ДЕНЬ 4й. ПРОЩАЛЬНЫЙ СВЕТ ВИЗАНТИИ
Однажды я увидела мозаики в базилике Галы Плачидии в Равенне.
При всей их уникальности резало глаз- невероятно, прекрасно, но.. рискну сказать- ярко и много.
Избаловалась прекрасным.
Но Хора... Возможно потому, что необходимы усилия, чтобы до нее добраться, это не ближний свет и такси в пробках дорого, поэтому едешь трамваем, потом автобусом, потом пешком.. Хора сбивает с ног.
Итак- маршрут прогулки.
Если вы остановились на галатской стороне- то перебираетесь на противоположную, на набережную Эминеню, откуда идут автобусы до остановки Эдирнекапы Edirnecapi. Автобусов идет много, №910, 31E, 37E, 38E или 36KE.
Но я вас не зря уговариваю остановиться в Султанахмет, здесь все проще. Трамвай до площади Беязид, откуда автобус 38 идет до Edirnecapi. Автобусных остановок на площади много, номера -какой автобус откуда отправляется - написаны на остановках. 38й ходит раз в 20-30 минут, поэтому придется подождать. Действует та же транспортная карта, что на весь прочий транспорт.
Из-за пробок ехать придется минут 20, с набережной подольше.
Садясь в автобус спрашиваете водителя- кАрие музей? И он сам крикнет, когда вам выходить. Хотя все просто- бегущая строка показывает остановку, вам нужна Edirnecapi безо всякий добавок к этому слову.
Меня водитель еще и произношению поучил- Не КариЕ музей, а КАрие, я то поверила, что ударение во всех турецких словах ставится на последний слог.
Еще и помахали друг другу, выйдя из автобуса.
(К этому моменту турецкое «спасибо»-« тышекюр эдерим» вылетало из меня на раз-два. А первые дни я краснела, надувала щеки, вытаращивала глаза и давилась- все смотрели на меня с испугом- плохо, мол, даме. Но тут я наконец -то озвучивала «тышеккюр эдерим» и все упокаивались. Тут хоть выговаривала- в венгерском языке так и неполучилось. Причем к 4му дню я усложнила задачу- я говорила «большое спасибо»- «чок тышеккюр эдерим».)
И не усложняйте себе жизнь метро и последующими поисками- на автобусе вы почти у цели.
Вышли- и перед вами древние Феодосиевы стены с башнями Константинополя.
Дальше минут 5-7 пешком, но мы сразу не сообразили, в какую сторону, поэтому те же слова- КАрие- и любой прохожий махнет рукой в правильном направлении.
А обратно все время вниз, к Золотому Рогу, через бедный и колоритный квартал Фанар (Fener) еще минут 15 под горку- и вы выходите к комплексу Константинопольской Патриархии и кораблику (транспортная карта работает) до набережной Эминеню.
Все просто на самом деле!
Музейная карта действует в музее Карие- в Хоре.
Здание, к сожалению, все под целлофаном- идут реставрационные работы. Но оно и не важно, то, что снаружи.
Хора намного моложе Айи Софии, 11 век.
Монастырь, к которому принадлежала церковь, первоначально находился вне городских стен, полное название храма - Церковь Христа Спасителя в Полях, но одновременно он был посвящен и Богородице. (ἡ Ἐκκλησία του Ἅγιου Σωτῆρος ἐν τῃ Χώρᾳ).
Монастырь был расположен близ западной стены Константинополя, в самом слабом месте византийской обороны, поэтому именно сюда пришелся мощный удар турецкого войска.
Но случилось чудо: в церкви Хора сохранились в изобилии мозаики, созданные в 1316-21 годах. Их не уничтожили при захвате Константинополя, не сбили и позднее. Их просто… замазали штукатуркой, словно законсервировали.
Есть версия, что мозаики церкви Хора были закрыты не сразу, это подтверждает и название мечети, в которую была превращена церковь- Кахрие Джами – мозаичная мечеть.
Когда в 1948 году церковь Хора открылась как музей Карие, мозаики, освобожденные от слоя штукатурки, предстали в своей почти первозданной сохранности – трудно поверить, что им почти 700 лет.
И еще труднее поверить, что эти невероятные вещи были созданы во время угасания Византии, в последние времена отведенного ей тысячелетия..