Базилика Святого Павла "за стенами" (Сан-Паоло-фуори-ле-Мура) - одна из самых значимых не только в Риме, но и во всём католическом мире. В ней захоронен апостол Павел, который был обезглавлен неподалёку отсюда - в месте, ныне известном как Аббатство Трёх фонтанов (Abbazia delle Tre Fontane). Причём этот факт, хоть и косвенно, подтверждается (по крайне мере, во временнОм отношении) экспертизой, проведённой с высочайшего позволения Ватикана уже в наше время и показавшей, что останки в главном саркофаге базилики действительно принадлежат человеку, жившему между 1 и 2 веками.
Первая базилика на месте предполагаемого захоронения апостола была заложена ещё императором Константином, а в конце 4 столетия её перестроили и значительно расширили. И вот в таком виде она простояла, не претерпев существенных изменений - уникальный случай! - до 19 века и, возможно, сохранилась бы и до наших дней, но летом 1823 года произошёл страшный пожар, в результате которого храм оказался почти полностью разрушенным. Так что то, что мы сегодня видим, является, за небольшими исключениями, о которых я скажу чуть позже, практически абсолютным "новоделом", хотя, справедливости ради, надо сказать, что новая базилика строилась "по образу и подобию" своей предшественницы и во многом сохранила её обличие. Правда, утерянной (возможно, её тоже когда-нибудь восстановят, но сейчас это представляется маловероятным) оказалась уникальная двухрядная колоннада (около 800 колонн!) длиной около километра, ведшая к базилике от Аврелиановой стены и являвшаяся "парадной" дорогой для паломников.
"Многие могут подумать, как думаю и я, что ни одно другое здание не дает лучшего представления о величии Рима, чем собор Святого Павла «за стенами», и если не знать, что это реконструкция, то можно на первый взгляд принять здание за чудом уцелевшее. Ему недостает истинно античного духа таких базилик, как Санта Мария Маджоре и Санта-Мария-ин-Арачели, но оно добросовестно воспроизводит великую церковь Святого Павла. И, вероятно, было чем гордиться в 1854 году, через тридцать один год после пожара, когда Пий IX освятил базилику в присутствии прелатов, собравшихся со всех концов света" (Г. Мортон, "Рим. Прогулки по Вечному городу").
Атриум перед главным фасадом базилики окружён белоснежной крытой колоннадой, образуя так называемый квадропортик. А в его центре установлена статуя св. Павла из каррарского мрамора:
Верхняя часть фасада украшена трёхрядной мозаикой, которая по своей сути более или менее повторяет оригинальную (уничтоженную при пожаре). В её верхней части мы видим Иисуса в окружении первоапостолов - Петра и Павла. Под ними изображена стилизованная картина рая в виде холма, на котором возлегает Христос - Агнец Божий и с которого текут 4 реки, символизирующие Евангелия, а около них собираются 12 апостолов в обличии агнцев. Наконец, в самом нижнем ряду изображены четыре ветхозаветных пророка: Исайя, Даниил, Иеремия и Иезекииль:
Изнутри базилика очень просторная и ... не то, что помпезная, нет, скорее - официально-торжественная:
Одни кесонные потолки, чисто "папские", чего стоят:
Алтарную часть от главного нефа отделяет чудом уцелевшая при пожаре триумфальная арка с мозаикой 5 века, созданной по заказу дочери римского императора Феодосия Галлы Плачидии, ставшей впоследствии королевой вестготов (её имя наверняка знакомо всем, кто побывал в Равенне). Нет сомнений, что над ней изрядно потрудились реставраторы, но всё же это - ТА САМАЯ мозаика...
Под аркой расположен алтарь, а над ним - киворий - декоративное сооружение в виде навеса (балдахина). Киворий, кстати говоря, "настоящий", "родной", сооружённый ещё в 1285 году и тоже переживший пожар.
Каменная 6-метровая колонна рядом с ним, украшенная романскими рельефами - совсем не колонна, а пасхальный подсвечник, изготовленный в 1170 году.
Алтарь с киворием установлены над старинным каменным саркофагом, в котором хранятся останки апостола. Его торцовую часть можно увидеть через специальное квадратное окошко:
Апсидную часть базилики украшает ещё одна уцелевшая мозаика - 13 столетия: