здешних сувенирных лавках. И знаменит он именно потому, что только он один-единственный нарушает все неписанные буранские правила! Он не выкрашен – он раскрашен! Особенно его дверь.
Вот она – восемь лет назад. Помню, тогда ещё подумалось: "Господи, из какого же хлама смастерили эту знаменитость?!" Представьте себе – куски старой клеёнки, облезшей фольги, каких-то покрытых лаком тряпок...
А вот она в июле 2011 г. Чувствуете разницу? ))
А теперь я расскажу, почему дверь такая и что с нею случилось за 8 минувших лет. Начну с 1920 г., когда в этом самом домишке родился некто Джузеппе Точелли. Это его настоящее имя-фамилия, а вообще-то буранцы дали ему прозвище Бепи Шуа. Почему Бепи Шуа - не ведаю. Но доподлинно известно, что у мальчонки не всё в порядке было с головой. Лечился. Когда подрос, торговал конфетами. Однако, видимо, не вылечился. Потому как на войну парня не взяли и в годы Второй Мировой крутил Бепи Шуа буранцам фильмы – прямо во дворе собственного дома, проецируя картины на его стены. Бесследно это не прошло. Видимо, мельтешение картинок на доме, пусть и чёрно-белых... Короче, именно сразу после войны Бепи Шуа и занялся своими цветовыми психоделическими экспериментами. Чем и прославился. И сам прославился. И домишко свой прославил.
Жил он долго, дожил аж до 82-х лет. Экспериментировал постоянно. Известно, что в наследство от него осталось 800 изображений этой самой двери с разными рисунками-узорами. Но в последние годы Бепи Шуа болел, с деньгами была напряжёнка, так что в последние годы жизни ему было уже и не до творчества. А как умер в 2002-м годе, так и вообще некому стало следить за домом. Мало-помалу творчество Бепи Шуа пришло в упадок – тут я дверку эту и заснял в 2004-ом в первый раз... ))
А вот вернула к жизни буранскую знаменитость кружевница Бон Мара, которая выкупила у сестры Бепи Шуа Альбертины старый домик. И не просто выкупила, а дала наказ своим сыновьям Стефано и Джорджо возродить традицию прежнего хозяина по росписи недвижимости – в память о том счастливом времени, когда наследники кружевницы бегали босоногими у домика Бепи Шуа... Наказ матери был выполнен: дом заново оштукатурили и снова расписали замысловатыми узорами дверь, оконные ставни и даже дымоход на внешней стене...
дальтоник ))
)) Я посмотрел у Тэна, Муратова – в упор Бурано не видели. С кампанилы Торчелло Рёскин разглядел лишь горы на севере и колокольни Венеции на юге, а вовсе не то что маячило у него под носом. Хемингуэй упомянул Бурано в крошечном рассказике мимолётом. До 2МВ никто ничего интересного на Бурано - окромя кружев, не замечал. Туда же Шагал – гений цвета и любитель Торчелло. Все дальтоники? И вдруг бац, все разом прозрели и – ах-ах-ах! )))
Сами буранцы-венецианцы лапшу туристам развешивают умело и с удовольствием. "Роберто Туриддо Пульезе, который еще недавно отвечал в правительстве Венеции за стратегию и планирование, а сейчас консультант проекта "Native Venice", рассказывает, что их хозяева уже не одно столетие обязаны красить свои дома в одни и те же цвета / http://www.kommersant.ru/doc/1673461?isSearch=True / . Это он про Бурано. "Не одно столетие..."! Я так и представил себе полунищего буранского рыбака хотя бы из XIX века, по приказу местного префекта старательно малюющего по весне свой домик в цвет насыщенного индиго, а рядом держит ведро краски его супруга-мерлетчица – дорогой, крась гуще!! ))
Cимпатичная картинка Бурано Витторио Наттино (1890-1971). C шириной канала тут, кстати, всё окей.
И сдаётся мне, что где-то я этот картинко уже видел воочию )))
В этой связи у меня гипотеза: а не с Бепи ли Шуа всё это вообще началось на Бурано?
составить рифму
))
Вместо улиц – коридоры,
Где народ валит гуськом,
Зданья – мраморные горы,
Изваянные резцом.
Здесь – прозрачные дороги,
И в их почве голубой
Отражаются чертоги,
Строя город под водой.
Экипажи – точно гробы,
Кучера – одни гребцы.
Рядом – грязные трущобы
И роскошные дворцы.
Нищеты, великолепья
Изумительная смесь;
Злато, мрамор и отрепья:
Падшей славы скорбь и спесь
К чему Петру Андреичу вдруг понадобились бы еще и буранские трущобы?
http://photos.streamphoto.ru/e/8/c/b60f … b36c8e.jpg
Тогда же не было нынешнего буранского лоска. Да и Чиприани на Торчелло ещё тоже не было... ))