Мы возвращаемся в исторический центр Коломны, и "по пути" я скажу несколько слов о коломенских музеях. Самым известным из них является, наверное, Музей пастилы, получивший "подстрочное" название "Музей исчезнувшего вкуса".
Пастила - в той же степени "визитная карточка" Коломны, как пряники в Туле или медовуха в Суздале. Когда-то она славилась не только в России, но и за её пределами. В Средние века изготовление пастилы было процессом сугубо утилитарным - дабы как-то сохранять урожай яблок, недостатка в которых в Коломне никогда не было. Сначала "яблоки томили в печи, разминали, постилали на досках, сушили на солнце. Тонкие полоски коричневого цвета сворачивали в свитки и употребляли как лакомство вплоть до нового урожая" (http://kolomnapastila.ru/stories/400). Позже коломенцы придумали своё "ноу-хау": перед сушкой яблочное пюре взбивали в пену, в которую иногда добавляли мёд, фрукты и ягоды. В 18 веке процесс поставили на промышленную основу: в Коломне появились первые заводы по изготовлению пастилы. После революции фабрики были закрыты, технология утрачена, и лишь в начале нашего века производство возродилось, как пишут - в соответствии со старинными рецептами.
Посещение музея после того, как я почитал отзывы побывавших там, меня не вдохновило. Нужную мне информацию я всегда смогу найти в интернете, любителем формата "театрализованного представления" (а именно так проходит музейная экскурсия) я не являюсь, а уж вкупе с необходимостью оговаривать время посещения заранее и немаленькой входной ценой (всю нужную информацию можно посмотреть на http://kolomnapastila.ru/museum ) - и подавно. Поэтому мы ограничились "лёгким" вариантом знакомства с коломенской пастилой и выпили по чашке чая "по-Достоевскому" в уютном и располагающем к небольшому отдыху садике, расположенном на "заднем дворе" музея (он так «замаскирован», что, честно говоря, если бы я не прочитал о нём заранее, то в жизни не догадался бы о его существовании ):
Чай "по-Достоевскому" - это кружка чая, в "комплект" которой входят 3 разноцветных кусочка разной пастилы, которую, как считается, особенно любил Фёдор Михайлович. Стоит это удовольствие, если мне память не изменяет, всего 100 рублей, что на фоне общих цен на "общепит" сегодня и бешеной стоимости самой пастилы в частности выглядит вполне по-божески. А для того, чтобы получить самое общее представление о коломенской пастиле и о том, чем она отличается от обычной, этого вполне хватило.
Есть в Коломне и много прочих музеев, в том числе, и оригинальных: Музей Калача, Музей трамваев (имеются в виду модели), Музей мыла, Музей Любимой Игрушки, Музей Кузнечная Слобода, Музей льна и быта русской женщины... Или вот - Дом самовара (тоже музей).
************************************
Одна из самых курьёзных "городских легенд" Коломны связана с её названием и гербом, центральное место на котором отведено колонне. Знаменитый историк Н. М. Карамзин, посетив Коломну осенью 1803 года, сочинил и изложил в своих путевых письмах такую историю. В средневековой Италии был древний и знатный род, носящий фамилию Колонна (Colonna). Его представители частенько конфликтовали с папской властью, за что периодически подвергались гонениям и были вынуждены искать убежище в разных странах. Вполне возможно, писал Карамзин, что кто-то из этой славной династии (называлось даже вполне конкретное имя: Карло Колонна) нашёл защиту у русских князей и даже получил от них землю для "обустройства", на которой основал город и назвал его своим именем (позже трансформировавшимся из Колонны в Коломну), заодно "подарив" ему и фамильный герб.
Историк, выражаясь современным языком, "прикололся" , но легенда прижилась, попала на страницы журнала "Вестник Европы" (основанного тем же Карамзиным за год до этого) и обсуждалась там вполне серьёзно. Ну а поскольку легенды - вещи вообще очень живучие, шутка Карамзина дошла и до наших дней, тем более, что историки и исследователи до сих пор не пришли к единому толкованию того, как возникло название города и откуда появилась колонна на его гербе (любопытные "серьёзные" версии и "несерьёзные" версии приводятся на сайте http://town-kolomna.chat.ru/TITLE/index.htm )...
Официально колонну на гербе чаще всего трактуют как опору самодержавия, столп царской власти. Есть и версия, что герб относится к так называемым полугласным символам, когда название некоего изображения на нём напоминает по созвучию название самого города, то есть "Коломна - колонна". В общем, ясно, что ничего не ясно, и остаётся лишь опять вспомнить ставшее крылатым изречение апостола: "Тайна сия велика есть"...
************************************
Ну а теперь, помечтав о пастиле и поразмышляв над геральдическими загадками, мы идём в самое сердце древней Коломны - в кремль. Он был возведён всего за 6 лет (1525 - 1531 годы) по указу великого князя Московского Василия III на месте разрушенного татарами старого деревянного кремля. Есть недоказанное предположение, основанное "на косвенных уликах", что работами руководили итальянские мастера, возможно, те же самые, что четвертью века ранее участвовали в строительстве Кремля московского.
Изначально Коломенский кремль был окружён стеной длиной около 2 километров, которую укрепляли 16 крепостных башен, 3 из них - с воротами. К сожалению, от всего периметра до наших времени уцелели лишь 7 башен (из них 4 - отдельно стоящие) и 3 небольших фрагмента стены. Зато сохранились многие постройки внутри самого кремля, в том числе - Успенский кафедральный собор и два монастыря. В отличие от Московского территория Коломенского кремля - не закрытая музейная зона, а полновесная часть города, отчасти и вовсе жилая, а потому она открыта для свободного и, соответственно, бесплатного посещения в любое время дня и ночи.
Очень хорошую карту кремля, равно как и не приведённые здесь все подписи к ней, можно посмотреть на сайте http://kolomna-kreml.ru/o-kremle/karta-kremlja :
В кремль мы входим через Пятницкие ворота, расположенные в одноимённой трёхъярусной башне, построенной в первой половине 16 века.
С внешней стороны к воротам примыкает Пятницкая часовня, а рядом с ней расположился ещё один музей - Навигатор, как пишут, "музей нового формата, рассказывающий об уникальном наследии Коломны" ( http://kolomna-navigator.ru/museums/navigator ). Ещё чуть правее (на фото он уже не виден) находится уже упомянутый Музей Калача, на входе в который можно купить самые разные только что выпеченные калачи. Для пробы, а также чтобы вспомнить "вкус, забытый с детства", когда калачи можно было без проблем купить в каждой московской булочной, можно купить самый маленький калачик за 50 рублей - дороговато, конечно, но, во-первых, "для экзотики", а во-вторых - сколько вообще даже в магазинах в последнее время нормальный хлеб стал стоить ?! Каждый калач, кстати, упаковывают в бумажный пакетик с фирменной символикой: пустячок, а приятно, хоть в качестве сувенира покупай... И если уж говорить об экзотике - тут же, в соседнем окошке, продаётся оригинальное мороженое: яблочное с кедровыми орешками в стаканчике за те же 50 рублей. Формально это не столько мороженое, сколько то, что сегодня называется щербетом, а людям моего поколения больше будет понятно сравнение "как раньше за 7 копеек". Но, как его ни называй, скажу честно: вкусно !
Ну всё, о еде больше ни слова, приступим к пище духовной. Зайдя в кремль, оглянемся ещё раз на старинные Пятницкие ворота с огромной "составной" иконой, в центре которой можно увидеть список (копию) особо чтимой в Коломне Донской Иконы Божией Матери:
Сразу за ними - жёлтенькая церковь Воздвижения Креста Господня (или Крестовоздвиженская):
А ещё чуть дальше - церковь Николы Гостинного - одна из древнейших на территории Коломенского кремля, построенная в 1501 году на средства купца Василия Ивановича Юрьева, "коломенского гостя" – отсюда пошло и название храма (по другим источникам упомянутый купец жил столетием позже и финансировал уже не строительство, а реконструкцию церкви в 1641 году). В 19 веке церковь, согласно записи в так называемой клировой ведомости, "вследствие ветхости была разобрана и вновь построена с двумя приделами и колокольней на кошельковую сумму и доброхотные пожертвования", в результате чего получилось очень красивой сооружение ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Nik_old.jpg ), разрушенное в годы советской власти (в храме тогда размещалась спортивная школа).