Недалеко от Пьяццы Навона (честно говоря, я так и не знаю, склоняется ли в русском языке слово "пьяцца"... ) притаилась (не знать где - в жизни не обратишь внимания!) самая знаменитая из римских так называемых "говорящих статуй" - Пасквино. Откуда она взялась - точно уже никто не знает. По самой распространённой версии, когда-то она была частью античной скульптурной композиции на тему гомеровской "Илиады" и изображает Менелая, сражающегося за тело убитого Патрокла, "храбрейшего ахейца". Обнаружена она была в начале 16 века, после чего её установили около Палаццо Браски на небольшой площади, впоследствии названной Пьяццей Пасквино.
Касаемо самого Пасквино непоняток ещё больше: если честно, никто вообще не знает, кто он такой и кем он был (соответственно, возникает вопрос: а был ли…) - то ли цирюльником, то ли сапожником, то ли портным, но его мастерская вроде как находилась рядом с тем местом, где поставили статую. Кто-то считает, что он писал язвительные стихи и размещал их на постаменте "Менелая", а кто-то - что никаких стихов не было, а просто тот Пасквино чем-то походил на скульптурное изображение - концов тут всё равно уже не найти, а вот имя римского мастерового к статуе прицепилось основательно и, как потом выяснилось, насовсем. А от него позже пошло и слово "пасквиль" - так прозвали сатирические, а иногда и откровенно злобные высказывания и сочинения, в основном, социально-политического характера, которые наклеивали на статую и рядом с ней (что имеет место быть и по сей день). Римлянам сия забава понравилась, и скоро появились другие "говорящие статуи", начавшие вступать между собой (но в основном всё с тем же Пасквино) в "беседы" - посредством наклеиваемых на них текстов. Самыми известными среди них, кроме самого Пасквино, были Марфорио, Факкино, Бабуин, Аббат Луиджи и Мадам Лукреция (имена - как в репортаже со спиритического сеанса! ).
Марфорио - огромную статую водного божества, изображающую то ли Тибр, то ли самого Нептуна, уже давно "припрятали" от греха подальше во внутренний двор Капитолийского музея, с Факкино наши пути разошлись, Бабуина я покажу чуть позже, а мадам и аббата представлю прямо сейчас и начну, естественно, с дамы - единственной представительницы своего пола среди "говорящих статуй".
Мадам Лукреция, расположенная в самом дальнем углу площади Сан-Марко рядом с одноимённой церковью и Дворцом Венеции - большой женский бюст, предположительно - богини Исиды (есть мнение, что именно ей принадлежала и мраморная нога, которую я показывал в разделе ночного Рима). Своим прозвищем она обязана некоей Лукреции д’Аланья, фаворитке неаполитанского короля Альфонсо V, которая то ли владела статуей, то ли просто проживала недалеко от неё после того, как перебралась в Рим после смерти Альфонсо.
Аббат Луиджи - статуя неизвестного римлянина в тоге - тоже спрятался подальше от всех: в укромном уголке около базилики Сант-Андреа-делла-Валле. А прозвали его так из-за внешнего сходства с одним из священником находящейся поблизости другой церкви - Святой Плащаницы пьемонтцев. За свою долгую историю "аббат" неоднократно лишался головы, её восстанавливали... и вот сейчас у него опять "безголовый" период:
..............................
Много ли вы видели церквей, украшенных не просто крестом, а крестом на оленьих рогах? Я вот впервые увидел подобное на римской церкви св. Евстафия (Sant'Eustachio):
По преданию, Евстафий - римский военачальник времён императоров Тита и Траяна - принял христианство после того, как во время охоты увидел между рогов преследуемого им оленя распятого Христа.
Фасад уже упомянутой базилики Сант-Андреа-делла-Валле (возле которой обосновался Аббат Луиджи) абсолютно типовой и не заслуживает особого внимания (стоит, пожалуй, только отметить, что её купол - второй по величине в Риме после Сан-Пьетро). Но если приглядеться, можно заметить на нём любопытную деталь: "несимметричного" ангела с поднятым крылом, как бы поддерживающим фасад. Его создатель - скульптор Эрколе Феррата, автор того самого обаятельного слона, на спине которого установлен обелиск перед церковью Санта-Мария-сопра-Минерва. Говорят, что изначально папа Александр VII поручил Феррате установить на церкви двух ангелов, но уже первая статуя ему не понравилось, о чём он заявил публично. Скульптор, в свою очередь, обиделся и отказался делать второго.
Сама же Санта-Мария-сопра-Минерва считается ныне единственной готической церковью в Риме. Снаружи-то, честно говоря, она "готическая" очень условно, в основном лишь потому, что небарочная.
Зато внутри она действительно потрясающая, и я сейчас с удовольствием ещё раз полюбуюсь её интерьерами :
Не, ну слон просто потрясающий! Некоторые придираются к тонкостям его анатомии, но, на мой взгляд, это настолько вторично по сравнению с такой умильной мордочкой...