Для разгона - про метро в Гунчжоу от Димы из рассказа Путешествие в Южный Китай

Итак, я катил свой чемодан по бесконечному аэровокзалу, строго следуя указателю Metro. Катил-катил и... докатил до другого его края. Никакого метро там не было. Я вернулся к последнему встретившемуся указателю. Стрелка на нём упорно показывала вперёд. Но впереди, я это уже знал, подземки не было. Навстречу шла тётенька с каким-то служебным лейблом на форменной блузке. Вот! - подумал я. - Ты-то мне и нужна! Metro?! - переспросила она и растерянно оглянулась, явно не понимая, чего хочет от неё лаовай.

Тут мне на глаза попалась заветная буковка "i". Вот, - подумал я. Уж в Информации-то мне точно подскажут, где метро! Metro?! - растерянно переспросила девушка в Информации. Нет, она вполне сносно говорила на английском и, едва я переступил порог, бросилась ко мне с вопросом - чем я могу Вам помочь? Но в её лексиконе явно не было слова Metro. Это было очень странно, потому что слово Metro имелось на всех аэропортовских указателях. И тогда я вдруг вспомнил, что я в Китае и что у меня в загашнике есть заветный Иероглиф! Я достал из кармана маршрут-лист и ткнул девушке в нужный иероглиф. Ааа, - понимающе закивала она, - так Вам нужно Метро?! Оно вон там! И девушка махнула рукой вперёд, а потом куда-то вниз...

Я дежурно ответил се-се и, чувствуя себя полным идиотом, послушно поплёлся вперёд, выискивая глазами средь публики какое-нибудь европейское лицо, с которым можно было поговорить более предметно. Лица европейской национальности не находилось, но зато метров через пятьдесят над эскалатором куда-то вниз я снова увидел вожделенный указатель. В центре аэропорта зиял огромный проём и в нём стояла роща высоченных стройных пальм. Указатель, по которому я шел к метро после погранконтроля, обрывался как раз у этого проёма, но я-то шёл не по стороне эскалаторов. Тамошний указатель - по моей логике, должен был указывать не вперёд, а налево - к проёму. Но что понятно китайцу, непонятно лаоваю. Так что подсказываю: нужно метро - топаем в центр аэровокзала к пальмовой роще, метро внизу!

http://sa.uploads.ru/t/tJyjZ.jpg

Купить билет можно в автоматах. Они англизированы. Автоматы принимают монеты в 1 юань и купюры достоинством 5 и 10 юаней. Если мелких денег нет, крупные можно разменять в Сustomer Service Center, который аккурат посередь линейки турникетов. К слову, такие центры есть на всех станциях метро. Купить билет очень просто. Стоимость проезда в Гуанчжоу не фиксированная, а зависит от дальности поездки. Так что сначала нужно выбрать нужную станцию. Мне нужна была станция Guangzhou South Railway Station. Это синяя ветка, линия 2. Первоначально монитор показывает общую схему метро. Это неудобно для выбора. Поэтому тыкаем на экране в большой синий прямоугольник на маршрутной ленте внизу. Появится изображение только синей ветки №2. На ней и тыкаем на нужную станцию. Обозначится цена поездки. В моем случае - 7 юаней. По умолчанию автомат настроен на 1 билет. Если нужно больше - нужно указать количество. Появится общая стоимость. Нужно подтвердить стоимость, после чего бросать монеты в монетоприёмник или засовывать купюры в щель купюроприёмника. Появится надпись типа "Ждите...", после чего внизу автомата в специальном отсеке вывалится жетон и загрохочет мелочь сдачи. Сдача даётся только монетами! Платить можно и монетами, и купюрами. Например, в моем случае можно было заплатить купюрой в 5 юаней и двумя монетами по 1 юаню.

http://sh.uploads.ru/t/1py6z.jpg

Но это сейчас покупка билета кажется мне лёгкой. А когда я подошёл к автомату, то понятия не имел, как к нему подступиться. Это немного напрягает, если учесть, что за тобой очередь в десяток китайцев. Поэтому, отступив чуть в сторону, я жестом стал пропускать стоявших сзади, внимательно наблюдая за процессом покупки. Правда, китайцы проделывали эту операцию в варианте иероглифов, но общий принцип после третьего показательного сеанса стал в общем-то ясен и я смело подступил к автомату, переключив его на англе. Всё шло замечательнее некуда, я подтвердил свои 7 юаней и стал засовывать десятку в щель купюроприёмника. Десятка не глоталась. Я почесал репу, не понимая, чего автомату ещё от меня нужно. Попробовал снова и снова заталкивать купюру - бесполезно! Автомат не хотел брать мои московские юани. И тут из-за спины появилась чья-то рука и ещё раз нажала на цену в 7 юаней. А потом паренёк жестом показал - вот теперь можете засовывать свою десятку. Тогда, признаться, я не понял, в чём дело. Понял позднее, вернувшись в конце своего турне снова в Гуанчжоу и потренировавшись с автоматом тет-а-тет в более спокойных условиях. Всё дело в количестве билетов. Покупая 1 жетон, нужно дважды подтвердить стоимость поездки (в моем случае 7 юаней) - сначала стоимость поездки, а потом, что нужен именно 1 билет. Покупая же несколько билетов, нужно выбрать количество билетов и подтверждать уже их общую стоимость.

С жетоном тоже есть свои нюансы. Жетон нужно приложить к специальному окошку на турникете - таким же образом, каким в Москве мы прикладываем свой проездной. Именно приложить! И тогда турникет распахивает свои красные дверки. А вот когда мы хотим выйти из метро, то жетон нужно опустить в специальную щелочку! Причем, турникеты могут быть разной конструкции и дырочка сия может быть в разных местах - сверху, сбоку, но она обязательно будет! Не вернёте жетон - фиг выйдете! ))

http://sf.uploads.ru/t/3wN5G.jpg

А метро в Гуанчжоу просто замечательное. Конечно, оно не такое красивое как в Москве или в Петербурге, но оно в высшей степени функциональное. Чтобы чувствовать себя в нём как рыба в воде, не помешает схема в кармане. На худой конец можно посмотреть схему на входе. Потому что для успешной навигации в тамошнем подземелье нужно обязательно знать не только номер нужной ветки, но и название конечной станции нужного направления. Немного непривычно по сравнению с Москвой. Но один в один как в Париже. Переходы в метро Гуанчжоу могут быть очень длинными и даже многоуровневыми и надо постоянно держать в поле зрения и номер ветки, и конечную станцию искомого направления. Не всегда платформа в центре перрона, иногда платформы по разные стороны от линии поездов. Так что, если не следить за конечной станцией, можно прийти на платформу противоположного направления. Типа, хотели в сторону Речного вокзала, а пришли к поезду в сторону Красногвардейской. )) Пожалуй, это единственное принципиальное отличие нашего метро от гуанчжоуского. Если не считать, что платформы там не открытые. От рельсового пути платформа отделена стеклянной стеной с дверьми, которые синхронизированы с дверьми вагонов поезда. Питерцам это хорошо знакомо по некоторым их станциям. А в Гуанчжоу это повсеместно и там при всём желании на рельсы никак не упасть! ))

Вагоны отличные. Новенькие. Комфортные. Начитавшись, что в Китае в метро в вагоны вносят и выносят даже против твоего желания, я ждал натуральных ужасов, а ужасов в Гуанчжоу никаких не было - народ вполне вежливый, терпеливый, не толкается, на вход и выход по ногам не рвётся, на голову не садится, не буянит и разговаривает между собой вполне тихо. Что касается навигации, то она на уровне - иностранцу более чем комфортно. И что мне безумно понравилось, так это 3D-схемы выходов с любой станции. Выходов много, они обозначены латинскими буквами А, B, C, D и т.д. Конечно, они расшифровываются. Типа: выход А - к Красной площади и Историческому музею, выход B - к Лубянке и Библиоглобусу. Но 3D-схемы - это класс! Для ориентации в незнакомом городе - то, что доктор прописал! Посмотрев на эту схему, уже заранее знаешь, где ты выйдешь, что перед собой увидишь, а главное - куда надо свернуть, чтобы прийти в нужное место! У нас в Москве на выходах есть карта ближайшей к станции округи, но карта - это карта, а 3D-визуализация - это высший пилотаж навигации! Очень наглядно. Собянину срочно надо слетать в Гуанчжоу на учёбу к тамошнему мэру! ))

На перронах - четкое направление движения на пересадочную линию с ее номером или названием, а также направление выхода в город. На мониторах - время прибытия ближайшего поезда и следующего. Стрелочки для входящих и выходящих перед дверьми в каждый вагон. Двери, кстати, могут открываться в разные стороны. На самых загруженных станциях вход в вагон с одной платформы, а выход - на другую. Световое табло над дверью. Схема англизирована и в некоторых вагонах дополнена двуязычной бегущей строкой, объявляющей как конечную станцию ветки, так и следующую остановку. Плюс - двуязычное голосовое объявление. Не сориентироваться в метро Гуанчжоу - это надо обладать особым талантом!

http://sa.uploads.ru/t/00m9R.jpg

Но я, пардонюсь, отвлёкся на затянувшуюся оду метро Гуанчжоу. Из аэропорта мне нужно было на Южный железнодорожный вокзал, откуда у меня был поезд в Яншо. Пересадка с линии на линию прошла без приключений, почти полтора часа времени и я на Южном вокзале. Билет в вагон 2-го класса на скоростной поезд я купил онлайн через сайт Тravel Сhina Guide. Но билета как такового у меня на руках ещё не было, был лишь т.н. Tracking number (c номером поезда, номером вагона и номером места), но который нужно было обязательно обменять на настоящий бумажный билет - без него в поезд не сесть!