Голубая мечеть ошеломила.
Ничего подобного никогда не видели. Изящная мощь, грандиозность, лаконичность и внушительность. Ничего лишнего. Все гармонично и строго, воздушно и монументально, невозможное сочетание.
Она казалась огромным космическим инопланетным кораблем- вот сейчас разойдутся в стороны ракетоносители-минареты, и взлетит кажущаяся невесомой монументальная конструкция.
Внутри двора- все то же ощущение мощи и изящества.
Но когда огромная толпа стремящихся сюда со всех концов света, сбрасывает обувь, то атмосфера меняется, напоминая поезд Москва-Душанбе, это молящиеся тут в фонтанчиках омывают ноги, а сотни туристов сбрасывают нахоженные за день кроссовки….
Один молодой мусульманин попросил поснимать его. Понятно что человек приехал издалека, и хотел запечатлеть, как молится он в Голубой мечети. Но ему так хотелось показать, что это не кто-то другой, а именно он там, на ковре,- он принимал такие позы, что йога и камасутра отдыхают, он падал на колени, пытаясь высунуть голову из-за плеча, а я снимала его за туристическим барьером и его искреннее счастье, что вот он здесь и снимки теперь увидят все друзья и родственники, было так заразительно!
К моменту строительства Голубой Мечети время османского ренессанса Сулеймана Великолепного осталось позади. Это были не лучшие времена для империи.
Предыдущие султаны были неограничены в средствах, они оплачивали строительства мечетей тем, что добыли во время войн. Ахмету Первому пришлось залезать в казну- ни одной мало-мальски значимой войны он не выиграл, с Австрией недавно был подписан мир, лишивший Турцию дани и признававший династию Габсбургов, по-видимому империя прогневала Аллаха- ни одной мечети не строилось уже в течение 40 лет
В 1609 году 19 летний Ахмет Первый в режиме строгого контроля за расходованием средств, начал строительство Голубой Мечети. На площади у бывшего ипподрома было разрушено множество зданий византийского и раннего османского периодов.
Первая по величине и одна из самых величественных мечетей Стамбула была построена со скандалом- число ее минаретов на два превосходило величайшую мусульманскую святыню в Медине. В итоге в Медине пришлось срочно достраивать два минарета.
Легенда рассказывает что султан хотел отрубить голову архитектору Седефкару Мехмету, ученику великого Синана, который спас себе жизнь, заявив, что именно так понял султана: не четыре минарета из золота- алтын, а шесть минаретов- алты. Как тут не перепутаешь!
Но иногда даже со стороны мечеть кажется голубой.
Считается, что именно в этот момент, когда лучи солнца проходят через 260 окон и витражей и все пространство под куполом становится золотым и голубым, душа мусульманина соединяется с Аллахом.
А еще платочки для покрытия головы туристок, здесь голубые.
Площадь Султанахмет- сердце и символ Стамбула, прекрасен бывший ипподром, по которому так приятно прогуливаться от немецкого фонтана к египетской колонне и обелиску Константина Багрянородного.
Третьим чудом, увиденным в первый день, была базилика цистерна- Йерибатан, всего лишь трамвайные пути перейти от Айя Софии.
Мистическое и самое известное хранилище воды императора Юстиниана, темное подземелье с подсвеченными колоннами, где, по легенде, когда-то любила плавать на лодке Роксолана, а сейчас плещутся огромные рыбины.
Обнаружили базилику случайно- в 16 веке кто-то – и якобы это был француз- заинтересовался, откуда берутся рыба и вода, которых жители домов черпали ведрами прямо через отверстия в полу.
Пожалуй, самым мистическим персонажем Цистерны является Медуза Горгона. Головой ее оканчивается колонна, а туристы щелкают затворами, ловят в объектив каменную голову.
Легенда рассказывает, что Роксолана, катаясь на лодке между колонн, сумела установить с ней особую связь что и позволяло управлять Сулейманом так, как ей хотелось.
Причем, по местным легендам, медуза стала такой наводящей ужас и превращающей в камень каждого, кто встретит ее взгляд, лишь после того, как Афродита упросила Зевса уничтожить соперницу, превосходящую ее по красоте- настолько чиста и прекрасна была Медуза.
Зевс наградил ее ужасным взглядом, после чего на голове ее отрасли змеи, но еще долго скиталась всеми гонимая бывшая красавица, прежде чем окаменело ее сердце, и превратилась она в чудовище…
Здесь же, как и в Айе Софии, есть отверстие в колонне, в которое нужно вставить палец и повернуть оставшиеся на 360 градусов чтобы исполнилось желание.
Вот так и прошел первый день.
Без приключений не обошлось.
В сопровождении местного полицейского я перелезла два забора- он понял, что тупой иностранке не объяснишь, надо показывать, а обходить лень, я 'вышла' в окно туринформбюро (а зачем так окна мыть чисто!) после чего болит коленка, а потом еще пару раз вышла уже в открытое окно ресторанчика.
Вечером решили поесть в весьма туристическом заведении по соседству, где нам попытались включить в счет заказанный но не принесенный суп, а огромный лысый грузин в наколках и серебряных цепях проникновенно исполнял под оркестрик 'читта маргерита', плавно переходя на 'миллион алый роз' и 'снова стою одна', причем песня Ваенги впечатлила старого худого одинокого англичанина с бокалом белого вина, который начал притопывать и присвистывать.
Мы купили Istanbul card для проезда- стоит она 6 лир, и на каждой остановке стоят автоматы, где ее «заряжают»- прикладываешь к пустому квадратику справа- и опускаешь банкноту в приемник. И все.
Первый проезд по карте стоит 2.40 лир, с каждым последующим идет скидка, но через некоторое время, поэтому если вы берете одну на двоих и по той же карте проходит второй человек- его стоимость первого проезда будет такая же.
Карта работает и в трамвае, и в автобусе, и в метро, и на корабликах-паромах.
Музейную карту купили в кассе Айя Софии, для ее приобретения нужен паспорт. Мы паспорта с собой не носим, носим заранее снятые копии. Приняли без проблем.
В инфотурбюро рекомендовали взять карту на 5 дней за 85 лир, более дешевую. Как раз на все интересные нам музеи и подошла. Более дорогую карту мы бы просто не окупили, все не оббегали.