Ай-яй-яй!
Денис говорит, что мы там ходили, но или я ногу не помню, или она пряталась!
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Италия » Италия в камне: Рим, акведуки, пещерные улицы этрусков, парк монстров
Ай-яй-яй!
Денис говорит, что мы там ходили, но или я ногу не помню, или она пряталась!
Умбрия помогла?
Да нет, скорее, "неисповедимы пути господни": "любовь нечаянно нагрянет, когда её совсем не ждёшь"
изучение арабского языка
отчет о командировке (3 дня) - задание выполнено!
Ну это по нашему
интересно было почитать про некрополь и и исследования гробницы Петра)
У Г. Мортона, кажется, про них хорошо написано, его-то всюду пускали...
а внутри удалось походить? эти упыри все перекрывают обычно и за деньги пущают!
В смысле? Не очень понял, внутри чего?
потому что его докопали в 2002м
Тогда понятно
в сериале "Рим", который я не устаю рекламировать
Я его как раз смотрю, но, скорее, "листаю": честно говоря, не захватывает...
да ладна! я десять сделала!
Ура! Я не один!
или она пряталась!
Ну они, ноги, такие...
Отредактировано savl (2017-04-25 20:02:51)
=========================================================
Что ж, друзья, спасибо всем, кто прочитал и разделил со мной воспоминания о "первом" римском дне (хронологически потом ещё была Базилика Святого Павла "за стенами", но я решил перенести её на потом, чтобы разнообразить сам рассказ, поскольку церквей и базилик в последних разделах уже было предостаточно).
Ещё в самом начале я сказал, что за какими-то особыми "открытиями" в Риме я не гнался, и сейчас никого ничем удивить не пытаюсь (да это и невозможно, говоря о ТАКОМ городе). Это не рассказ, как таковой, и даже не путевые записки - это просто "римские картинки", какие мне самому будет интересно (надеюсь, что так!) пересмотреть лет так через несколько, тем более что, благодаря погоде, они получились если и не очень качественными (на что я со своей "мыльницей" и не претендую), то яркими, цветными и живыми.
Я сразу и честно предупреждаю, что следующая часть ("второй день") в плане мест, которые я покажу, будет ещё более традиционной, возможно, даже банальной. Ну что же, это тоже часть "моего" Рима, и я хочу запомнить его именно таким. Мы, конечно, завернём в некоторые "уголки", но в целом маршрут пройдёт по стандартным, известным всем местам. Поэтому "говорить" я буду ещё меньше, а фотографий будет ещё больше - уж простите меня за это, я знаю, что когда (и если!) мне захочется вспомнить "Рим-2017", то я не стану смотреть фото, а открою этот рассказ... И кроме того, я уверен, что его прочитают и те мои друзья, которые знают Рим намного хуже, чем завсегдатаи этого раздела, которые эту часть, наверное, просто пролистают или и вовсе пропустят, на что имеют полное право
Я уже не раз писал, что на посещение той или иной страны или даже отдельного города иногда самопроизвольно накладывается какая-то песенка или мелодия. До сих пор помню, что в самой первой итальянской поездке (той самой, что была 20 лет назад) меня всю дорогу "сопровождала" "Итальяно" (та, что "по-умному" называется Lasciate Mi Cantare) Тото Кутуньо - я, кстати, и сейчас считаю её самой "итальянской" песней всех времён и народов (не считая, конечно, главного "гимна" отдельно взятой Сицилии - лучшей в мире инструменталки из "Крёстного Отца"). А вот на этот раз откуда-то взялась песня, которая из всех, где хотя бы упоминается слово "Рим", является, наверное, самой "неримской", её даже страшно назвать – это «Rom» из альбома "Чингис-Хана" 80-го года! Ну а кто такой этот "Чингис-Хан", должны прекрасно помнить люди моего поколения, для которых слова "дискотека 80-х" были жизненной реальностью, а не ретро-передачей. Эх, было время...
Нет, что-то в этой песенке всё же есть... Вполне "имперское" (так и видится точёный профиль очередного Августа) начало и весёленькое (не знаю, правда, насколько "итальянское") "Рома Рома Рома Рома - кэ белиссима читта" в конце:) А прочитав её перевод, я даже удивился: текст оказался намного разумнее, чем можно было предположить (как, кстати, и в Бониэмовском "Распутине") - этакий краткий экскурс в историю города (с поправками на жанр, разумеется).
Другая версия "рассказа о Риме в двух словах" (я бы назвал это "от Рима имперского до Рима папского") - в современной напольной мозаике:
Ну а теперь - в Рим! Несмотря на будний день, пройти какие-то несчастные 300-400 метров от метро "Колоссео" по улице Императорских форумов (Виа-деи-Фори-Империали) до начала этих самых форумов оказалось очень непросто: дорогу приходилось прокладывать чуть ли ни локтями (фигурально, конечно, но очень близко к истине ).
Сама улица, кстати, появилась в 10-летнюю годовщину правления Бенито Муссолини (и сначала называлась улицей Империи) в 1932 году. Вообще Муссолини к древнеримскому наследию относился с большим пиететом, а основой его градостроительной программы было "освобождение" (это слово мы ещё вспомним) античных памятников, предполагавшее массовый снос построек, выросших на протяжении многих веков вокруг развалин древнеримских сооружений. Виа-деи-Фори-Империали тоже, с одной стороны, "освободила" территорию Римских форумов, но с другой - пролегла прямо "по-живому" - через них.
Императорскими форумами называют 5 форумов, построенных во времена Римской империи к северу от самого известного и самого туристического "просто" Римского форума (Forum Romanum). В отличие от него, Императорские форумы являются более доступными: достаточно просто идти по Виа-деи-Фори-Империали и смотреть по сторонам (правда, иногда приходится перебегать с одной стороны улицы на другую). Вот мы и посмотрим. Сначала налево:
А потом - направо, где находится Форум Августа, столь впечатливший в вечерней подсветке, и уже не так сильно - днём:
Интересно, что массивная стена на заднем плане - не остатки какого-то сооружения, а брандмауэр - специальный противопожарный "заслон" из огнеупорного камня, отделяющий форум от трущоб бедного квартала Субурры, имевшего нехорошую репутацию, а "попутно" являвшегося очень пожароопасным. Его так и назвали: Стена Субурры (Muro della Suburra).
Форум Августа был сооружён Октавианом, тогда ещё не Августом, после военной победы над фракцией "убийц Цезаря" (Брута и Ко). Что интересно, место для строительства было куплено на собственные средства будущего императора. Более того, приобрести столько земли, сколько было нужно, ему не удалось из-за плотной окружающей застройки, а пользоваться "служебным положением" и изымать собственность у местных жителей (и лавки у торговцев) он, уже располагая практически неограниченной властью, не захотел. Так-то вот…
Один из самых атмосферных уголков античного мира, сохранившихся до нас - немного напоминающий фрагмент амфитеатра Рынок Траяна, ставший, по сути, первым в мире торговым центром. На его пяти этажах вдоль внутренних коридоров и даже улиц располагалось около 150 лавок и магазинов, а также харчевни и винные таверны, а на самом верху находился пункт бесплатной раздачи зерна. Каждая торговая точка имела "витрину" - открытый фасад, выходивший наружу. От "прочего" мира рынок также был отделён противопожарной стеной.
К сожалению, большой участок улицы, проходящей перед рынком, был закрыт из-за каких-то строительных работ, поэтому встать "лицом к лицу" с ним не получилось...
Рынок Траяна был частью Форума Траяна - самого крупного из римских Императорских форумов, размер которого практически был равен всем остальным, вместе взятым. Андалусиец Траян, первый "неитальянский" император Рима (он родился в городке Италика, расположенном близ испанской Севильи), построил его на доходы от завоевания Дакии (именно благодаря этой экспансии жители Румынии и Молдавии говорят на разновидности романского, а не славянского или какого-либо другого языка), а главным памятником как самой военной компании, так и форума, стала знаменитая Колонна Траяна - одно из чудес нынешнего Рима.
Эта колонна когда-то стала моим первым впечатлением от Рима и сразу же - первым потрясением. Я помню, как ранним утром нас вывели из полутёмных улочек, куда ещё не проникли лучи света, на большую площадь - и все замерли, увидев перед собой потрясающую белоснежную колонну на зелёной травке, уходящую вершиной в ослепительно голубое небо (тут надо ещё добавить ошеломляющий контраст с февральской Москвой, откуда мы прилетели только накануне вечером)...
Я, конечно, не буду рассказывать про Колонну Траяна - информации о ней предостаточно. Но я отмечу те моменты, о которых я раньше не знал, и которые показались мне любопытными. Во-первых, что внутри неё находится ведущая на самый верх винтовая мраморная лестница (185 ступеней!), которая освещается естественным светом через 43 окошка, ориентированных снизу вверх, поэтому с земли они не заметны. Во-вторых, рельефы специально создавались неглубокими, чтобы тень от одних не закрывала другие. Ну и в-третьих, что надпись на основании колонны была взята за основу для шрифта Trajan, появившегося, кстати, в книгопечатании намного раньше эпохи компьютеров.
Поскольку, как я уже сказал, Траянова колонна фактически является военным монументом, то следующая песня (будем считать её небольшой музыкальной паузой) будет очень к месту. Одним из её исполнителей (но не автором!), кстати, в своё время был В. Высоцкий.
А мы пойдём дальше. "Рома Рома Рома Рома - кэ белиссима читта"… (вот напасть-то! )
На краю небольшой Площади Сан-Марко, которая является "отростком" Площади Венеции, стоит маленький Фонтан Шишки - одно из творений современного архитектора и скульптора Пьетро Ломбарди. В 20-х годах прошлого века он выиграл национальный конкурс на создание новых фонтанов в Риме и в течение нескольких лет построил около десятка фонтанов в разных районах города, подобрав к каждому из них наиболее характерный, по его мнению, образ. Мне его "миниатюры" (большинство его фонтанов, за исключением, пожалуй, лишь Фонтана Амфор, очень небольшие) очень понравились, и в дальнейшем кое-какие из них я ещё не раз покажу.
Сейчас я быстренько покажу любопытное сооружение, на которое я бы никогда не обратил внимания, если бы не прочитал о нём заранее. Если Рынок Траяна был первым в истории "гипермаркетом", то древнеримские инсулы - а именно о руинах одной из них я говорю - стали прообразами многоквартирных многоэтажек, причём даже структура была сходной: снизу - магазины, сверху - жилые помещения, сдаваемые в аренду. Зато водопровод и канализация присутствовали далеко не всегда, а если и были - то только на нижних этажах. Готовили, как правило, прямо на полу на открытом огне, поэтому горели инсулы часто и с удовольствием... Интересно, что для уменьшения опасности пожаров и обвалов во время правления императора Августа высота многоэтажек была ограничена 20 метрами (какой же она была до этого?!), а позже, при Траяне - уже 18-ю.
Самая крупная и хорошо сохранившаяся инсула в Риме (датируется 2 веком), имевшая, как считают, 5 этажей и вмещавшая около 380 человек, находится аккурат у подножия Капитолия - чуть левее микеланджеловской Кордонаты. В 12 столетии в неё встроили церковь, о которой напоминают остатки апсидных фресок:
И сам Капитолийский холм - снизу вверх (вторично подниматься, теперь уже днём, было, если честно, лень, да и не за чем):
В смысле? Не очень понял, внутри чего?
внутри церкви со слоном)
Lasciate Mi Cantare
абажаю!
в каком-то сериале отчетсвенном нгедавно зацепила диалог (барышня встречается с итальянцем и он спрашивает ее, каких певцов из Италии она знает):
- ну вот кого ты знаешь?
- Адриана Челентано!
- моя бабушка слушает Челентано! это же олд скул!
я, кстати, надеюсь дожить до того момента, когда зачистят нафиг эту Форумную улицу и раскопают форумы)
внутри церкви со слоном)
Так зашёл - я ж там пару фото привёл, потому и удивился вопросу. И потом, уже днём, тоже свободно - об этом чуть дальше будет.
я, кстати, надеюсь дожить до того момента, когда зачистят нафиг эту Форумную улицу и раскопают форумы)
Не, думаю, что "жить в эту пору прекрасную..." - ну и дальше по Некрасову
Театр Марцелла (или, как намного более певуче звучит по-итальянски, Марчелло) входил не просто в обязательную, а в суперобязательную программу этой поездки. Увидеть хорошо сохранившийся фасад "малого Колизея" мне хотелось давно. Когда-то нам показали его из окна автобуса, но, естественно, никто ничего не понял, поскольку все с вытаращенными глазами смотрели на "Рим вообще" (практически для всех то путешествие было первым посещением Италии). И ожидания оправдались по полной программе. Театр Марцелла (названный в честь умершего в юном возрасте племянника Октавиана Августа, которого не имевший своих сыновей император видел своим преемником), конечно, не столь огромен и монументален, как Колизей (из трёх его ярусов сохранились только два), но, в отличие от него, изрядно облагороженного, выглядит настоящей аутентичной древностью, мало тронутой реставрациями (которые, конечно же были, причём во множественном числе). Его мощные опоры из неотшлифованного камня вблизи вызывают чувство, близкое к священному трепету. В общем, при взгляде на Театр Марцелла действительно захватывает дух...
В Средние Века, когда все защищались от всех, и выражение "мой дом - моя крепость" воспринималось буквально, театр превратился в хорошо укреплённый замок, а в 16 столетии стал основой для возведения внутри него и над ним дворца знатного семейства Орсини. Ныне Театр Марцелла является, возможно, единственным в мире сооружением с 2000-летней историей, в котором до сих пор проживают люди. Из его ближайших конкурентов я могу назвать только Дворец Диоклетиана в хорватском Сплите, но он моложе на целых 300 лет...
В 1926-1930 годах по приказу Муссолини Театр Марцелла был "освобождён" (помните, я раньше говорил, что это слово нам ещё встретится?): окружающие его средневековые постройки снесли, а при расчистке территории обнаружили развалины античного храма, посвящённого, как считается, Аполлону-Врачевателю. После дальнейших раскопок и последующих реставраций из найденных артефактов воздвигли фрагмент храмовой колоннады, которая смотрится очень живописно (а чего б на салатовой травке да под голубым небом живописно не смотреться?! ):
Рядом с храмом Аполлона, как предполагают, находился ещё один храм, посвящённый римской богине Беллоне. От него практически ничего не осталось, поэтому даже инсталлировать было нечего, зато с ним связана очень интересная история.
"В старину, когда Рим хотел пойти войной на кого-то из соседей, во враждебный город отправлялся член специальной коллегии жрецов-фециалов и, следуя строго установленному обряду, объявлял там римские претензии и намерения. Если по истечении тридцати трех дней вопрос не решался мирным путем, фециалы отправлялись к пределам враждебного государства и бросали копье на территорию неприятеля. Это считалось официальным объявлением войны. Но в III веке до н. э. владения потенциальных врагов оказались слишком далеко от Рима: до Сицилии или Карфагена копье не добросишь. Тогда римляне заставили пленного греческого солдата купить небольшой участок земли возле храма Беллоны. Поскольку теперь формально это была вражеская территория, фециалы могли спокойно метать копье в этот пятачок, не нарушая традиции. А для пущей торжественности перед храмом воздвигли Колонну Войны (Columna Bellica), с которой и метали копье" (В. Сонькин - "Здесь был Рим").
К Театру Марцелла (нет, всё-таки Марчелло намного более красиво, правда?!) примыкают остатки ещё одного интересного древнеримского сооружения - Портика Октавии. Собственно, то, что мы видим сегодня - это не портик, как таковой, а лишь вход на несохранившуюся прямоугольную площадь, окружённую двойной крытой колоннадой (которая и являлась портиком). Этот комплекс был построен императором Октавианом Августом, который назвал его в честь своей сестры Октавии - женщины с удивительной судьбой и благородным сердцем. По решению Сената из политических соображений она вышла замуж (вторым браком, будучи при этом беременной от первого мужа) за Марка Антония, а когда тот "спутался" (ставлю кавычки, потому что не мне судить поступки других людей) с Клеопатрой и стал врагом Августа, умудрилась сохранить хорошие отношения с ними обоими. Более того, после разгрома мятежников и самоубийства Марка Антония Октавия взяла на воспитание всех детей Антония от Клеопатры (кстати, у них были очень красивые имена: Александр Гелиос, Клеопатра Селена и Птолемей Филадельф).
Добавлю только, со времён средневековья до конца 19 века в стенах Портика Октавии, считавшегося географическим центром римского гетто (оно, кстати, было упразднено только в 1870 году уже после воссоединения Италии), устраивали рыбный рынок. О нём напоминает название улицы Via di S. Angelo in Pescheria, названной в честь располагавшейся здесь церкви св. Ангела на Рыбном рынке.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Италия » Италия в камне: Рим, акведуки, пещерные улицы этрусков, парк монстров