В феврале в музее искусства народов Востока прошла выставка "Территория земных надежд. Декоративная живопись Кореи XIX – начала XX века". Я все откладывала и попала на нее в последний день и очень рада, что успела.
Информация о выставке с сайта музея:
"Выставочный проект позволит посетителям не только расширить представления о традиционном корейском искусстве, но и даст возможность заглянуть в мир старой Кореи, узнать о жизненных ценностях и этических идеалах, обычаях и верованиях народа, история которого уходит в глубину веков.
В XIX веке декоративная живопись в Корее являлась неотъемлемой частью национального жизненного уклада. Выполненные на бумаге или шелке многоцветные, либо почти монохромные живописные произведения встречались практически в каждом доме. Их роль не ограничивалась задачей украшения жилища, они насыщали жизненное пространство благопожелательной символикой, использовались как талисманы, выполняли социально-иерархическую, воспитательную и образовательную функции.
Создание многих работ было приурочено к сезонным праздникам или к важным семейным событиям, таким как: лунный Новый год, дни рождений, свадеб. Одни произведения украшали интерьеры на протяжении длительного времени, другие – только в определенные сезоны или по специальным случаям. В зависимости от сюжета живопись размещали в том или ином месте дома с его строго разграниченными женской и мужской половинами. Значительная ее часть была выполнена на многостворчатых ширмах, широко применявшихся в повседневном быту и являвшихся важным атрибутом любой церемонии, определяя ее характер и атмосферу.
Выставочный проект включает 27 работ, которые предоставлены для экспозиции южнокорейским частным Музеем Кахве. На выставке можно будет познакомиться с наиболее распространенными жанрами и сюжетами корейской декоративной живописи: «цветы-птицы» (хвачжо-до), изображения символов долголетия (чансэн-до), рыб и других обитателей подводного мира (орак-то), композиции с тигром и сорокой (ккачхи хоранъи), пейзажи (сансу-до), живопись с иероглифами (мунчча-до), с принадлежностями «кабинета ученого» (чхэккори) и др. Большинство изобразительных мотивов имеют скрытое смысловое содержание, нередко многозначное. Через закрепленные в традиционном сознании образы и символы выражены извечные людские надежды и мечты о счастливой и долгой жизни, достатке и удачной карьере, любви и гармонии семейных отношений, многочисленном и успешном потомстве.
Основной массив корейской декоративной живописи образуют анонимные произведения, бытовавшие в самых широких социальных слоях. Их авторами были либо городские художники, либо так называемые «странствующие гости» – переходившие из деревни в деревню бродячие живописцы. Многие из них, обладая несомненным природным дарованием, не имели сколь-нибудь серьезной специальной подготовки. Произведения этих мастеров составляют особый пласт корейской художественной культуры, именуемый минхва («народная живопись»). В экспозиции можно будет увидеть замечательные образцы народной живописи, которые подкупают удивительной теплотой, наивной безыскусностью, привлекают внимание стилизаторской смелостью и вольной изобретательностью."
Выставка открывалась картиной "Тигр и сорока".
Тигр и сорока – национальные символы Кореи. Они олицетворяют силы земли и неба. Корейские художники как бы объединяются тигра и леопарда, поэтому тигр часто изображается не в полоску, а в пятнышко. Все родители, проходя мимо картин, объясняли детям, что это леопард.
Здесь много интересного о тигре в корейской мифологии и культуре
https://koryo-saram.ru/korejskie-syuzhety/