Ярополец впервые упоминается в летописи в 1135 г.
На правом берегу Ламы в те годы был создан укрепленный пункт князя Ярополка Владимировича - сына Владимира Мономаха. Он в ту пору владел Ростовом и Суздалем и вел борьбу с Новгородом, используя Волоко-Ламский путь.
Очевидно, название села произошло от имени Ярополк, хотя есть и другие версии. Село долго принадлежало Иосифо-Волоцкому монастырю. Затем его выкупил царь Иван Грозный и Ярополец стал царским селом, любимым местом охоты царей.
В 1684 г. село Ярополец вместе с окружающими деревнями (всего около 1 тыс. дворов) было пожаловано царицей Софьей украинскому гетману П.Д.Дорошенко. Дорошенко прожил в Яропольце последние 14 лет, здесь же и похоронен.
После смерти П. Д. Дорошенко Ярополец был разделен между его сыновьями Александром и Петром.
Пётр Дорофе́евич Дороше́нко
До 1712 года поместьем управлял Московский Судный приказ, так как сыновья Дорошенко были несовершеннолетними. В 1717 году младший из них, Пётр, продал свою часть земель Г. П. Чернышёву, родоначальнику графов Чернышёвых.
Огромная усадьба была поделена на две части и их судьбы разделились навсегда...
Усадьба Ярополец Гончаровых.
"Сюда приближаешься с бьющимся сердцем: гончаровский Ярополец, хоть и тонкими нитями, но связан с именем Пушкина. Он сам был здесь когда-то... Ярополец постоянно упоминается в его письмах к жене, проводившей здесь лето 1834 года. Сам Пушкин был здесь в первый и, по-видимому, единственный раз 24 и 25 августа 1833 года, как видно из его писем жене от 21,24 и 26 августа. По дороге из Петербурга в Москву Пушкин из Торжка свернул в Ярополец, где жила его теща Наталья Ивановна Гончарова, урожденная Загряжская. «Ямщики закладывают коляску шестерней, стращая меня грязными проселочными дорогами. Коли не утону в луже, подобно Анрепу, буду писать тебе из Яропольца», — писал он жене 21 августа; 26-го он уже писал из Москвы: «...пишу тебе продолжение моих похождений — из антресолей вашего Никитского дома, куда прибыл я вчера благополучно из Яропольца. В Ярополец приехал я в середу поздно. Наталья Ивановна встретила меня как нельзя лучше. <...>Ей очень хотелось бы, чтоб ты будущее лето провела у нее. Она живет очень уединенно и тихо в своем разоренном дворце и разводит огороды над прахом твоего прадедушки Дорошенки, к которому ходил я на поклонение. Семен Федрович, с которым мы большие приятели, водил меня на его гробницу и показывал мне прочие достопамятности Яропольца. Я нашел в доме старую библиотеку, и Наталья Ивановна позволила мне выбрать нужные книги. Я отобрал их десятка три, которые к нам и прибудут с вареньем и наливками. Таким образом, набег мой на Ярополец был вовсе не напрасен. <...>Из Яропольца выехал я ночью и приехал в Москву вчера в полдень".
(Ю.И. Шамурин «Подмосковные» М., 1912—1914 гг. тов. «Образование»).
Войдем и мы во въездные «Шахматные» ворота усадьбы
Перед нами самая ранняя из усадебных построек - Екатерининский храм (прежде церковь Иоанна Предтечи) из кирпича, построенная в 1755 г. по заказу тогдашнего владельца имения А. А. Загряжского. Внутренний интерьер церкви имеет боковые входы со ступенчатыми арками. Стены покрыты фресками, описывающими библейские сюжеты. Сегодня в храме проводятся богослужения.
Внучка гетмана, Екатерина Александровна Дорошенко, принесла Ярополец в приданое своему мужу, генерал-поручику Александру Артемьевичу Загряжскому (1715—1786), который по матери был родственником князю Потёмкину.
Александр Артемьевич Загряжский
А. Загряжский перестроил деревянные постройки усадьбы в камне. При нём сложилась общая усадебная планировка, дошедшая до наших дней. Архитектор, который вёл перестройку усадебного комплекса не известен.
В сентябре 1775 года в гостях у Загряжского побывала императрица Екатерина II, а через несколько недель — великий князь Павел и его первая жена.
Строительство усадьбы начиналось в то время, когда её хозяин ещё не входил в придворную элиту. Изменение статуса А. А. Загряжского, породнившегося с приближёнными императрицы, вероятно сподвигло его на перестройку усадьбы в 1780—1790-х годах. В результате в Яропольце не только были реконструированы здания усадебного комплекса, но и появился пейзажный парк, украшенный парковой архитектурой, в которой были причудливо смешаны «классика» и «готика»[
Усадебный дом с флигелями
При теще Пушкина управлял Яропольцем московский мещанин Семён Фёдорович Душин, имевший на хозяйку имения огромное влияние. Их отношения выходили за рамки обычных отношений помещицы и управляющего. Эта связь была источником недовольства младших Гончаровых, считавших, видимо, не без оснований, что Душин обирает Наталью Ивановну. Для неё стала тяжёлым ударом смерть Душина в 1842 году. По её желанию управляющего похоронили рядом с усадебным домом, у алтаря церкви Рождества Иоанна Предтечи, на могильном памятнике начертаны слова благодарности за «неустанное и беспристрастное» руководство Яропольцем и стихи, возможно сочинённые самой Гончаровой. В день смерти Душина Наталья Ивановна записала в своём альбоме слова Шатобриана: «Человек, смерть которого оставила в моей жизни такую пустоту, которая не исчезнет с годами»
Дом управляющего
Портрет Натальи Ивановны Гончаровой в молодости
Вид всего усадебного комплекса с высоты (фото не мое, естественно)
Главным украшением господского дома является портик из шести колонн. За ним находится полукруглая лоджия.
И напротив, в центре курдонера опять наше все
Местные
До самой революции 1917 года усадьба находилась в собственности рода Гончаровых.
Последней обитательницей имения была вдова Николая Ивановича Гончарова (1861—1902), Елена Борисовна Гончарова (1864—1928), урождённая княжна Мещерская, которая способствовала открытию в 1915 году в Яропольце четырёхклассной земской школы. Уже в советское время Елена Борисовна добилась постановки усадьбы на государственный учет в качестве памятника культуры. В 1918 году отделом по делам музеев и охране памятников Народного комиссариата просвещения была выдана «охранная грамота», согласно которой имение не подлежало реквизиции.
Каретник
Поместье сильно пострадало во время Великой Отечественной войны. В пожаре погибла комната поэта и внутреннее убранство дома, так же был нанесён значительный ущерб хозяйственным постройкам и парку.
После войны усадьба находилась на протяжении пятнадцати лет в полуразрушенном состоянии. Свою лепту в ее разрушение внесли, как водится, местные жители, разбиравшие строительные материалы, пригодные для использования.
Состояние усадьбы в конце сороковых годов XX века зафиксировано в кинофильме «На графских развалинах».
Новая жизнь для усадьбы началась в 1960 году после ее передачи для организации дома отдыха Московского авиационного института.
В 1970 г. усадьба была полностью восстановлена и приобрела довоенный облик. При этом из интерьера исчезли многие элементы декора, помещения приобрели иную внутреннюю планировку. Сейчас здесь расположилась база отдыха МАИ.
"Вся усадьба обведена живописной каменной стеной с круглыми зубчатыми башнями, напоминающими башни Китай-города, и это делает ее похожей на старый романтический замок, навеянный страницами Вальтера Скотта. На башнях провалились крыши, трава обрастает забитые досками оконницы; а в расщелинах качаются молодые березки — «племя младое, незнакомое»..."(Ю.И. Шамурин «Подмосковные» М., 1912—1914 гг. тов. «Образование»)
Обходим вокруг
К сожалению до наших дней не сохранился ни парк и ни одна из скульптур, служивших его украшением. Также не сохранился двухэтажный театр, расположенный неподалеку от усадьбы.
"По всему дворовому фасаду проходит длинная терраса, проложенная за колоннами и по коридорам, соединяющим крылья с центральной частью. С нее открывается вид на всю усадьбу. Задний фасад выходит в сад, и это крыльцо и терраса, примыкающие к запущенному саду, кажутся такими знакомыми и милыми: все наши поэтические представления, относящиеся до «домов с колоннами», связаны с этой картиной — в такой обстановке мечтали тургеневские девушки, здесь вечерами хорошо было слушать рояль, доносившуюся из открытых окон дома; здесь носились грустные думы Лаврецкого, томился Иванов, грезились в сумраке призрачные образы Мусатова; это — «Евгений Онегин», романсы Чайковского, «Обрыв», «Обломов», Мисюсь и усадьбы Раневских, рассказы Б. Зайцева — все, что есть элегического, тоскующего и красивого в русском творчестве!"
От кирпичной ограды, ранее окружавшей весь усадебный комплекс, уцелела только южная стена.
Попытка подойти поближе не увенчалась успехом
Последний взгляд и едем во второй Ярополец
Отредактировано Loconte (2016-12-05 17:34:41)