Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме!
Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы.
Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений.
Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите.
Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку.
Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.
признаваться страшно, особенно на этом форуме, где Италия так любима, а тут мы с вами
Не бойтесь:) Я много лет во всеуслышание клял и почти материл Италию и итальянцев (один мой рассказ даже кончался словами "... или боже, спаси Италию !" ) - и ничего: живой, как видите
Сейчас мы ненадолго "нырнём" в небольшой переулочек, и я сразу же объясню, зачем. Он, конечно, и со стороны смотрится весьма "аппетитно", но дело не в этом (точнее, не только в этом).
Переулок называется Vicolo del Leonetto, то есть "львёночка" (в родительном падеже). А сам львёночек расположился на стене (точнее, прямо на углу) одного из домов. Нет, вы, конечно, можете возразить, что это ни разу не львёнок, а вообще непонятно кто, но названия переулка это всё равно не изменит
А над порталом другого дома неподалёку - каменная голова Медузы (уж Горгоны или какой ещё - того не ведаю...), пишут, что античных времён:
Ну и сам переулочек очень романтичный, даром, что короткий...
..............................
Церковь Сан-Рокко сама по себе особо не примечательна (за исключением того, что решение о её строительстве принял папа Александр VI, более известный как глава клана Борджиа), таких, или почти таких в Риме - пруд пруди (хотя её интерьеры, судя по фото, очень даже красивые, если кому интересно - http://www.italiavirtualtour.it/dettaglio.php?id=1213 ):
Но на её боковом фасаде можно увидеть очень любопытную штуку: местный "ниломер" (те, кто был в Каире, сразу поймут, что я имею в виду ), точнее, "тибромер" (ну а по-научному - гидрометр): каменную водомерную рейку, на которой отмечали уровни аномального, как это сейчас модно говорить, поднятия воды в реке при наводнениях. На нём, к примеру, видно, что в 1598 году уровень Тибра поднялся почти на 4 метра!
Это единственный сохранившийся гидрометр из пяти когда-то существовавших в Риме. Правда, располагался он, конечно, не здесь, а к стене церкви был перенесён уже в конце 19 века во время реконструкции набережных.
Совсем рядом находятся ещё две античные реликвии. Первая - восстановленный Алтарь мира, воздвигнутый римским сенатом в честь триумфального возвращения императора Августа из поездки по провинциям, который был извлечён из земных недр благодаря (без всякой иронии, там пришлось решать сложные гидротехнические проблемы) Муссолини, а позже помещён внутрь специально построенного для него павильона. А вторая - Мавзолей того же Августа, уже давно находящийся в состоянии перманентной реставрации. Кроме самого императора здесь были похоронены уже упомянутые в этом рассказе его сестра Октавия, племянник Марцелл, а также император Клавдий (помните его акведук?).
Сейчас Мавзолей обнесён забором и окружён строительными лесами, разглядеть его практически невозможно. Разве только частично и кусочно:
..............................
По пути к Пьяцца-дель-Пополо мы проходим мимо дома-студии известного скульптора конца 18 - начала 19 веков Антонио Кановы (одни из самых известных его работ - "Амур и Психея" и "Три грации"). На стенах дома находятся многочисленные фрагменты самых разных античных скульптур, которые, как я понял (но не уверен, что на 100% правильно), когда-то служили Канове "материалом" для изучения и, возможно, вдохновения.
Ещё одна "говорящая статуя" - Бабуин (Бабуино) в составе одноимённого фонтана. Сама статуя, вроде как, древняя, возможно, даже античная, хотя - что любопытно! - нигде её история не рассказывается. Считается лишь, что она изображала бога Силена (правда, не уточняется, какого именно: самого Силена - сын Гермеса и воспитателя Диониса или просто одного из "силенообразных", ведь силенами ещё назвали целую мифическую народность, как, например, нимф). По бытующей легенде бабуином бедного бога прозвали за его уродливость и сходство с обезьяной, хотя итальянская "Википедия" предлагает в качестве альтернативы лингвистическую версию, которая, впрочем, в конечном счёте мало отличается от первой.
Так, по большому счёту, в Риме один главный "магистральный" (не считая нескольких десятков "побочных") маршрут Правда все проходят его по-своему. Мы с Вами, видимо, одинаково мыслили
"Народная площадь" Пьяцца-дель-Пополо (хотя есть предположение, что народ тут вовсе ни при чём, а название произошло из-за росших здесь тополей, которые на латыни обозначаются тем же словом) - одна большая "картинка" на тему "Рома Рома Рома Рома - кэ белиссима читта"…
"В отличие от большинства римских львов, которые с важностью низвергают в свои чаши потоки воды, эти львы на Пьяцца дель Пополо цедят сквозь зубы нечто веерообразное, подобное изогнутой тонкой стеклянной пластинке" (Г. Мортон):
Установленный в центре площади древнеегипетский Фламиниев обелиск, который так и норовит влезть в каждый кадр, был создан в 13 век до н.э. и является третьим по высоте среди прочим римских обелисков:
Над Пьяцца-дель-Пополо возвышается "8-й" римский холм (в том смысле, что он не входит в число семи "классических" холмов, на которых расположился Рим) - Пинчо (или Пинчио). Древнеримские знатные семейства ещё в доимперские времена оценили красоту этого места и обосновались здесь, построив множество особняков и вилл с садами, в их числе, как полагают, был даже сам Помпей. Вот на этот холм мы сейчас и поднимемся, благо сделать это, по сравнению со, скажем, Авентином, довольно не трудно. Тем более, что дорога туда - сама по себе небольшой музей под открытым небом:
Фонтан с нехитрым названием "Ванна" (Fontana della Vasca) тоже очень простой. Интереса же он заслуживает потому, что центральный массивный "бак" (пишут, что он изготовлен из красного гранита, но цвет за много столетий уже "потерялся") является очень древним и, как предполагают, некогда использовался в каких-то античных термах. (в скобках замечу, что здесь я, наконец, всё-таки умудрился «поймать» кран, от которых в других местах благополучно уклонялся)
Наверху холма в центре небольшого круглого бассейна расположен очень красивый и необычный Фонтан Моисея. Он изображает эпизод, когда мать будущего пророка, желая спасти сына ("фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у Евреев сына бросайте в реку"), "не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки":
Пинчо - холм относительно невысокий, и виды на Рим отсюда открываются не столь панорамные, как с прочих знаменитых "смотровых площадок", но всё-таки они (виды) имеются :
Главной же туристической "фишкой" Пинчо является вид со здешней террасы над Пьяцца-дель-Пополо на закат на фоне купола собора св. Петра. В этот день до сумерек времени оставалось ещё много, солнце светило прямо в кадр ... ну давайте то, что получилось, назовём "очень ранним закатом"
К сожалению, не успел я дописать про "каменную Италию" до очередной поездки, поэтому пришлось сделать небольшой перерыв... Поездка, кстати, получилась ошеломляющей, просто настоящий "вынос мозга". Которая теперь заставляет пересмотреть планы будущих путешествий... Но пока мы всё ещё в Риме, где застряли на Пьяцца-дель-Пополо, откуда и начинаем потихоньку выбираться .
По дороге к "Народной" площади (или от неё) я советую обратить внимание на, казалось бы, неприметную и сравнительно малоизвестную улочку Виа Маргутта (Via Margutta). Она напоминает уже упомянутую где-то выше Виа-дей-Коронари, но является ещё более атмосферной, ещё более уютной и ещё менее людной (не хочется писать "менее туристической", чтоб это не выглядело снобизмом; я не очень люблю подобные штампы и не считаю зазорными прогулки по туристическим местам, равно как и не считаю достоинством превозношение своей якобы "нетуристичности"; единственная реальная заслуга путешественника – уметь выбрать именно те уголки, которые нравятся или интересны именно ему). Это настоящая "домашняя" римская улочка, хотя магазинчики для "заезжих" и даже какие-то "едальни" на ней тоже имеются. Ну а контраст с проходящей практически параллельным курсом местной "Тверской" (Корсо) очевиден до до невозможности.
Здесь же можно увидеть Фонтан искусств - ещё одно произведение Пьетро Ломбарди:
Другой интересный фонтан расположен на одной из соседних улиц с интригующим названием улица Львиной пасти (Via Bocca di Leone). Никакой пасти там уже давно нет, и была ли она вообще - тайна сия затерялась в глубинах веков или, может, даже тысячелетий. Есть предположение, что ещё в римские времена она (не сама по себе, а в составе цельной львиной морды, естественно) была изображена на крышке люка, ведущего в глубины античной канализации (то бишь клоаки) - нечто подобное известным Устам Истины, дожившим до наших дней и находящимся ныне в церкви Санта-Мария-ин-Космедин на Бычьем форуме. Называется он Фонтаном Торлония - по имени одноимённого палаццо, к стене которого он "прислонился", а главной его особенностью является древнеримский саркофаг (сам-то фонтан не старый, его построили уже в 1842 году) с барельефами, изображающими фавнов и каких-то особ дамского пола:
Вряд ли кого-то удивит обилие народа на Площади Испании, особенно в столь "лакомое" предзакатное время. По числу людей на квадратный сантиметр она уступала, пожалуй, только Фонтану Треви (вот где был ужас-ужас!!! ), но, в отличие от оного, людность вокруг самой знаменитой Лестницы в мире (мне кажется, реальных конкурентов у неё в этом нет, как считаете?) не выглядела сумасшествием, а воспринималась очень органично. Интересно, я раньше не знал, что фонтан-лодочка "Баркачча", оказывается, появился на свет аж на целый век раньше самой лестницы. А вот церковь на вершине (Тринита-деи-Монти), напротив, существовала ещё почти за столетие до сооружения фонтана.
Вроде ведь не сезон каштанов, а здесь они чуть ли ни на каждом углу...
Кстати, сказал о каштанах, а почему-то вспомнилось мороженое (вот что общего?! ). Вопреки широко бытующему мнению я не считаю римское (да и вообще итальянское) мороженое каким-то очень уж выдающимся и особого вкусового различия между ним и тем, что продаётся в Испании и прочих европейских странах, не вижу. Разве что выбор здесь, возможно (только возможно - не подсчитывал, исключительно на глазок!), побольше, да и ассортимент утончённых вкусо-ароматов побогаче (хотя вот на Санторини попробовал оливковое мороженое - ничего особенного, но оливковое! - а в Риме такого не видел). Меня поразило мороженое со вкусом "крема каталана" - "испанцы" поймут, что это такое Скажу честно: вкус - 1 в 1, от "настоящего" каталонского десерта не отличишь Ну и "коричное" (в смысле - с корицей) запомнилось, может, потому, что я её (корицу) вообще очень люблю. А вот "шампанского", про которое я много читал, встретить нигде не удалось (хотя, признаюсь, что такой задачи и не стояло, и каждая встречная "точка" на предмет наличия оного особо не изучалась).
..............................
Церковь св. Лаврентия Сан-Лоренцо-ин-Лучина - ещё один римский храм времён раннего христианства. Она, конечно, претерпела множество "ап-грейдов", зато сохранила "настоящую" романскую колокольню - одну из "жемчужин" Средневековья, за которыми в сегодняшнем Риме ещё очень побегать надо:
Остатки старины (лев - 12 века) в небольшом атриуме под церковным портиком:
Очередной древнеегипетский обелиск перед фасадом Палаццо Монтечиторио:
Ещё один древнеримский саркофаг "примостился" перед боковым фасадом церкви с длинным названием Святой Марии Непорочного Зачатия на Марсовом поле (Santa Maria della Concezione in Campo Marzio). Ответ на вопрос, а что он здесь делает, я неожиданно получил из той же детской книжечки (повторюсь - замечательной!) "Чижик в Риме": "В Риме нет никаких "потому что", в нем сплошные "чтобы было". Возможно, это не тот ответ, который я искал, но в логичности и остроумии (логичной остроумности?) ему отказать трудно, не так ли?...
Храм Божественного Адриана входил в суперобязательную программу, и ожидания он оправдал по полной программе. Мне кажется, это самая недооценённая римская достопримечательность. Несмотря на то, что его почти полностью "скушала" местная фондовая биржа (понятно, что отдельно стоящие сооружения, даже если это развалины, всегда смотрятся более эффектно), остатки колоннады бокового фасада, насчитывающие 11 колонн (а всего их было 13) высотой 15 метров, производят сильное впечатление . Особенно, если подойти совсем близко к ним и ощутить мощь этих камней:
Кстати, многочисленные отверстия в стене храма - совсем не следы бомбёжек или обстрелов: они «родные» и предназначались для крепления наружных мраморных плит и, возможно, какого-то декора.
На Площади Колонны (Piazza Colonna) возвышается именно она - колонна Марка Аврелия, того самого императора, чья статуя ныне украшает Капитолийский холм, сооружённая по образу и подобию колонны Траяна. Она также украшена спиральным барельефом, который изображает батальные сцены сражения римской армии с варварами, и внутри неё тоже проложена ведущая наверх винтовая лестница с узкими окошками. Когда-то колонну венчала статуя Марка Аврелия, но она была разрушена в Средние Века, а в 16 столетии вместо неё установили скульптуру апостола Павла (примерно тогда же на колонну Траяна водрузили св. Петра).
Сооружение колонны Марка Аврелия (конец 2 века) ознаменовало те времена, когда Римская Империя ещё была сильна и могущественна, но на горизонте уже маячили первые признаки её будущего заката. До времён "последнего легиона" было ещё далеко, но на границах уже было не столь спокойно и благополучно, как прежде, а управление многочисленными дальними провинциями и обеспечение порядка в них вызывало всё больше сложностей (реформа Диоклетиана, разделившего Империю на 4 части и введшего институт тетрархов, только отсрочила развитие кризиса). К тому же в стране начались эпидемии, а гордость Рима - налаженная система дорог и коммуникаций - способствовала быстрейшему распространению болезней.
..............................
Самое, возможно, оригинальное сооружение античного Рима - мавзолей Гая Цестия в форме пирамиды (и названный, соответственно, пирамидой Цестия), построенный менее чем за год в 12 году до н. э. вблизи ворот Сан-Паоло (бывших Остийских). Такой вид, как считают, был обусловлен тем, что незадолго до того Египет стал римской провинцией, и в Риме появилась мода на его культуру. "Парная" ей Ватиканская пирамида (предания утверждали, что в Цестиевой пирамиде был захоронен Рем, а в Ватиканской - его брат Ромул) просуществовала до конца 15 столетия, когда была разрушена "испанским" папой Александром VI - знаменитым Родриго Борджиа.
Впрочем, не менее оригинальный, хотя визуально не столь эффектный памятник, сохранившийся со времён Римской империи - холм Тестаччо - искусственная горка, почти полностью состоящая из осколков разбитых древних амфор (причём в подавляющем большинстве - огромных, 70-литровых), в которых перевозилось оливковое масло, в основном - из Испании. Даже его название происходит от латинского слова testa - "керамический черепок". До сих пор точно не известно, почему римляне утилизировали амфоры именно таким образом. Большинство версий склоняются к тому, что после того, как амфоры использовались несколько раз, запах прогорклого масла въедался в их внутренние стенки, и вновь налитое в них свежее масло портилось. А именно в этом месте холм образовался по причине близости к старому порту на Тибре.
Обо всём этом ныне напоминает обаятельный Фонтан амфор на площади Тестаччо (правда, географически она находится чуть в стороне от холма) - ещё одно творение (пожалуй, самое монументальное) Пьетро Ломбарди: