На самом деле усадьба Наумово не Мусоргских, а Чириковых – предков композитора по линии матери. Родовая усадьба Мусоргских в соседнем селе Карево утрачена, поэтому музей открыли здесь.
Историческое развитие Наумовской усадьбы берет свое начало в XVII столетии. Небольшое село Наумово, которое было во владении семьи Чириковых с 1653 года, практически полтора столетия переходило по наследству к представителям данного рода дворян и только в первой половине XIX столетия вторым владельцем усадьбы стал одни из представителей рода Мусоргских, а именно Петр Алексеевич, отец великого композитора. Петр Алексеевич, ко времени вступления в полное владение имением, уже отслужил в Сенате в должности делопроизводителя на протяжении с 1814 по 1822 годы, а в 1828 году взял в жены дочь соседа Ивана Чирикова – Юлию Ивановну. В качестве приданого на свадьбу было подарено небольшое село Наумовское, а также 28 крестьянских душ.
Сам Мусоргский здесь никогда не жил, но бывал в детстве, а потом уже взрослым – в начале 1860-х годов.
Прихожая
Мусоргские старинный дворянский род, один из родоначальников – Роман Васильевич Монастырь – имел прозвище «Мусорга», которое происходит от латинского «мусургус», что в переводе означает «певец, музыкант».
В экспозиции музея, как это часто бывает, собраны в основном предметы относящиеся к соответствующей эпохе. Но есть и подлинные вещи семьи Мусоргского. Большая коллекция изданий, связанных с театральными постановками произведений композитора. Есть фонотека его произведений.
Во флигеле расположена экспозиция, посвященная истории постановок опер композитора. Сценические костюмы, афишы, ноты, портреты и фотографии исполнителей.
Столовая.
Кофейник, заварочный чайник и маслёнка в виде барана из семьи Мусоргских, их подарили музею родственники композитора.
Девичья или буфетная комната.
Это такая маленькая комнатка, в которой находилась прислуга, тут же можно было попить чай с бутербродами. В девичьей стоит подлинный буфет из дома Чириковых, который вернули местные жители, когда начал создаваться музей.
Комната матери композитора.
Любовь к музыке проснулась рано, в 4 года Юлия Ивановна заметила музыкальные способности сына, стала с ним заниматься игрой на фортепьяно. В 13 лет он написал инструментальную пьесу «Подпрапорщик-польку».
Зеркальный туалетный столик из семьи Мусоргских. В музей его отдала последняя представительница этого рода в России Татьяна Георгиевна Мусоргская – внучка Филарета, старшего брата Модеста Петровича
Бабушка композитора была крепостной. Дед попросил у царя разрешения узаконить сына (Петра Алексеевича) когда тот уже был взрослым человеком 32 лет.
Модест Петрович всегда считал, что любовь к русской народной музыке у него от бабушки Ирины Егоровны. Вообще детские впечатления о жизни в деревне глубоко запали в душу композитора, став истоками его творчества. «Сын старинной русской семьи», - так М.П. Мусоргский пишет о себе в Автобиографической записке.
Молодой Мусоргский в офицерском мундире Преображенского полка
Со старшим братом Филаретом
Малая гостиная.
Обратите внимание на два кресла. Они мемориальные и когда-то стояли в имении Мусоргских в Карево.
Большая гостиная с роялем XIX века.
Столик, стулья, книжный шкаф, все в стиле жакоб.
Мусоргский прожил в Петербурге более тридцати лет, но никогда не имел собственного жилья. Он либо жил у друзей, либо снимал меблированные комнаты.
Белая зала где, после завершения экскурсии, мы прослушали фрагменты нескольких произведений Мусоргского из фонотеки музея.
Это старинное фортепиано фирмы Шрёдер привезли от известного оперного певца Евгения Нестренко.
Кабинет.
На пюпитре под покрывалом хранится клавир оперы «Борис Годунов», изданный в 1874 году. Мусоргский подарил этот экземпляр первому исполнителю роли царя Бориса — И. А. Мельникову, о чем свидетельствует сделанная композитором дарственная надпись..
На стене копия известного портрета Мусоргского.
Репин долго уговаривал Модеста Петровича позировать. Композитор лежал в Николаевском военном госпитале, врачи обнаружили рожистое воспаление правой ноги. К тому моменту болезнь была уже очень запущена: инфекция попала в спинной мозг, перешла и на вторую ногу. Выглядел Мусоргский очень плохо и не хотел, чтобы его изображали в таком состоянии. Но Илья Ефимович был настойчив, как предчувствовал. На последний сеанс Мусоргский уже не пришел... А ведь ему было всего 42 года.
Похоронен М. П. Мусоргский был в Петербурге в Александро-Невской лавре, но в 1935—1937 годах в связи с реконструкцией и перепланировкой так называемого Некрополя мастеров искусств линия кладбища была перенесена. При этом на новое место переместили только надгробия, могилы же закатали асфальтом. На месте захоронения Модеста Петровича ныне находится автобусная остановка.
Отредактировано Loconte (2017-02-28 22:25:10)