Прогулки по Израилю: Яффо, Хайфа, Кесария, Акко, Цфат, Галилея
Первый раз я приехал в Израиль 6 лет назад - исключительно ради Иерусалима. Религиозной подоплеки в том не было никакой - просто существуют города-легенды, которые одним своим именем манят к себе: Каир, Рим, Стамбул, Венеция, Дамаск... И, конечно же, Иерусалим. Кроме того, у каждого (ну ладно, пусть будет всего лишь у многих) из нас есть места, ради которых мы готовы бросить всё и рвануть в страну, где они находятся: Тадж-Махал, Колизей, Петра, пирамиды, Голубая мечеть, Пон-дю-Гар... В Иерусалиме для меня таковым было сооружение с непривычным названием Купол-над-Скалой - шедевр из шедевров, одно из величайших творений, когда-либо создававшееся человеческими руками.
Такие города очень трудно "мешать" с чем-либо ещё, к ним надо ехать с определённым настроем, готовым полностью отдаться их магии и обаянию, раствориться в них - тогда они пройдут через душу, тогда они останутся в наших жизнях не просто "точками на карте". Поэтому то решение выделить Иерусалим в отдельную поездку я считаю правильным, "погружение" состоялось, и рассказ, написанный по её мотивам ("Иерусалим за 3 дня – с претензией на путеводитель"), удался: он был очень тепло принят, в том числе - жителями и знатоками Израиля и даже - я был несказанно, но приятно удивлён - некоторыми местными гидами.
Новый рассказ - я хочу сразу и честно предупредить - столь глубоким не получится. Он будет в основном иллюстративным, а по содержанию, возможно, даже поверхностным. Что делать - я становлюсь старым и ленивым, и визуальная составляющая путешествий (это относится не только к Израилю) всё больше берёт верх над информационно-познавательной. Конечно, тому есть исключения, и одним из них, как мне сейчас кажется, станет раздел этого рассказа, посвящённый Акко - городу, тесно связанному с одним из самых интересных для меня периодов человеческой истории - эпохой крестовых походов - и моим любимым историческим персонажем "всех времён и народов" - Саладином.
Жанр этого рассказа, наверное, правильнее всего представить как "записки дилетанта для дилетантов". Для тех, кто хорошо знает Израиль, он не откроет никаких "Америк", для прочих он никоим образом не будет служить путеводителем. Возможно, в нём встретится много фактов, которые принято называть прописными истинами, поверхностных суждений или даже ошибок - за всё это я заранее приношу свои извинения и буду рад поправкам и комментариям.
Ну что ж, давайте посмотрим, что из всего этого получится....
************************************
В Израиле я оказался (как, кстати, и когда-то в Иерусалиме) в ноябре, в конце первой декады. Время это для здешних мест можно назвать и удачным, и неудачным одновременно. Удачным - потому что по погоде оно чем-то сродни "бархатному сезону": уже не так жарко, но ещё очень тепло, причём, что не характерно для южной Европы, даже по ночам. А неудачным - прежде всего, из-за раннего заката: уже около 4-х освещение становится нефотогеничным, в половине пятого начинаются сумерки, а около пяти фактически наступает ночь. Это, конечно, очень большой минус - реально отдача от поездки, так сказать, её "рентабельность", уменьшается чуть ли ни вдвое...
Большим положительным моментом стало то, что я избежал (как и в прошлый раз) негатива, связанного со ставшими "притчей во языцех" "проверками на дорогах" - всевозможными контролями, порой откровенно унизительными, и расспросами, часто (судя по многим рассказам) граничащими с допросами. Не знаю, устраиваются ли сейчас в Москве "собеседования" на рейсах El Al, но перелёт "Аэрофлотом" в этом смысле мало чем отличается от прочих, разве что уже при посадке выборочно проверяют сумки (при этом, в отличие от "Эль-Аля", ничего не отбирая). Проверили и у меня - ничего страшного, попросили открыть все карманы и отделения, поверхностно посмотрели их, не выворачивая наизнанку содержимое, и "облизали" чем-то похожим на обычную фольгу. Что касается обратного пути, то я даже не заметил, как прошёл все стандартные процедуры, постоянно ожидая, когда начнётся "главная облава", и только оказавшись у выхода на посадку, понял: а ведь уже всё, больше опасаться нечего... В "награду" за это я получил 3 часа ожидания рейса, поскольку, следуя принятым в аэропортах Израиля рекомендациям, дисциплинированно приехал очень заблаговременно...
Единственным в этом смысле "тёмным пятном" оказался - впрочем, вполне предсказуемо - паспортный контроль в аэропорту Тель-Авива. И дело даже не в самом контроле как таковом (хотя в диалоге "Где хотите побывать ?" - "Ну, Хайфа, Акко, Тель-Авив..." - "А зачем в Хайфу ?" от идиотичности последнего вопроса можно впасть в ступор), и не в очередях формата "отсюда и до ужина", сколько в том, как организованы - а точнее, совсем не организованы - эти народные толпы. Тут местным властям явно не помешал бы прекрасный пример нашего Домодедова, когда всю прибывшую массу разделяют на две очереди, каждая из которых ведёт к "пулу" из 10-12 кабинок. И общего порядка больше, и нет зависимости от того, что какой-то пограничник по жизни является "тормозом" и работает раза в 2 медленнее, чем его коллеги по соседству - именно к такому меня угораздило попасть в Тель-Авиве, где я простоял около 1.5 часов...
************************************
Главным средством перемещения по выбранному маршруту стали поезда. Для побережья они очень удобны: часто ходят, быстро ездят и в основном следуют расписанию. Сориентироваться в них помогает удобный и понятный сайт http://www.rail.co.il/RU/Pages/homepage.aspx , имеющий, как видите, русскоязычную версию. Не менее дружелюбным (правда, уже без русского языка, но английского вполне хватает) является интерфейс билетных автоматов.
Единственный (но довольно серьёзный) недостаток израильского транспорта (как поездов, так и автобусов) - в нём очень холодно, и ключевым словом тут является ОЧЕНЬ. Правда, не всегда: когда я возвращался из Акко в Тель-Авив, в вагоне было довольно комфортно, но когда по прибытии ехал в Хайфу - мама дорогая !!! Я нацепил на себя и джемпер, и лёгкую ветровку, а нос уткнул в тёплый шарф. Я бы с удовольствием надел и куртку, в которой выезжал из ноябрьской - заснеженной ! - Москвы, но, честно говоря, банально постеснялся: всё-таки я находился в стране, где дневные температуры ещё приближались к +30... Так что, уважаемые будущие путешественники по Израилю, если ваша поездка так или иначе связана с общественным транспортом, никогда не отправляйтесь в дорогу в одной футболке, какой бы ни была погода "за бортом"... А вот автостранников я попутно хочу предупредить, что пробки на израильских дорогах бывают, особенно ближе к вечеру, сопоставимы с московскими...
Некоторые транспортные моменты я ещё затрону в более узком контексте: когда буду писать о конкретных местах и связанной с ними логистикой. Ну а теперь, чтоб не слишком "растечься мыслью по древу" (по себе знаю, как трудно воспринимать много неиллюстированного текста подряд), "начнём, пожалуй" сам рассказ...