Вы совершенно точно подметили 2 самые интересные вещи
Это Вы их показали!!
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Испания » На Побережье апельсиновых цветов (Пеньискола и окрестности)
Вы совершенно точно подметили 2 самые интересные вещи
Это Вы их показали!!
<<<<<<<<<<<< ============= СВЯТИЛИЩЕ БАЛЬМА и МОСТ КАНАНИЛЬЯС ============= >>>>>>>>>>>>
К северу от Морельи (правда, не скажу, что очень близко) есть два места, которые я могу назвать самыми красивыми среди всего, что мы видели в этом путешествии, и именно они доставили самые восторженные, самые бурные впечатления. Да-да, я помню, что раньше поставил на 1 место почти зарифмованные между собой Вилафамес и Вальдерробрес, но там же и оговорил: исключительно в "городской номинации". Сейчас же речь пойдёт об ином.
Я уже давно (собственно, после своей первой же зарубежной поездки, когда увидел фото Колизея) понял: чем красивее (величественнее, загадочнее и т.п., список эпитетов может быть длинным) то или иное место, тем труднее это передаётся через фотографии, даже профессиональные студийные, не говоря уже о моих дилетантских. Поэтому у меня нет иллюзий, что каждый, прочитав или просмотрев эту часть рассказа, непременно разделит мой восторг по поводу написанного. Ну что ж, даже при самых невыполнимых миссиях, когда невозможно свернуть горы, всегда остаётся вариант "делай, что можешь - и пусть будет так, как будет". В конце концов, ТАМ нам засчитывается не результат, а искренность намерения... Я сделаю, что могу
...
Святилище Бальма, Santuario de la Virgen de la Balma, или просто Santuario de la Balma, находится в 25 километрах от Морельи, недалеко от городка Сорита (Sorita). Оно построено в глубокой расщелине высокой и совершенно отвесной, практически вертикальной скалы, о чём и говорит его название: balma - чисто географический (или даже геологический, в общем, природоведческий) термин, который на валенсийском языке (хотя многие источники утверждают, что это слово имеет ещё кельтские корни) означает удлинённую полость или углубление, естественным путём образовавшиеся в скале в результате эрозии.
Звучит, как видите, довольно прозаично. Но сейчас я покажу фото, увидев которое, при всех недостатках его качества и "видопередачи", думаю и надеюсь, о "прозе" вы сразу забудете:
Эх, и всё равно: не тот масштаб, не тот охват, не та атмосфера - я понимаю это, глядя на фотографии. Видеть видишь, а дух не захватывает, дрожь не пробегает, душа в небо не рвётся - а ТАМ всё это было:) Но ведь хотя бы красиво, правда?!
Прообраз святилища - небольшой скит в скале, посвященный св. Марии Магдалине, был известен ещё в 14 веке, причём слава его была специфической: сюда привозили на излечение психически больных, эпилептиков и "одержимых дьяволом" (причём чёткого разделения между этими категориями не существовало) и проводили самые натуральные обряды изгнания демонов, экзорцизма. Позже они были запрещены, но сохранились в местном фольклоре и в народной памяти и сегодня являются ведущей темой театрализованного праздника, проводимого в Сорите 8 сентября – в день чествования Небесной покровительницы Богородицы Бальма, Virgen de la Balma.
Согласно преданиям, сюжет которых весьма традиционен, в 15 веке некий пастух с искалеченной рукой увидел странное сияние, пошёл на его свет и столкнулся лицом к лицу с самой Богородицей. Святая Дева рассказала ему, что неподалёку хранится её образ, скрытый во времена мусульманского вторжения, и повелела возвести поблизости храм, пообещав своё покровительство жителям всех окрестных поселений. Когда же Дева исчезла, пастух обнаружил, что его рука чудесным образом исцелилась.
Храм, конечно, построили (а заодно - и гостиницу для паломников, недостатка в которых к тому времени уже не испытывалось), хотя процесс в общей сложности и занял пару столетий, а то, что мы видим сегодня, в основном относится к середине 17 века. Собственно, "построили" не храм, как таковой, а внешний фасад со стороны обрыва и колокольню, а само святилище разместилось в той самой бальме - в естественной полости внутри горы, этакой "полупещере", открывающейся наружу. Впрочем, скоро я это покажу, и тогда всё будет совсем понятно.
В начале 17 столетия возле дороги, ведущей к cвятилищу, был установлен каменный крест, над которым спустя полвека возвели красивый, увенчанный куполом балдахин на четырёх столбах, расписанный уже в 1860 году аллегорическими фресками художником Хуаном Франсиско Круэллой из Морельи:
Рядом со святилищем и сегодня имеется гостиница, уже вполне современного вида:
А вот лестница, ведущая на второй этаж, где находится ресторан и ресепшен отеля, явно старинная:
Лестница ведёт в открытую арочную лоджию, заодно служащую мирадором, откуда открываются действительно захватывающие дух (поверьте, это сказано не для красного словца, так оно и есть) панорамы окрестностей:
Сюда же вынесены часть столиков расположенного за стеной ресторана:
Отельный холл встроен в природный грот - вытянутую расщелину в скале:
Вместо кулера здесь - святой источник:
...
Отсюда начинается тропинка (фото сделано уже с неё), ведущая к святилищу:
Она проходит внутри той же расщелины вдоль самого обрыва, являясь своего рода естественным каменным балконом, и "скальный" антураж здесь просто потрясающий, словами этого не описать. Да и фотографии, честно говоря - лишь бледные тени, передающие очень маленькую часть того колорита и, главное, той "ауры", которой наполнено это место.
Отсюда очень красиво выглядит русло реки Бергантес, которая в этом месте делает крутой изгиб:
Кое-где тропа проходит внутри скалы, в этом месте проход очень низкий, и приходится не просто наклонять голову, но и идти почти "на полусогнутых":
Сразу после этой "пещеры" открывается терраса с выдолбленными каменными скамейками:
А за ней, после ещё одного узкого прохода то ли под скалой, то ли опять в скале, открывается главный фасад (если его можно так назвать) святилища. Он расположен в нижней части колокольни, которая хорошо видна на самых первых фотографиях этого раздела:
Главный зал святилища тоже находится в расщелине, в той самой бальме, которая дала ему своё имя:
В одной из каменных ниш в стене можно увидеть инсталляцию исторического момента явления Богородицы пастуху:
...
Святилище Бальма напомнило мне другой монастырь в скале - Сан-Хуан-де-ла-Пенья на севере Арагона. Тот, конечно, в целом поинтереснее, да и остатки романского клуатра с нависшим над ним огромным камнем - это что-то потрясающее, но тем не менее... Если уйти от сравнений, которые обычно ни к чему хорошему не приводят, святилище Бальма смело можно причислить к одной из главных достопримечательностей масштаба, как минимум, провинции Кастельон. Тем более что он находится в окружении одних из самых живописных ландшафтов, что я когда-либо видел. И об этом речь пойдёт дальше
Santuario de la Balma
Место действительно интересное. Жаль, что не могли включить его в свой маршрут, нам от Морельи надо было возвращаться в район Оропесы, это все же намного дальше Пенисколы.
Пеньискола - очень скользкий город.
О, да! Мы это тоже отметили.
глыба Roca Grossa,
Какая внушительная. И возраст солидный!
церкви Санта-Мария, которую часто называют одной из самых красивых во всём Валенсийском сообществе.
Даже так!
Святилище Бальма, Santuario de la Virgen de la Balma
Какие интересные места Вы показываете! Радует, что рядом есть гостиница, да еще такая необычная. Беру на заметку.
Даже так!
Конечно, прежде всего за порталы. А действительно, если разобраться, что из подобного ещё можно поставить рядом (кроме собора самой Валенсии, разумеется)?
savl,
так я и не спорю! Это я для себя отметила - делаю "зарубки" на будущие поездки.
так я и не спорю!
Так и я не:) Я реально задумался, перебираю в памяти валенсианские соборы и церкви...
**************
Ещё немного (что такое 14 км на машине, а без машины туда всё равно не добраться) к северу от святилища Бальма, уже на территории арагонской провинции Теруэль, есть место сверхъестественной, просто волшебной красоты. Причём мост Кананильяс (Puente de Cananillas), чьё имя прозвучало в заголовке этого раздела, великолепный уже сам по себе - только часть потрясающего природно-ландшафтного ансамбля, который можно там увидеть.
Собственно, очень живописные места начинаются уже задолго до этого места. Вообще признаюсь, что природные красоты редко пронимают меня до глубины души. Но вся дорога от святилища Бальма, все 14 километров меня просто потрясли. Это один из самых красивых участков дорог, по которым мне довелось ездить в Испании. При наличии времени и, разумеется, желания только на один этот небольшой отрезок пути можно отвести полдня, а то и больше, останавливаясь буквально через каждые 200-300 метров (по сути, столько раз, сколько это позволяют сделать обочины и дорожная разметка) и не просто любуясь окрестностями «стационарно», от машины, а устраивая небольшие прогулки к руслу всё той же реки Бергантес, вдоль которой проходит бОльшая часть дороги, многократно останавливаясь уже там – и так до бесконечности (в рамках имеющегося временного регламента, естественно). К сожалению, мы этого не сделали: во-первых, уже устав после прогулок по Морелье и посещения святилища Бальма, а во-вторых, желая вернуться "на базу" в Пеньисколу хотя бы часам к 5-6, чтобы успеть искупаться (в конце концов, мы ж сюда приехали ради моря!). Максимум, что мы смогли позволить себе – это остановится пару раз (честно говоря, иногда мы просто проскакивали пригодные для остановки карманы и съезды, а срочно тормозить и давать задний ход уже не хотелось, а иногда сделать это не получалось по причине едущих сзади, хоть и далеко, машин), чтобы заснять великолепные горные пейзажи, обрамляющие красивейшее русло реки. И таковых, и даже ещё более живописных, мест было очень много.
Где-то посреди этих красот мы незаметно пересекли границу Валенсийского сообщества и оказались в Арагоне, с которым у меня связаны одни из лучших воспоминаний среди всех испанских поездок. Вскоре горы немного расступились, ландшафты стали поспокойнее, но тут как раз пришло время съехать с трассы (по правде говоря, мы этот поворот тоже успешно проскочили сначала) на очень невзрачную грунтовку. И если этого не знать наверняка, никогда бы не сказать, что она всего через какой-то километр приведёт в по-настоящему сказочный мир (если что, оно находится здесь: 40°48'21.9"N 0°09'33.3"W).
Чтобы очароваться этим местом, было бы достаточно и здешних естественных пейзажей: золотистого каменистого русла реки, усыпанного тут и там причудливо разбросанными огромными камнями (думаю, ни один рукотворный сад камней, какие бы мастера и знатоки фэн-шуя и прочих восточных искусств гармонии его ни составляли, не сравнится с тем, что и как "шутя" творит сама природа), необычно зелёного цвета воды, в этот раз тихой и спокойной, салатовой растительности, покрывающей склоны ближайших каменистых холмов – и всё это под сине-голубым небом того неповторимого оттенка, который бывает только в тёплых краях. И посреди этого великолепия, как вишенка на торте – потрясающий каменный, слегка горбатый мост с четырьмя округлыми арками-глазницами, пристально наблюдающими за всем, что творится вокруг.
...
Чтобы в полной мере прочувствовать красоту моста, надо спуститься к самой воде – и тогда начинает казаться, что мост немного оторвался от земли и парит в воздухе (что не удивительно, учитывая 10-метровую высоту сооружения)…
Конечно, сейчас мост здесь, в отсутствии каких-либо дорог возле него, выглядит странно. Но когда-то через него проходила ни много, ни мало Королевская дорога, Камино Реаль, связывающая Тортосу и Морелью с Кастельоте (Castellote), где находилась важная опорная крепость рыцарей-Иоаннитов, долгое время хозяйничавших в этом регионе (подробнее об этом я скажу чуть дальше). О значимости этой дороги говорит и необычайно большая для "доавтомобильной" эпохи ширина моста - около 8 метров.
Только в 19 веке, когда была построена новая дорога Альканьис-Морелья, старая, а с ней и мост Кананильяс потеряли своё стратегическое значение, а позже появились и другие трассы, в частности, та по которой мы сюда приехали... Прежняя королевская дорога разрушилась, а мост превратился в объект местного значения, по которому изредка проходили жители редких окрестных деревушек…
Открою небольшую тайну: тот мост, что мы видим сегодня, построен совсем недавно – в 2009 году (правда, по образу и подобию "оригинала", который датируется 1622 годом и, в свою очередь, сменил на этом месте своего ещё более древнего предшественника). Дело в том, что река Бергантес только кажется "зелёной и пушистой", на самом же деле она порой набирает такую силу, что, наполняясь водой (при этом мощь потока может достигать 1200 кубометров в секунду), сметает всё на своём пути, играя огромными валунами столь же легко, как футболист мячом. За истекшее столетие особо сильные разливы случались в 1942, 1967 и 2000 годах, последний из которых разрушил мост практически полностью.
Правда, новодел получился очень качественным, в полной мере передающим колорит давно минувших времён - как говорится, "от настоящего не отличишь" (по крайней мере, на глаз неспециалиста). Современную реконструкцию выдаёт лишь "подозрительно" ровная, почти "бильярдная" поверхность его проезжей части.
По-хорошему, сюда надо приезжать, как минимум, на несколько часов, чтобы не только полюбоваться самим мостом, но и походить по его столь живописным окрестностям, по "камушкам" обманчиво спокойной и неширокой реки Бергантес, а потом завершить прогулку пикником, непременно с вином, много которого здесь, в таких "декорациях", на таком воздухе быть не может по определению (вот только водилу, априорно лишённого этой радости, заранее жаль... ).
К сожалению, я закончу этот раздел на печальной ноте. Не исключено, что мы - последнее поколение, которому довелось увидеть эти замечательные места и этот красивый мост такими, как они есть. Дело в том, что Гидрографическое сообщество реки Эбро (Confederación hidrográfica del Ebro) уже подготовило проект строительства плотины в русле реки Бергантес, в результате чего возникнет огромное водохранилище, и все красоты, что мы видим сегодня, уйдут под воду. Естественно, жители городка Aguaviva и прочих пуэблос, расположенных в этом регионе, уже высказали своё несогласие с таким решением, создали общественную организацию "El Bergantes no se toca" (что в переводе примерно означает "Руки прочь от реки Бергантес", собрали подписи... Но все мы знаем, что когда дело касается больших денег, здравый смысл и доводы за сбережение природного наследия оказываются всего лишь асфальтом под катком влиятельных корпораций...
Отредактировано savl (2017-11-07 15:29:00)
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Испания » На Побережье апельсиновых цветов (Пеньискола и окрестности)