На сайте у нее на фото такой костюмчик симпатичный !
А это, похоже, часть её брэнда, она на большинстве фото так выглядит
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Италия » Венеция без стереотипов и Гранд-канала: пешие прогулки
На сайте у нее на фото такой костюмчик симпатичный !
А это, похоже, часть её брэнда, она на большинстве фото так выглядит
Я оставляю восточные окраины Дорсодуро с церковью Сан-Грегорио "на потом" (правда, будет ли это "потом" - только богу известно... ), перехожу Мост Академии и снова оказываюсь в сестьере Сан-Марко. Почти сразу за мостом начинается Кампо Санто-Стефано - ещё одна огромная венецианская площадь (на ней раньше проводились бои быков, причём последний состоялся уже при Наполеоне в 1802 году и закончился трагично: несколько зрителей погибли под рухнувшей трибуной), являющаяся своего рода крупной дорожной развязкой (пешеходной, разумеется). К югу от неё находится тот самый Мост Академии - один из всего четырёх мостов через Большой канал, а потому многолюдный по определению, правее начинается одно из главных венецианских "пешеходных шоссе" - почти прямой путь к площади Сан-Марко, а вот левее, то есть западнее, располагается «Венеция Казановы»: улица Комедии (Calle della Commedia), ныне - улица Малипьеро (Calle Malipiero), где родился Джакомо, церковь Сан-Самуэле (San Samuele), где его крестили, и в которой после обучения в Падуе и получения церковного сана он служил и даже прочитал свою первую и, как потом выяснилось, предпоследнюю в жизни проповедь (причём в то время ему ещё не было и 16 лет), одноимённый театр Сан-Самуэле, где играли родители Казановы, улица Священников (Calle dei Preti), ныне - Калле-делле-Мунеге (Calle delle Muneghe), где Джакомо провёл первые 8 лет жизни в доме своей бабушки, Палаццо Малипьеро, владелец которого, 62-летний сенатор, чьим именем впоследствии и была названа вышеупомянутая улица, стал первым покровителем молодого Казановы.
Вообще, прочитав по случаю несколько книг о Казанове, я был разочарован. Часто бывает так, что какая-нибудь личность, о которой сложились некие узкие односторонние стереотипы, при более глубоком ознакомлении оказывается намного более интересной, глубокой и многоплановой - взять хотя бы испанского "диктатора" Франко или писателя Тургенева: стоит только слегка "копнуть" - такие "пласты" открываются... А Казанова оказался именно таким, как его обычно и представляют: бабником и пройдохой, и никакого особенного "рояля в кустах" или "второго дна" я в его биографии не обнаружил (тем не менее, искренне рекомендую книгу С.Нечаева, на которую я уже не раз ссылался - она не столько о Казанове, сколько о Венеции). Самое интересное, что я узнал о Казанове, относится к нему лишь косвенно и касается его брата Франческо, родившегося в Лондоне, куда мать Казановы уехала на гастроли (напомню, что она была театральной актрисой).
Франческо обучался живописи в Париже и впоследствии стал довольно известным художником-баталистом. Уже в 34 года его избрали членом Французской королевской академии. В 1791 году по заказу Екатерины II он написал картины "Взятие Очакова" и "Взятие Измаила", посвящённые теме русско-турецкой войны, которые сейчас хранятся в Эрмитаже. Другими его высокопоставленными заказчиками были король Неаполя и принц Венгрии... Рисовал он и пейзажи с животными, и жанровые сцены. Сегодня работы Франческо Казановы можно увидеть в галереях Парижа, Вены (конный портрет императора Петра Великого), Лондона и других городов. У нас, кроме Эрмитажа, он представлен в Пушкинском музее ( http://www.arts-museum.ru/data/people/a … /index.php ). О разносторонности художника говорит и тот факт, что, живя во Франции, он создавал эскизы гобеленов для королевских фабрик.
Вот такой интересный брат был у Джакомо Казановы и, задумываясь над тем, кому и почему из братьев досталось больше мировой известности и славы, хочется лишь в очередной раз всплеснуть руками и вскричать сакраментальное "О, времена, о, нравы!"... Впрочем, пишут, что современники адекватно сопоставляли братьев и называли Джакомо лишь "братом Франческо Казановы". Любопытства ради я провёл мини-опрос среди своих знакомых, которые, не в пример мне, являются любителями живописи: оказалось, что о художнике Казанове никто из них не слышал...
Отвлёкся я на Казанову, хотя сам пока ещё ни шагу с Кампо Санто-Стефано не сделал. Кстати, когда-то его неофициально называли площадью Морозини - в честь венецианского дожа 17 века Франческо Морозини, который проживал в одном из здешних дворцов, а после смерти был похоронен в расположенной в дальнем конце кампо (если смотреть от Моста Академии) церкви св. Стефана.
За пределами Венеции (а может, и в ней самой) Франческо Морозини больше известен не как дож, а как знаменитый адмирал, командовавший флотом Венецианской республики во время войны с турками. Впрочем, и в этой должности он известен далеко не всем, а вот с одним из его деяний, точнее, с тем, как выглядят сейчас последствия этого деяния, знакомы абсолютно все: речь идёт о легендарном афинском Парфеноне.
В 1687 году флот "Светлейшей" во главе с Морозини осадил Афины, находившиеся тогда под властью Османской империи. Во время обстрела Акрополя ядра попали в Парфенон, внутри которого располагались пороховые склады турок. Так храм, простоявший более 20 веков, в одно мгновение превратился в руины, восстановление которых началось ещё в 18 столетии, но ни конца ни края этому процессу до сих пор не видно ещё и близко...
За многочисленные победы в той войне, происходившей на территории современной Греции, Франческо Морозини получил титул Пелопонесский. Но в историю он вошёл как человек, который разрушил Парфенон...
Совсем уж задержался я на Кампо Санто-Стефано, а уходить отсюда надо, и побыстрее: кампо громадное, бестолковое и не располагающее к долгому пребыванию здесь. Но стоит всего лишь чуть-чуть отойти в сторону - и мы оказываемся в очень приятных, живописных и уютных квартальчиках :
Отредактировано savl (2017-01-31 19:10:04)
Настал черёд одного из "суперхитов" (в моей системе ценностей, конечно) венецианской программы, входящего в число обязательных мест и единственного, предполагавшего не только внешний осмотр, по и посещение изнутри. Это дворец Контарини-дель-Боволо с потрясающей открытой винтовой лестницей в форме башни (на венецианском диалекте bovolo буквально означает "улитка", а по сути - "спираль"). Впрочем, словами её всё равно не описать, так что просто смотрите :
Этот дворец был построен около 1499 года для семьи Контарини. Про него пишут очень красиво: и про гармонию форм, и про причудливое, но удачное смешение чуть ли ни всех возможных стилей: готического, византийского, ренессанса, да ещё с добавлением некоего "венецианского привкуса", и многое другое, и это всё правильно, всё так, но все слова и эпитеты, даже самые яркие не могут сравниться с самим ажурным "плетёным" декором, украшающим дворец, да так густо, что он, декор, по сути, сам этим дворцом и является. В общем, смотреть, смотреть и смотреть, недаром, как только я впервые увидел его на фото, то влюбился с первого взгляда и сразу понял: мне туда надо .
Найти Палаццо Контарини-дель-Боволо, между прочим, очень непросто, несмотря на то, что его расположение видно на всех картах. То есть где он находится, ясно, а вот как туда пройти - непонятно. Надо сказать, что он действительно спрятался и затаился в одном из самых "муравейнистых" лабиринтов центра Венеции. На всякий случай я дам главную ориентировку: находясь на кампо Манин, нужно найти переулок Calle de la Vida o de le Locande, перед которым висит жёлтая табличка с заветными словами "Scala Contarini del Bovolo" (вот он: https://www.google.com/maps/@45.4353321 … 56!6m1!1e1 ). Ну а потом всё будет совсем просто: налево, направо, налево... и вы пришли… если правильно поворачивали На самом же деле всё не так страшно - просто следуйте по тем же указателям (Scala Contarini del Bovolo), которые встретятся ещё несколько раз.
Долгое время дворец Контарини-дель-Боволо был закрыт для посещения, но совсем недавно его сделали доступным ( http://www.scalacontarinidelbovolo.com ). Тем, кто захочет сюди придти, я хочу дать один совет (хотя понимаю, что в таких случаях к ним редко прислушиваются, да, может, это и правильно, но я всё же скажу - хотя бы для очистки собственной совести): смотрите на башню, любуйтесь ей, но не заходите внутрь, не тратьте на это деньги (7 евро всё-таки!) и время! Потому как ничего особенного вы не увидите. Да, там есть небольшой картинный зал - так называемая Комната Тинторетто (Tintoretto Room), но это для особых знатоков и любителей "жанра" Для прочих же главная "аттракция" - подъём по самой лестнице. И вот тут-то и кроется главное разочарование: виды с неё... мягко говоря, не самые интересные, поскольку лестница-дворец находится в узком дворе, плотно окружённом довольно высокими домами, и примерно до половины подъёма ничего, кроме этих самых домов, не видно:
Да, когда вы поднимаетесь ещё выше, открывается панорама венецианских крыш, но живописной назвать её я не могу. И уж точно она не стоит 7 евро...
Но лестница, не могу не повториться, хороша, ай, как хороша!..
У её подножия (не иначе, чтоб хоть как-то оправдать входную плату ) выставлена небольшая коллекция венецианских колодцев:
Отредактировано savl (2017-01-28 16:03:55)
Что ж, пойдём дальше? Сначала - на кампо Сант-Анджело:
... а потом - к церкви Санта-Мария-дель-Джильо, Богоматери Лилий (красиво, правда?), где и остановимся ненадолго.
Сама церковь вполне традиционная, к тому же - сплошное барокко, которое я не люблю, и она никогда бы не заинтересовала меня, если б не очень интересные рельефы на её фасаде. Не менее любопытна и история их появления. В Венецианской республике всегда было не принято слишком выделять и уж, тем более, увековечивать в камне отдельных личностей (на фоне этого тем более уникальным фактом выглядит возведение памятника Бартоломео Коллеони, о котором я уже рассказывал), поэтому некоторые состоятельные граждане, стремясь "остаться в веках", шли на всевозможные ухищрения. Одним из примеров подобной практики и является церковь Санта-Мария-дель-Джильо, построенная (точнее, перестроенная) в конце 17 века на деньги известного адмирала Антонио Барбаро (Барбариго), по завещанию которого архитектор Джузеппе Сарди изобразил в центре второго яруса фасада его самого, а вдоль нижней части - его братьев Карло, Франческо, Джованни Мария и Марино. Кроме того, на фасаде изображены сцены морских сражений, в которых Барбариго принимал участие:
На других рельефах, размещённых в нижней части фасада, можно видеть карты городов, где служил адмирал: Рим, Падуя, Корфу, Сплит, Задар и Кандия, как назывались Крит и его столица - нынешний Ираклион во времена, когда остров принадлежал Венецианской республике (я сфотографировал только некоторые из них).
И совсем для пущей торжественности на церкви установили скульптуру трубящего архангела Гавриила:
...................................
Другая церковь, которая, несмотря на ещё большую барочность, заинтересовала меня - Сан-Моизe, св. Моисея (San Moisè). Те, кто направляется к площади Сан-Марко не от моста Риальто, а с "запада", почти неизбежно проходят через неё, поэтому народу здесь - как на московской улице Горького, простите, Тверской, в хорошую погоду. Церковь была сооружена по заказу некоего Моизе Веньера, но названа, естественно, не в честь него самого, а в честь его небесного покровителя библейского Моисея. Вообще по числу церквей, посвящённых ветхозаветным персонажам, Венеция явно "впереди планеты всей". Я специально не углублялся в эту тему, но даже навскидку, кроме Моисея, можно назвать Иова, Самуила, Иеремию, Даниила (последняя церковь была разрушена в 19 веке)...
Сан-Моизe - как раз та церковь, которую А. Ипполитов назвал "памятником деньгам, очень большим деньгам". В общем, глядя на неё, трудно с этим не согласиться, даже не будучи искусствоведом (и снова: ах, солнце, солнце... ):
Для меня самое интересное в этой церкви (не считая прекрасной кампанилы 14 века, столь неудачно получившейся на фото) - верблюды на её фасаде, удерживающие на своих спинах высоченную треугольную стелу, по сравнению с которой баул на рельефе Дома Верблюда кажется лёгкой барсеткой. Иногда пишут, что она символизирует гору Синай, на которой Моисей, ещё не будучи святым, получил Божественное откровение. Ну не знаю...
Немного больше похоже на "настоящий" Синай рельефное изображение, украшающее церковный алтарь, хотя по своей многолюдности её сюжет уступает только окрестностям Сан-Моизe. Какое уж тут откровение в таких условиях...
А сейчас настал черёд той Венеции, которую я меньше всего хотел видеть и о которой мне меньше всего хочется писать . Это, сколь ни странно для кого-то прозвучит, как раз то, ради чего многие едут сюда: площадь Сан-Марко и всё, что к ней обычно прилагается. Я, конечно, не буду отрицать, что это главный брэнд, суперсимвол, визитная карточка и... что там ещё в таких случаях говорят ?.. Венеции, но мне она как-то на душу не легла. Нет, в первый раз я, конечно, был в восторге, да, впрочем, от чего не будешь в восторге, первый раз выезжая за границу, да ещё в такие места... Но вернуться сюда, как и на Большой канал, мне совсем не хотелось, и сейчас я, наверное, даже не заглянул бы сюда, если б ни несколько, по сути, второстепенных деталей, упущенных при первом посещении, которые мне непременно хотелось увидеть.
Собственно, сама Пьяцца Сан-Марко меня не интересовала вовсе: лично мне она представляется самой скучной из известных площадей Европы, которые я видел. То ли дело Пьяцетта (мне даже почему-то кажется, что многие, говоря о Сан-Марко, подсознательно подразумевают именно её) - там действительно и глаз положить есть на что, и полюбоваться чем, и всмотреться куда повнимательнее. Хотя я с намного большим удовольствием посмотрел бы на неё лет этак 1000 назад, когда здесь ещё не было ни монументальной колокольни, ни колонн со св. Теодором, который на самом деле даже не Теодор, и львом, который на самом деле тоже совсем не лев, а Собор св. Марка ещё не только не был собором, но и не превратился в "шкатулку с сокровищами", как его порой называют... На этом месте была большая зелёная лужайка с фруктовым садом и прудом, в котором водилась рыба, несколько каналов с мостами через них и Дворец дожей (разумеется, не тот, который мы видим сегодня) с герцогской капеллой, посвященной первому покровителю Венеции византийскому мученику Феодору, ставшему на Западе Теодором, а в Венеции - и вовсе Тодором, да ещё с ударением на первом слоге .
Как водится, урбанизация в конце концов взяла верх. Поля расчистили, пруд и каналы засыпали - так и возникла Пьяцетта. Потом её расширили, на ней появились две колонны - ещё одна "визитная карточка" города, ну и пошло-поехало... Рассказывать историю площади Сан-Марко я, естественно, не буду: она есть хоть в Википедии, хоть в любой книжке про Венецию, да и вообще где угодно. Но, как и в случае с гондолами (которые оказались гОндолами), я поделюсь, да и то очень кратко, только тем, что мне самому показалось самым-самым интересным. Разделите вы со мной этот интерес - хорошо, а нет (или окажется, что все уже давно всё это знали, и только я, как обычно, узнал последним) - тоже не страшно, просто возьмите "пульт" (то есть "мышку") и "перемотайте" немного вперёд .
- Две античные колонны на Пьяцетте были привезены в Венецию с Востока в середине 12 века, но по причине тяжести и громоздкости их долго не могли установить. Только через несколько десятков лет это удалось сделать инженеру и архитектору Никколо Бараттьери, которому в награду даровали право установить между ними первые и единственные в то время в Венеции столы для азартных игр и получать с них доход. Позже под колоннами построили лавки и магазины, а с середины 18 века начали вешать преступников (или тех, кого считали таковыми). При этом приговоренные встречали свою смерть, стоя спиной к лагуне, а лицом к Часовой башне, что породило нехорошую поговорку "Я те покажу, который час"...
- Статуи, размещённые на колоннах, являются не совсем тем, чем кажутся (точнее, чем привыкли их считать). Св. Теодор на самом деле не совсем св. Теодор, а своего рода "попурри", составленное из фрагментов скульптур, изготовленных в разное время в разных местах. Считается, что голова его имеет греческое происхождение и когда-то "принадлежала" Митридату Понтийскому, туловище было частью статуи древнеримского то ли императора, то ли полководца, а прочие части тела и дракон с условным названием "крокодил", на котором Святой стоит, имеют средневековые корни (при этом крокодил, в свою очередь, тоже состоит из нескольких разнородных кусков)...
- С украшающим другую колонну львом тоже не так всё просто. С огромной вероятностью это вовсе не лев, а "засланный казачок", древняя химера (что, собственно, очевидно, если глянуть на её рожу на фото с большим увеличением, коих в инете хоть пруд пруди), возраст которой оценивается примерно в 2500 лет, удачно "закосившая" под главный символ Венеции благодаря "приращённым" ей позже крылышкам.
- На втором ярусе колоннады Дворца дожей на общем светлом фоне выделяются две колонны из красного мрамора - между ними оглашались смертные приговоры.
Что касается суперзнаменитого Собора св. Марка, то моё отношение к нему очень сложное, хотя до недавних пор он был для меня (и, полагаю, особой оригинальностью я не отличался) одним из главных символов Венеции. С одной стороны, я полностью разделяю чувства К. Чапека, выразившиеся в короткой, но великолепной по своей остроумности ремарке: "Это не архитектура, это - оркестрион; смотришь - и начинаешь искать щелочку, куда бы бросить монетку, чтобы машина заиграла «О Венеция!». Щелочки я не нашел, вследствие чего оркестрион не играл". Лучше всё равно не скажешь, поэтому я не буду и стараться развивать тему собора в этом направлении.
Но собор Сан-Марко для меня не только и не столько оркестрион. Прежде всего, я вижу в нём памятник (точнее, антипамятник) величайшему позору, а правильнее сказать - преступлению, имя которого можно поставить в один ряд с Освецимом и Бабьим Яром, европейского христианства (впрочем, одному ли... А кровавое взятие Иерусалима в 1099 году, а катарская резня, а костры инквизиции, а геноцид, порабощение и истребление индейцев Северной и Южной Америки...) - Четвёртому крестовому походу, давшему импульс резкому росту богатства и могущества Венеции, а в более отдалённой перспективе - радикальному перераспределению военно-политических сил в Европе.
Не вдаваясь в особые подробности (и изо всех сил сдерживая себя, чтобы этого не сделать), скажу лишь, что Четвёртый крестовый поход свёлся к тому, что очередное полчище крестоносцев (в кавычках и без оных), умело и как бы неявно, но очень твёрдо и последовательно подталкиваемых и направляемых в "нужное русло" венецианцами, захватили, разграбили и сожгли столицу Византийской империи - христианский Константинополь. Именно благодаря захваченным при этом богатствам и сокровищам, самым известным среди которых является древнегреческая квадрига на Соборе св. Марка (строго говоря, сегодня мы видим лишь копию, но сути это не меняет), украшавшая некогда константинопольский ипподром, Венеция стала такой, какой мы её видим сегодня. По словам А. Ипполитова (именно его я рекомендую прочесть тем, кто хочет побольше узнать о Четвёртом крестовом походе), после "дождя сокровищ, пролившихся на Венецию из разграбленной Византии", "после того как с помощью воинов Христовых Византию ограбила, пол-Константинополя перерезала, три четверти сожгла", Венеция расцвела, в ней "всё пришло в движение. В Венецию хлынули деньги, власть, успех, и кажется, что кровь в жилах венецианцев начинает двигаться быстрее, всё им удаётся, везде они поспевают. Город, ещё недавно бывший сборищем халуп на топкой трясине, растёт, растёт и строится. Рынок Риальто стремительно делает шаги к тому, чтобы стать мировым рынком и рынком мира, Арсенале превращается в индустриальное чудо, а Кампанила Святого Марка, становится самой высокой (теперь уже нет) колокольней в Италии и чуть ли не в Европе".
Как вообще Венеция "присоседилась" к теме крестовых походов? А исключительно благодаря своим кораблям. После Первого похода, участникам которого потребовалось 3(!) года только для того, чтобы добраться до Святой земли, желающих повторить такой "марш-бросок" поубавилось, и крестоносцы всерьёз задумались о морском "трансфере". Однако, не располагая собственным флотом, им приходилось обращаться к тем, кто охотно предлагал такие "услуги": венецианцам, генуэзцам и пизанцам. Ну а поскольку с финансами у рыцарей вечно было туговато, то расплачивались они "натурой", то есть недвижимостью в завоёванных городах, выделяя "перевозчикам" дома и целые кварталы (одним из ярких примеров подобного дележа был палестинский Акко, о котором я недавно писал).
Так что, как ни крути, а история Собора св. Марка насквозь пропитана пороком: он родился благодаря банальной краже (я имею в виду известную историю появления в Венеции мощей апостола), а расцвёл на крови своих же "братьев-христиан"...
...................................
По иронии судьбы, как раз благодаря (наверное, из этических соображений нужно было поставить кавычки) Четвёртому крестовому походу, возле собора появилось то, ради чего я, собственно, и пришёл сюда в этот солнечный осенний день.
Во-первых, это скульптура из тёмного порфира, расположенная у стены собора там, где он плавно "перетекает" во Дворец дожей. На ней мы видим четырёх обнимающихся мужчин, которые, по основной современной версии, являются тетрархами - "соимператорами" Древнего Рима, правящими им после административной реформы императора Диоклетиана, разделившего Империю на 4 региона, названных тетрархиями. Считается, что скульптурная группа, изображающая самого Диоклетиана и его "коллег" Максимиана, Галерия и Констанция Хлора, была изготовлена в первой половине 4 века и стояла на одной из площадей Константинополя. Ну а в 1204 году стала частью добычи венецианских "крестоносцев"...
Надо сказать, что выглядят тетрархи как новенькие (отдельные сколы и царапины в глаза не бросаются), возможно, благодаря цвету материала, из которого изготовлена скульптура. Удивительно, что столь древний и ценный артефакт стоит просто так, его можно при желании и потрогать, и "погладить". Мне почему-то кажется, что это "упущение" когда-нибудь будет исправлено, и тетрархов, как и Горбуна Риальто, окружат хотя бы символической оградой (и, возможно, это будет правильно).
Второе, что привело меня на Сан-Марко - "столпы Акко": две древние резные колонны предположительно 6 века. В отличие от тетрархов, их происхождение до сих пор остаётся загадкой: кто-то считает, что они были привезены из ныне израильского Акко, где когда-то украшали монастырскую церковь св. Саввы, а кто-то видит в этом всё тот же "константинопольский" след, из которого торчат уши недоброй памяти Четвёртого похода... Как бы то ни было, но колонны действительно впечатляют, и посильнее многой мишуры, украшающей собор:
В сам собор, особенно наслушавшись про гигантские очереди, я заходить не собирался. Но когда увидел эту самую очередь, она показалась совсем не страшной, особенно по сравнению с тем, как я её себе представлял. Ну и встал в неё, и пока стоял, уже начал жалеть: двигалась она намного медленнее, чем я мог предположить. Но знаете, как обычно это бывает: простояв немного, уйти уже становится трудно, типа, зря, что ли отстояли то, что уже отстояли?! Так что оставалось развлекаться фотографированием того, что я совсем не собирался фотографировать:
Когда очередь доползла до фасада собора, стало веселее и интереснее:
Разноцветные колонны, кстати (все или просто многие, точно не скажу) - тоже часть константинопольских трофеев, в поте лица добытых "воинами Христовыми":
Мозаики, изображающие "кражу тысячелетия": известную историю о том, как венецианские добрые христиане спёрли в Александрии мощи апостола Марка (из лучших побуждений, естественно!), спрятав их в корзины со свининой, дабы избежать мусульманского таможенного досмотра:
В итоге на стояние в казавшейся небольшой очереди ушло минут 40: честно скажу, знал бы, что так получится - не стал тратить драгоценное время и, как выяснилось, был бы в выигрыше, поскольку интерьеры собора совершенно не впечатлили. Почему - не буду ни говорить, ни объяснять, ни спорить, скажу лишь, что в стамбульской Айя-Софии (коли уж Сан-Марко считается воплощением "Византии на западе") я испытывал совершенно иные чувства...
Прежде чем проститься с собором, я хочу поделиться ещё одной показавшейся мне интересной информацией: оказывается, его колокола, установленные на кампаниле Сан-Марко, активно регламентировали жизнь венецианцев: колокол по имени Marangona (самый большой и единственный уцелевший после падения колокольни в 1902 году) отмечал начало и конец рабочего дня арсенальских плотников, звон Maleficio предварял начало очередной публичной казни на Пьяццетте, Trottiera сообщал знатным горожанам о скором начале заседаний Большого совета во Дворце дожей, и услышав его, они должны были пускать своих лошадей рысью (что было актуальным, пока в городе не запретили ездить верхом), Pregadio объявлял о заседаниях Сената...
Ну а теперь давайте покинем площадь св. Марка (лично я делаю это с огромной радостью ), на которую я больше уж точно ни ногой, даже если судьба притащит меня в Венецию ещё раз, и направимся на восток - в сестьере Кастелло. Он начинается сразу за Дворцом Дожей, за каналом, через который переброшен Мост Вздохов. А ещё чуть дальше находится церковь Сан-Заккариа, посвящённая библейскому Захарии - отцу Иоанна Крестителя:
Улица, ведущая к ней, проходит через мраморный (или просто каменный) "ложный портал" (в том смысле, что никаких ворот на нём нет) в готическом стиле с большим рельефом, изображающим Богородицу с младенцем:
Изначально этот портал был построен не для красоты (точнее, не только для неё), а служил по прямому назначению и имел ворота, которые запирались на ночь. Делалось это по той причине, что, кроме церкви, здесь когда-то располагался бенедиктинский женский монастырь, куда помещали девушек из самых высокопоставленных и знатных венецианских семей, честь которых, понятно, блюли с особым тщанием. Правда, похоже, без особых успехов, поскольку, как пишет Venipedia, об этом месте ходило много слухов и сплетен и, видимо, не без оснований...
Самая интересная часть церкви Сан-Заккариа - полузатопленная крипта. До сих пор не понимаю, почему я не зашёл внутрь, чтобы посмотреть её: то ли совершенно выпало из головы, то ли в часы работы церкви не вписался...
На берегу Большого канала, где-то вот здесь:
можно увидеть очень интересный памятник старой Венеции - "колесо подкидышей" (ruota degli esposti). Вплоть до 19 века здесь располагался большой комплекс Дома милосердия Pio Ospedale della Pieta, включавший в себя монастырь, больницу и интернат для брошенных детей. Родители, желающие избавиться от новорожденных младенцев (моральную сторону этого вопроса сейчас оставим в стороне), могли, сохраняя анонимность, оставить их в специальной нише в стене, которую впоследствии заменило устройство, напоминающее вращающийся барабан с полками внутри - то самое колесо подкидышей. Сегодня от всего комплекса осталась лишь церковь Санта-Мария-делла-Пьета, а сохранившееся колесо подкидышей установлено в боковой стене отеля "Метрополь", расположенного через улицу от церкви. К сожалению, снять "колесо" мне никак не удавалось, по узкой улочке постоянно сновал народ - всё ж каких-то 10 метров от Гранд-канала, да и время полуденное, самое что ни на есть прогулочное, так что лучшее, что я могу сделать - это показать колесо подкидышей "глазами" гугловской камеры:
...................................
На берегу "Греческого канала" Rio del Greci красиво расположилась греческая православная церковь св. Георгия - Сан-Джорджо-деи-Гречи. К сожалению, из-за солнца (ну да, опять, а что сделаешь?! ) классический "открыточный" ракурс пришлось немного урезать:
Наибольшую известность церковь Сан-Джорджо-деи-Гречи приобрела благодаря своей "падающей" кампаниле - одной из самых наклонённых колоколен Венеции:
Кампо Сан-Джованни-ин-Брагора, может, и не самое живописное, но очень "венецианское":
Расположенную на ней одноимённую церковь св. Иоанна (Крестителя) я уже показывал в самом начале, не упоминая её названия, когда говорил о кампи вообще. Наверное, будет справедливо сделать это ещё раз, уже в контексте её «родной» площади (кстати, помимо чисто религиозных моментов, церковь Сан-Джованни-ин-Брагора известна тем, что в ней был крещён Антонио Вивальди):
Мы всё больше удаляемся в восточную часть Венеции, здесь уже относительно малолюдно и порой попадаются очаровательные уголки, вот такой, к примеру:
или вот такой:
А впереди уже показалась наша главная цель, ради которой я пришёл сюда и привёл всех, кто ещё читает мой рассказ - Арсенал, знаменитое индустриальное чудо Венеции, долгое время бывшее крупнейшим кораблестроительным предприятием в мире.
Венецианский Арсенал, название которого произошло от арабского слова daras-sina'ah, что дословно означает "дом промышленности", а по сути - строительные мастерские, был основан на двух островах в 12 веке (иногда называют точную дату: 1104-1105 годы). Сначала его использовали просто для ремонта судов, хранения вёсел, канатов, якорей, парусов, инструментов, оружия и прочей "матчасти", а также привезённого с "материка" леса. Однако уже с 14 столетия Арсенал становится индустриальной базой: снасти здесь уже не только хранили, но и производили, а заодно начали строить корабли. Процесс, что называется, пошёл, и пошёл очень быстро. Арсенал постоянно расширялся, производство совершенствовалось, и вскоре он стал самой большой в мире верфью, потрясающей современников своей производительностью и технологичностью, несколько столетий служившей эталоном технической эффективности.
Арсенал был первым предприятием, применившим идею конвейера, сборочной линии, идею которой лишь реанимировал спустя полтысячелетия Генри Форд. Внутри него на берегах канала были построены два ряда - по 12 с каждой стороны – доков-мастерских, каждая из которых специализировалась на конкретных строительных процессах и технологических операциях. Практически все источники приводят рассказ некоего испанского путешественника, ставшего свидетелем работы Арсенала: "... вот на буксире выводят галеру, а из окон на нее передают: из одного - снасти, из другого - оружие, из третьего - баллисты и мортиры, и так со всех сторон - все, что необходимо, а когда галера достигает другого конца улицы, все нужные люди уже на борту, и сколько необходимо весел, и она оснащена от носа до кормы". Это же не только подметил, но и запечатлел в "Божественной комедии" Данте Алигьери (каюсь, я буду миллион...надцатым, кто цитирует эти строки, говоря об Арсенале):
"... как в венецианском арсенале...
Тот ладит вёсла, этот забивает
Щель в кузове, которая текла;
Кто чинит нос, а кто корму клепает;
Кто трудится, чтоб сделать новый струг;
Кто снасти вьёт, кто паруса латает…
"
В итоге корабли покидали верфи, уже будучи полностью оснащёнными и снаряжёнными. В период расцвета Арсенала на нём производили в среднем одно судно в день. Когда Венецию посещали высокопоставленные гости, им с гордостью демонстрировали производственный процесс: утром показывали киль (именно с него начинали постройку судов), а вечером приводили посмотреть на уже готовый корабль. Многие описывают случай, произошедший в 16 веке, когда здесь побывал французский король: пока тот обедал (Г. Мортон, правда, с лёгкой иронией отмечает, что "обед, разумеется, длился долго, ведь присутствовало три тысячи гостей, и подали 1200 блюд!"), была построена и спущена на воду очередная галера.
Постепенно Арсенал превратился в "государство в государстве". Его работники преимущественно проживали в прилегающих к нему районах и звались арсеналотти (arsenalotti). Быть арсеналотти тогда означало примерно то же, что в советские времена состоять членом партии (те, кто спросит, какой именно, явно относятся уже к другому поколению - и слава богу!): только из них набирали личную охрану дожа, только им позволялось работать на Монетном дворе, только они становились гребцами на церемониальной барке дожа и даже пожарными в Венеции работали именно арсеналотти. Власти были уверены в них, поскольку высокая оплата и хорошие условия труда традиционно были гарантиями лояльности рабочих Арсенала по отношению к государству и того, что окружающий его район не превратится в "венецианскую Пресню".
Кстати, арсеналотти составляли основу "армии" кастеллани в кулачных боях с николотти, так что можно себе представить, сколь нелегко было тем, против кого становились дюжие арсенальские плотники...
Арсенал и сегодня всё ещё является военным объектом, посетить который просто так невозможно. Но и снаружи он производит колоссальное впечатление, недаром вместе с Палаццо Контарини-дель-Боволо он с самого начала входил в число обязательных к посещению в этой поездке мест.
"Открыточные" ворота Арсенала с двумя сторожевыми башнями были построены в 15 веке, а в своём нынешнем виде - после их расширения в 1686 году. Любопытно, что кроме своих основных функций, они использовались в качестве кранов для погрузки и разгрузки судов. Как именно это происходило, мне найти не удалось, но подозреваю, что на башнях были установлены некие подъёмные механизмы с крюками.
Солнечные часы на правой башне:
... и обычные - на левой:
Отредактировано savl (2017-02-01 21:30:36)
Интереснейшей особенностью Арсенала (а для кого-то это, возможно, будет интереснее него самого) является расположившийся перед главным "сухопутным" входом - порталом Porta Magna (Парадные, или Главные ворота), "прототипом" которого послужила древнеримская Триумфальная арка Сергия в хорватской Пуле (удивительно, что венецианцы её саму не припёрли, с них бы сталось! ) - "мини-музей" под открытым небом, "экспонатами" которого являются древние скульптуры львов. Все они в то или иное время были украдены (или взяты в качестве военных трофеев, если кому так больше нравится) в Греции.
Единственный лев слева от Porta Magna получил имя Пирейского, поскольку когда-то он украшал портовый город Пирей близ Афин. Разные источники датируют его по-разному: одни - 1-2 веком (нашей эры), другие - 4-5 столетиями. В Венецию его привёз в 1687 году адмирал Франческо Морозини Пелопонесский - тот самый "человек, который разрушил Парфенон". На спине льва обнаружились царапины, которые, как выяснили уже в 18 веке, являются руническим текстом. Считается, что его вырезали скандинавские наёмники, состоявшие на службе Византийской империи и посланные в 1040 году в Афины для подавления народного восстания.
Ещё 3 льва располагаются справа от входа в Арсенал. Точное происхождение первого (слева направо) из них, тоже и тогда же привезённого Морозини, до сих остаётся неизвестным. По одной из версий он являлся частью погребального памятника, стоявшего где-то на Священной дороге (Виа Сакра) между Афинами и городом Элефсис.
Со вторым львом, точнее, львицей, напротив, всё предельно ясно: он стоял на знаменитой Террасе львов на острове Делос (и, соответственно, довольно уверенно датируется примерно 600 годом до н. э.), а в Венецию попал в 1717 году в память об удержании острова Корфу во время очередной Турецко-Венецианской войны. Лично мне такая связь не очень понятна, ибо где Корфу, а где Делос, но так пишут... Впрочем, главное, что лев-то самый настоящий, "родной", суперантичный
Третий, самый маленький лев, которой порой называют Leoncino, то есть "львёнок" - тоже загадка. Некоторые учёные и вовсе видят в нём не льва, а собаку, причём совершенно конкретной породы - мастифа. Как бы то ни было, возраст льва-собаки очень почётный: 4 век до н.э.
Ещё одного льва, уже совершенно не античного, можно увидеть над порталом. Он появился здесь после победы, одержанной над турками в известной битве при Лепанто в 1571 году, в которой Венеция сражалась в составе союзного флота так называемой Священной лиги. А поскольку сражение состоялось в день св. Джустины, на самом верху, прямо надо львом, установили её статую.
С деревянного моста, переброшенного через канал напротив парадных арсенальских ворот (собственно, "ворот", как таковых нет, есть просто пространство между двумя башнями) я заглянул, как мог, внутрь Арсенала. Но, как и следовало ожидать, увидел мало чего:
************************
Всю прочую часть Кастелло я оставляю на гипотетическое "потом" (которое приобрело вполне конкретные очертания, как ни странно, не во время поездки в Венецию и не сразу после неё, а уже сейчас, при написании этого рассказа) и начинаю потихоньку возвращаться к отелю, тем более, что сегодня - в смысле, в тот день, про который я рассказываю - ещё предстоит неблизкая дорога в Тренто. Разумеется, я стараюсь идти так, чтобы увидеть новые места; иногда это удаётся, иногда, особенно учитывая, что в какой-то момент все пути опять сходятся у моста Риальто - не очень, но это даже хорошо: за полдня столь насыщенной прогулки свежесть впечатлений уже начинает немного угасать.
Канал св. Антонина (Rio di S. Antonin) и колокольня одноимённой церкви на его берегу:
Опять Кампо Санта-Мария-Формоза, но уже с другой стороны церкви:
Колокольня церкви Сан-Сильвестро (мост Риальто уже остался позади):
Церковь св. Аполлинария (Sant'Aponal) в стиле "округлой готики":
Отредактировано savl (2017-02-03 11:09:55)
А сейчас, будучи в самом центре оживлённого сестьере Сан-Поло, мы окажемся в очень живописном, атмосферном и тихом уголке Венеции, вот только перейдём через Ponte Storto - Изогнутый мост.
Интересно, что мостов с таким именем в Венеции несколько, точнее - целых 7. Их изогнутость проявляется не в какой-то особенной архитектуре, а в том, что они ориентированы не перпендикулярно берегам каналов, через которые переброшены, а под углом к ним. Как правило, их строили уже в более поздние времена для расширения возможностей передвижения по городу, связывая те улицы, которые изначально соединять не планировалось. А поскольку они не всегда располагались строго напротив друг друга, мосты и получались... изогнутыми (точнее было бы сказать косыми, но им, венецианцам, виднее ).
Перейдя мост, мы оказываемся на Sotoportego de la furatoa - редкий случай, когда набережная называется этим словом и когда соттопортего проходит не сквозь здание, а вдоль него. Это маленький кусочек (длина соттопортего меньше 100 метров) самой что ни на есть "Венеции без примесей"!
Трудно представить, что совсем рядом (всего в каких-то 80 метрах) со столь аутентичной Венецией находится одна из самых больших и людных городских площадей - Кампо Сан-Поло. Когда-то она служила пастбищем, потом здесь проводили собрания, турниры, игры в мяч, рынки и ярмарки.
Расположенная здесь церковь (разумеется, тоже Сан-Поло - св. Павла) интересна тем, что, как та самая избушка, обращена к площади не фасадом, а задней частью, то есть апсидой. Ещё интереснее, что главного фасада у неё нет вообще: там, где он должен находиться, церковь просто "врастает" в обычные дома. А её парадный портал находится на боковой стене:
На Кампо Сан-Поло до сих пор работает одна из старейших венецианских аптек со странным названием "Полторы колонны" (Alla Colonna e Mezza). Пишут, что таким образом её владельцы хотели подчеркнуть своё отличие от другой аптеки с именем "Две колонны" ("Alle Due Colonne"), расположенной в Каннареджо, но в чём именно заключалась логика этого поступка, всё равно не очень ясно . Зато старинный "логотип" аптеки до сих пор можно увидеть у входа в неё:
НАВИГАТОР по рассказам об Италии | Рассказы: Италия | 2024-07-24 |
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Италия » Венеция без стереотипов и Гранд-канала: пешие прогулки