Венеция без стереотипов и Гранд-канала: пешие прогулки по Городу на воде
Сентябрь 2016 г.
Не скажу, что в Венецию меня очень тянуло. Когда-то, ещё во времена групповых экскурсионных туров, нам неплохо показали те места, которые считаются "визитными карточками" города: Сан-Марко, Дворец дожей, мост Риальто, дом Марко Поло, церковь Сан-Джакомо-ди-Риальто; завели в собор, покатали на гондоле, привезли-увезли на катере, то есть открыточную панораму Венеции с моря, да так, что с одной стороны - Санта-Мария-делла-Салюте, с другой - Сан-Джорджио-Маджоре, тоже "предъявили"... В общем, впечатлений хватило, чтобы не только восторгнуться, но и вообще выпасть в осадок от избытка эмоций и чувств. Но вернуться сюда, чтоб увидеть опять то же самое, у меня никогда не возникало желания. А зачем ещё ехать в Венецию, как не за этим?
Уверен, что так думал не только я...
Незадолго до поездки, когда я уже вполне определился со своими приоритетами, я сказал своему другу, которого дилетантом в вопросах путешествий совсем не назовёшь, что в Венеции меня не интересуют ни Гранд-канал с его знаменитыми дворцами, ни Сан-Марко (в равной степени как площадь, так и собор), то услышал в ответ: "А что же тогда ты будешь там делать?" И, знаете, я совсем не удивился.
А не удивился оттого, что сам долгие годы жил подобным стереотипом: потому и не "звала" меня Венеция. Она осталась в памяти, но не запала в душу. Как бы я ни был потрясён увиденным, всё это для меня было совершенно разовым, красивой картинкой, которой можно сколь угодно раз любоваться, но совсем не хочется вновь оказаться внутри неё.
И вот несколько лет назад я совершенно случайно натолкнулся, не помню уже, где и при каких обстоятельствах, на фото венецианских площадей: небольших - кампи (Campi), поменьше - кампьелли (Campielli) и уж совсем маленьких - корти (Corti). И церквей, о существовании которых я даже не подозревал. И всё - в один момент я «пропал». Эта каменная "малоформатная" Венеция оказалась настолько "моей", что вопрос о "камбэке" стал просто делом времени. Правда, на отдельную поездку я всё же не решился, присовокупив Венецию к путешествию по северной Италии, о котором подробно рассказал чуть раньше: Прогулки по северной Италии: Венеция и Венето, Тренто, Падуя и Гарда .
************************
Конечно, писать о Венеции надо было сразу. Не только потому, что "буйство красок" (эмоциональных, естественно) ещё было свежо, но и потому, что сейчас мне очень трудно восстановить свой маршрут, получившийся довольно изгибистым. А главная глупость, которую я тогда совершил - выбросил карту, на которую были отмечены все места, вызвавшие у меня интерес и ставшие «вешками» моего городского путешествия. Тогда бы мне не пришлось тратить сейчас столько времени, чтобы восстановить свой путь и вспомнить, что изображено на моих фотографиях, и где это находится...
Кстати, о карте, чтоб к этому вопросу больше не возвращаться. Я много раз читал, что хороших карт Венеции, позволяющих ни разу не заблудиться в её лабиринтах, просто не существует. И всё-таки такая карта есть - там же, где находятся лучшие карты Иерусалима и Неаполя, Барселоны и Парижа, Милана и Вены: на страницах путеводителя DK (только не того, что "Top 10", а более полного - "Venice & the Veneto"). На ней обозначены практически все городские улочки и переулочки, за исключением совсем уж маленьких дворов и закоулков. Так что всем, кто не слишком любит часто и надолго "заблуждаться" в городе (легко предлагать маршрут под названием "наугад" местному уроженцу Тициано Скарпе, но далеко не все приезжающие в Венецию могут позволить его себе из-за вполне понятных временных ограничений), я не только советую пользоваться этой картой, но и искренне рекомендую её.
Не менее искренне могу порекомендовать и отель, с которым я, как мне представляется, попал "в десятку" - Hotel Dalla Mora. Великолепное расположение практически в центре города на границе трёх районов Дорсодуро, Санта-Кроче и Сан-Поло, лёгкая пешая доступность (хоть с "тележкой", хоть рюкзаком) от основных "точек въезда" - железнодорожного вокзала и автобусной остановки, невысокая по венецианским понятиям цена, круглосуточный (лично для меня это очень важно, терпеть не могу разыскивать с собаками хозяев апартаментов или БиБов по прибытии) ресепшен. Да, номера "в стиле минимализма", но всё необходимое имеется, включая фумигатор, а какая терраса с видом на канал ! Вот она, кстати, со стороны (в правой части фото в обрамлении бордовых цветочков):
И для "завязки" рассказа - небольшая (практически мини) прогулка по каналам в ближайших окрестностях отеля:
Пока я ещё не совсем углубился в рассказ (а если назвать вещи своими именами - ещё и не начал его), хочу сказать, что я бы не назвал Венецию очень дорогим городом. Отельные предложения, если конечно, заниматься этим делом заблаговременно, оказались вполне удобоваримыми (а уж когда я позже подбирал отель в Тель-Авиве, то вспоминал о них и вовсе с усмешкой: разве это дорого? Вот Тель-Авив - это действительно дорого!), питание тоже не ударило по карману, а прочих статей, по сути, не было вовсе: как следует из названия, моё городское путешествие вышло исключительно пешеходным и в транспортных расходах не нуждалось. Так что не так страшен чёрт, было бы желание: даже в Венецию можно съездить вполне экономно...
************************
Ещё не начав этот рассказ, я понимал, сколь трудная задача стоит передо мной . Если уж сам Гёте ещё 200 с лишним лет назад признал, что "О Венеции столько уже написано и напечатано, что я не стану вдаваться в подробные описания", то что говорить обо мне? Практически всё, что можно было сказать о Венеции, действительно, уже сказано, как до Гёте, так и после него (причём, судя по числу "после", поэт явно недооценил "скрытых резервов"), с умным видом описывать основные достопримечательности Венеции нелепо, а мои личные впечатления мало кого интересуют: я не обладаю ни обстоятельностью Питера Акройда ("Венеция. Прекрасный город" - кстати, лучшее, что я прочитал о Венеции) и Мартина Гappeта ("Венеция: История города"), ни замысловатой словоохотливостью Аркадия Ипполитова ("Только Венеция..."), читая которого я почему-то всегда вспоминаю Карлоса Кастанеду - имеющий уши, да услышит, что я хочу этим сказать, ни энциклопедичностью (граничащей порой с нудностью) Генри Мортона, ни монументальными познаниями Джона Рёскина ("Камни Венеции"), которого цитируют все прочие вышеназванные, ни искромётностью Карела Чапека (правда, должен признать, что именно "Венеция", на мой взгляд - худшее из того, что он написал в своём цикле "Путевые очерки", за исключением двух-трёх фраз в своём коронном стиле)...
В общем, шансов, как я легко понял, у меня нет никаких . И тут на поверхность моих терзаний всплыло решение, показавшееся мне самым очевидным: рассказать то, что я сам не знал ещё несколько месяцев назад и узнал только тогда, когда начал плотно готовиться к поездке в Венецию. Ведь я (смею так думать, хотя, может, и льщу себе) - пример самого что ни есть "среднестатистического" туриста, да и просто человека, не отягощённого особыми погружениями в историю и географию, и то, что не знал я, вполне возможно, не знают и другие, столь же "типовые", как я сам (фанаты и знатоки Венеции тут, естественно, не в счёт), и им - может быть! - будет интересно узнать то, что узнал я. Хотя, разумеется, всё это можно прочитать и в других источниках, никаких "америк" я, понятное дело, не открою в любом случае.
Отредактировано savl (2017-01-16 15:05:13)