Мне так весь рассказ нравится, что я даже не знаю, что написать. Просто смотрю и наслаждаюсь.
А я даже не знаю, что ответить Только одно: спасибо:))
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Италия » Италия в камне: Рим, акведуки, пещерные улицы этрусков, парк монстров
Мне так весь рассказ нравится, что я даже не знаю, что написать. Просто смотрю и наслаждаюсь.
А я даже не знаю, что ответить Только одно: спасибо:))
Мне так весь рассказ нравится
+1!
savl
У меня тоже Рим был моей первой заграницей, но я полюбила его сразу и навсегда, потому что всегда обожала Питер. А Питер строили итальянцы. Я подсчитала: получается, что я провела в Вечном городе что-то около 4-х месяцев! И все мне мало. Вот два дня назад вернулась оттуда и уже с удовольствием читаю Ваш отчет
Друзья, ну уж коль так "пошло", я, с вашего позволения, продолжу
===============================
Прогулку по Риму дневному мы начнём с того же, с чего она началась в то мартовское воскресенье: с очень интересного места - Парка акведуков (Parco degli Acquedotti). Собственно, это не совсем парк - у него нет ограды, часов работы и, тем паче, входной платы, прийти сюда при желании можно даже ночью. Это граничащая с Аппиевой дорогой большая зелёная зона (бывшая Agro Romano), на которой сошлись пути шести (иногда пишут семи) из 11 акведуков, питавших водой Рим в разные эпохи, сооружённых преимущественно во времена Империи.
Парк акведуков находится на южных окраинах Рима, но попасть в него очень просто, поскольку как раз параллельно парку (правда, на расстоянии 8-10 минут пешего хода, но что это такое для тех, кто приехал в Рим?!) проходит красная линия метро. В посвящённом Парку акведуков буклете, который можно скачать на http://www.parcoappiaantica.it/home/ris … ry/1-flyer , есть хорошая план-карта, наглядно показывающая все подходы и подступы:
Я советую доехать до станции Subaugusta, оттуда кратчайшим путём дойти до парка, потом, зайдя в него, пройти немного левее (по карте - ниже) вдоль самого эффектного акведука - Клавдиева, а потом, опять же вдоль него, направиться по направлению к центру города - пока не устанете. Ну а затем выйти к ближайшему метро. Полный путь будет выглядеть примерно так: https://www.google.ru/maps/dir/Subaugus … m0!1m0!3e2 , а более простой и короткий - https://www.google.ru/maps/dir/Subaugus … m0!1m0!3e2 .
А на этой карте хорошо видно, как протянулись к Риму, словно щупальца, "ветки" разных акведуков, и что большая часть их сходится как раз в том месте, где сегодня находится Парк акведуков:
Так уж получилось, что акведуки, будучи по своей сути сооружениями сугубо утилитарными, стали едва ли ни главными памятниками великой Древнеримской Империи, а самые известные из них, такие, как Пон-дю-Гар или акведук в испанской Сеговии, стоят в одном ряду с самыми знаменитыми европейскими достопримечательностями и посмотреть на них приезжает не меньше народа, чем к Эйфелевой башне или Миланскому собору. Римские акведуки, конечно, не так красивы и не столь монументальны, но, особенно в контексте окружающего их ландшафта, обладают своим неповторимым шармом и обаянием .
Давайте посмотрим?
Практически сразу перед нами вырастает один из самых главных акведуков Древнего Рима - Клавдиев, или Аква Клаудиа (Aqua Claudia) общей протяжённостью около 68 километров, строительство которого в 38 году начал император Калигула, а завершил спустя 14 лет уже другой император - Клавдий. Из всех прочих "водопроводов" он сохранился лучше всего, и с фрагментами его продолжения мы ещё не раз встретимся в центре Рима.
Вообще говоря, перед нами не один акведук, а два. Точнее, арочная опора, конечно, одна, а вот жёлобов - каналов, по которым течёт вода - на ней два, один над другим. Дело в том, что здесь, на территории древнего Agro Romano, объединились 2 разных акведука: уже упомянутый Клавдиев и Новый Анийский (Anio Novus). Будут они неразлучны и дальше и вместе "войдут" в Рим.
Дальше цельность акведука пропадает, но даже откровенные развалины выглядят очень живописно:
Параллельно Клавдиеву тянется Акведук Феличе (Acquedotto Felice, или Aqua Felix), сооружённый уже в 1587 году по приказу папы Сикста V для подачи воды в римские районы, расположенные на холмах, которые оставались без водоснабжения после того, как в Средние Века вышла из строя древняя гидротехническая система.
Ну что я могу добавить к сказанному и показанному? Только одно: очень рекомендую!
Тему акведуков мы продолжим в самом Риме (имею в виду - в его центральной части). Для этого доедем на метро до станции San Giovanni, на площади возле которой проходит Стена Аврелиана - римский крепостной периметр, возведённый, как нетрудно понять из названия, императором Аврелианом всего за несколько лет в конце 3 века, когда пограничные легионы уже не могли противостоять натиску варваров и Риму – Великому Риму, страшно даже подумать! – пришлось задуматься об обороне. Она прекрасно сохранилась и сегодня является одной из самых протяжённых древних каменных стен, дошедших до наших дней.
На фоне коричневатых древнеримских стен выделяются построенные уже в 16 столетии светлые Ворота св. Иоанна (Порта Сан-Джованни), названные так из-за близости к базилике Сан-Джованни-ин-Латерано.
А вот возвышающиеся рядом с ними впечатляющие монументальные Ослиные ворота (Porta Asinaria) являются современниками самой стены. В 546 году через них в Рим вошла готская армия под предводительством Тотилы.
К сожалению, сегодня Ослиные ворота не только закрыты для прохода, но и огорожены, и подступиться к ним даже для того, чтобы просто получше их рассмотреть, не получилось. Только вот так, сбоку...
Зато мощью и великолепием Аврелиановых стен, пусть местами и разрушенных, можно в полной мере полюбоваться (и в не меньшей - восхититься) на улице Viale Castrense:
Стена упирается в очень любопытное сооружение: остатки Амфитеатра Кастренсе (Amphitheatrum castrense) - третьего после намного более известных Колизея и театра Марцелла амфитеатра Рима. Его название происходит от латинского слова "castrum", что означает "двор" (в контексте "придворный"), поскольку он являлся частью императорского комплекса.
Позже Амфитеатр Кастренсе, как и Мавзолей Адриана (ныне - Замок Святого Ангела), пирамида Цестия, акведуки и некоторые другие древние сооружения, был встроен в Стену Аврелиана, и его внешние арки замуровали, а уже в 16 века полностью снесли второй ярус. Сегодня внутри него находится сад, принадлежащий расположенной рядом церкви Санта-Кроче-ин-Джерузалемме. К которой мы и выходим, пройдя через безымянные ворота в Аврелиановой стене:
Базилика Святого Креста в Иерусалиме (дословно именно так, а не иерусалимского Святого Креста) - одна из самых значимых и почитаемых в Риме и входит в число так называемых Семи паломнических церквей. Она была сооружена на месте часовни - базилики св. Елены (матери римского императора Константина, объявившего христианство господствующей религией), в свою очередь, встроенной в главный зал её дворца, где хранились "священные реликвии", привезённые Еленой из Святой земли. По легенде, пол часовни был покрыт землёй, специально доставленной сюда из Иерусалима на нескольких кораблях.
С церковью Санта-Кроче-ин-Джерузалемме связано имя некоего Герберта Аврилакского - того самого "чернокнижника", разобрать рукописи которого якобы был приглашён в Москву Воланд. Герберт Аврилакский действительно был реальным историческим персонажем, но отнюдь не колдуном и не "чёрным магом" (хотя слава такая о нём ходила, а там как знать…). Он родился во Франции, обучался в Каталонии, а потом сам обучал, уже в Риме, будущего императора Оттона II, служил аббатом в Боббио (я до сих пор с восторгом вспоминаю этот потрясающий городок) недалеко от Пьяченцы и архиепископом Равенны, а закончил жизнь римским папой Сильвестром II, оказавшись первым французом на Святом престоле. Ему - опять же, по легенде - предрекли, что если он отслужит мессу в Иерусалиме, то умрёт. Папа предсказание воспринял всерьёз и паломничество в Палестину отменил. Но пророчество – вещь не шуточная, если уж сказали тебе, что "примешь ты смерть от коня своего" - значит, примешь. Однажды, после службы в церкви Святого Креста, стоявшей, напомню, на иерусалимской - буквально – земле, ему стало плохо, и вскорости он скончался.
Пока я рассказывал про Герберта Аврилакского (уж тут хотите - верьте, хотите - нет ), мы дошли до площади Больших ворот - Пьяцца-ди-Порта-Маджоре, на которой опять встречаемся со старыми знакомыми: древними акведукамии Клавдия и Новым Анийским, про которые я рассказывал выше (помните, "два в одном": 2 жёлоба на одном основании):
При возведении Аврелиановой стены многие арки акведука были замурованы (похоже, что уже в более поздние времена некоторые из них вновь открыли для облегчения прохода и проезда транспорта), а те, что остались, образовали ворота, которые сначала назывались Пренестинскими (Виа Пренестина и сейчас уходит отсюда на восток), а потом были переименованы на чисто итальянский манер - Порта-Маджоре. То есть, по сути, они являются не чем иным, как фрагментом акведука с некоторым "рестайлингом", и водоводные каналы (ныне, конечно, не функционирующие) до сих пор хорошо видны над Большими воротами.
Рядом с ними находится другой древнеримский памятник - гробница пекаря Эврисака (на ней сохранилась соответствующая надпись, позволившая точно идентифицировать остатки этого сооружения), датируемая 30 годом до н.э. Она, кстати, была совершенно случайно обнаружена уже в 19 столетии.
Трубы на внешней стороне гробницы не имеют архитектурного смысла и являются чистым декором. Считается, что они имитируют некие приспособления, характерные для пекарен того времени (ёмкости для хранения зерна и тестомешалки).
Рядом с Порта-Маджоре от Клавдиева акведука отходит ещё один акведук, получивший имя императора Нерона (его также называют "Нероновыми арками" - Arcus Neroniani), который построил его для водоснабжения своего дворца - Золотого дома. Он хорошо виден в парке, расположенном вдоль Виа Статилия, а потом исчезает в закрытой для посещения (сейчас здесь находится резиденция британского посла) Виллы Волконской, когда-то принадлежавшей русской княгине и её потомкам.
Латеранская базилика св. Иоанна - Сан-Джованни-ин-Латерано - одна из старейших (если не самая старая) церквей Рима, "мать христианских церквей" по выражению Г. Мортона: землю, на которой она стоит, подарил римским христианам сам император Константин. На протяжении почти 1000 лет Латеран был центром мирового католицизма и резиденцией римских пап. Однако и по сей день именно базилика св. Иоанна (а не ватиканский Сан-Пьетро) является кафедральным собором Рима.
К сожалению, многочисленные перестройки (которые, не сомневаюсь, проходили под девизом "хотели как лучше...") не пошли на пользу базилике, и внешне она является сегодня всего лишь "одной из многих", причём совсем не самой красивой. Здесь мы сходимся во взглядах с Г. Мортоном (всегда ж приятно, когда твоё мнение разделяют умные люди!): "Латеранский собор Святого Иоанна разочаровывает, несмотря на грандиозность, сияющие цветные плиты, пурпурную с золотом крышу, папский алтарь, сверкающий, как шкатулка с драгоценностями. Он разочаровывает, потому что мы знаем его историю и понимаем, что этот огромный барочный храм не имеет с древними святыми ничего общего. С какой радостью мы бы отдали все это великолепие за один взгляд на старую церковь и патриархию".
Красиво смотрится лишь белоснежный фасад на фоне голубого неба, но это красота не столько форм, сколько красок:
Честно говоря, вот эта непафосная часть бокового фасада, обрамляющая снаружи трансепт - поперечный неф базилики (со второго яруса лоджии папы благословляли собравшихся верующих), мне понравилась больше всего (тут, конечно, башенки "делают" весь вид):
На фоне монументального портала почти не заметна настоящая, можно сказать - уникальная историческая достопримечательность базилики - высокие зеленоватые древнеримские бронзовые двери, когда-то украшавшие здание Сената и установленные здесь в середине 17 века архитектором Ф. Борромини. Сегодня они являются одними из трёх действующих античных дверей Рима, причём две другие пары до сих пор стоят на своих "родных" местах: в Пантеоне и храме Ромула на Форуме.
А сбоку от них - уже вполне современная дверь:
Интерьеры Сан-Джованни-ин-Латерано по-императорски (или по-папски, что, в общем, то же самое) роскошны и пышны... но мало чем запоминаются:
Потолки - это да... Настоящий памятник папским богатствам...
С Латеранской базиликой связана ещё одна легенда о Герберте Аврилакском. Он похоронен в ней в числе прочих 22 римских пап, и на его могиле по-латыни начертана фраза, которая переводится примерно так: "Здесь покоятся бренные останки Сильвестра, который встанет по звуку последней трубы при явлении Господа". Однако из-за неоднозначного перевода некоторых слов в народе сложилась легенда, что кости Герберта-Сильвестра погромыхивают перед смертью очередного папы....
Пожалуй, самое интересное место (по крайней мере, для меня) в Латеранской базилике - клуатр 13 века (попутно замечу, что самый большой в Риме), который, в отличие от самой церкви, сохранил свой аутентичный вид. Хотя, конечно, до монреальского (что близ сицилийского Палермо) ему далеко, да и по сравнению с лучшими готическими и романскими "двориками" он выглядит простовато. Его главная "фишка" - свойственная школе Космати "игра на мраморе", основанная на тонкой резьбе и мозаичном сочетании цветовых оттенков, благодаря которому клуатр имеет несколько арабско-византийское обличие (или, по крайней мере, так кажется).
Как остроумно заметил П. Муратов, его "витые колонны могли быть придуманы только людьми, слишком часто державшими в руках восковые свечи" :
В галереях клуатра разместили архитектурные и декоративные фрагменты, сохранившиеся от "раннего" Сан-Джованни-ин-Латерано:
Рядом с Латеранской базиликой находится первый римский баптистерий, сооружённый в 5 веке. До сих пор жива легенда, что в нём крестили императора Константина, но в действительности этот факт не имеет ни хронологических, ни исторических подтверждений и, скорее всего, не соответствует действительности. Баптистерий неоднократно перестраивался и от своего первоначального вида сохранил только восьмигранную структуру.
Вот такая интересная решётка на полу:
На площади перед базиликой возвышается египетский обелиск - самый большой и самый древний из 13 римских обелисков. Он был изготовлен в 15 веке до (!!!) н. э. в эпоху правления фараона Тутмоса III для храма бога Амона в Фивах. Император Константин Великий вывез его в Александрию, а его сын Констанций доставил в Рим и установил в Большом цирке (Чирко Массимо). На Латеранской площади обелиск появился в 1588 году по воле, разумеется, тогдашнего римского папы.
Напротив, на другой стороне площади, расположен Латеранский дворец, реконструированный в конце 16 века, а в нём - так называемая Святая лестница (Scala Santa), состоящая из 28 мраморных (правда, сейчас покрытых деревом) ступеней. По легенде, это лестница находилась во дворце Понтия Пилата в Иерусалиме, и именно по ней поднимался Иисус, когда шёл на суд прокуратора, а в Рим её привезла всё та же Елена - мать Константина Великого. По давней традиции, живущей и сегодня, паломники взбираются по ступенькам на коленях (считается, что за это их ожидает отпущение всех грехов).
Частью старого Латеранского дворца когда-то был триклиний, сооружённый папой Леоном III (кстати, тем самым, что короновал первого европейского императора - короля франков Карла Великого) на рубеже 8-9 веков, а потому получивший имя Triclinium Leoninum. Вообще триклинием в Древнем Риме называли столовую комнату или зал с тремя застольными ложами-клиниями, на которых римляне возлежали во время еды. Разумеется, в папской трапезной лож было намного больше, чем 3: размеры зала составляли 68 на 16 метров. Возможно, именно здесь папа угощал Карла Великого в то время, когда тот посетил Рим.
Стены и апсида триклиния были украшены яркими мозаиками в византийском стиле. Некоторые из них уцелели, и сегодня их можно видеть в центре портала у бокового фасада перестроенного Латеранского дворца:
Тут же, на Пьяцце Сан-Джованни-ин-Латерано, виден ещё один маленький фрагмент Неронова акведука, окружённый домами более поздней застройки:
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Италия » Италия в камне: Рим, акведуки, пещерные улицы этрусков, парк монстров