Раздел "Усадьба в настоящем".
Как правило, каждый номер журнала открывался статьёй о красивом загородном имении, знаменитом своими владельцами и художественными коллекциями, историей и архитектурой, парком и угодьями. География этих очерков была весьма обширна, охватывала почти все губернии европейской части России. Если одними усадьбами продолжали владеть представители аристократические родов, то другие переходили в руки нуворишей. Среди удачливых дебютантов были те, кто предпочитал создавать семейное гнездо практически с нуля. Материалы о наиболее успешных опытах обустройства поместий также публиковались в журнале, как образец пути в привилегированный социальный класс. Эти статьи и фотографии к ним стали сегодня бесценным источником сведений о дворцах, парках и интерьерах, большая часть которых не дошла до наших дней. Но уже в начале ХХ века знаменитая русская усадьба была уходящей натурой. На смену им пришли дачи, как обещал предприимчивый Лопахин.
Анатолий Кайгородов. Лесная сказка. Начало ХХ в. Кинешемский художественно-исторический музей.
В этом разделе выставки картины с усадебными интерьерами и экстерьерами, садами, беседками, которые также «украшены» женскими образами. В каждом номере журнала помещался рассказ о том или ином имении с богатой историей.
«Усадьбы воспринимались, по всей видимости, В. П. Крымовым как неотъемлемая часть театральной жизни — как прекрасные декорации нескончаемого спектакля под названием «красивая жизнь»» - Н. Д. Мельник.
Можно рассуждать и так. Но разве не достойны эти усадьбы, это «рассыпанное по России достояние» пристального внимания и изучения, да и просто любования. Ведь зачастую именно по журналу Крымова можно уже в наши дни воспроизвести интерьер того или иного усадебного дома, навсегда утраченного.
Некоторые картины знакомы по выставке Сергея Виноградова, что проходила в этом же музее.
Сергей Виноградов. В столовой. Конец 1910-х – 1930-е. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Вот цитата о Сергее Арсеньевиче Виноградове из прессы:
«Виноградов поразительный художник, к чему бы он ни прикоснулся, все вдруг начинает трепетать и светиться. По этим холстам разлита ласковая и восхитительная радость, в этом мире хочется жить»- Критик Пётр Пильский.
Ласковая восхитительная радость, в которую художник уходил от драматических событий начала ХХ века в своих картинах, вполне отвечала и запросам журнала.
Сергей Виноградов. Цветные пятна. 1916г. Кинешемский художественно-исторический музей.
На картине скорее всего изображена гостиная в имении Всеволода Мамонтова "Головинка". Здесь любил бывать и бывал часто художник. Картина являет собой прекрасный образец живописи русского импрессионизма. Удивительная способность мастера остановить, запечатлеть мгновение радостных солнечных бликов и безмятежности бытия. Эта безмятежность подчеркивается фигурой женщины, которая расслаблено сидит в кресле. Она лишь антураж, передающий настроение.
Приходила утром радость
Вместе с солнцем через окна,
И дрожала, и смеялась,
Преломляясь через стекла,
Рассыпаясь по обоям,
Разбегаясь вдоль по полу
Разноцветною резьбою,
Зайчиков толпой веселой.
А потом углом загнутым
Исчезали солнца сети.
Уходили — и в минуту
Радость таяла на свете.
Стихи были посвящены именно этой картине. Написала их Нина Мякотина.
Николай Сергеев-Коробов. Портрет незнакомки. 1910г. Собрание Яны и Рустема Вахитовых, Москва.
В этой картине нет безусловного отсыла к интерьерам загородного имения. Да и интерьера, как такового нет. Есть лишь накрытый чайный стол и прекрасная незнакомка вся в белом. Но это даже не белый цвет. В картине все жемчужно-беловато-сероватое. Эдакие переливы и оттенки белого, усиленные серебристым цветом самовара и контрастными цветами голубых васильков, синей чашки и красноватого содержимого вазочки.
Александр Средин. Интерьер усадьбы князей Юсуповых Архангельское. 1900-е. Музей Тропинина.
О Средине и его картинах замечательно сказал А. Н. Греч в «Венке усадьбам»:
«На московских художественных выставках промелькнули в десятых годах интерьеры Петровского в чуть смазанных, подернутых мечтательной дымкой картинах А.В.Средина."Le Poete des interieurs" - называли когда-то парижане русского художника, запечатлевшего в своих картинах, нежных, как пастель, красивое умирание старинных усадьб. Эпилог этой уходящей культуры мастер сумел передать в своих работах, передающих виды Петровского, Белкина, Павловска, Кускова, Архангельского, Полотняных Заводов, тот аромат старины, который, как у цветов, увядающих и поблекших, наиболее силен перед смертью. 1917 год грубо оборвал этот медленный, неизбежный процесс умирания усадьбы. Художник-поэт пережил эту дату, определившую и его трагическую обреченность. Глухой, измученный невзгодами, он доживает свои старческие дни в убогой мансарде Парижа».
Александр Средин. В жёлтой гостиной (имение Петровское). 1900-1910-е. (?). Холст, масло. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова.
Александр Средин. В зале. Начало ХХ в.. Государственное музейное объединение «Художественная культура русского Севера», Архангельск.
Это холодновато- величественный зал усадьбы Ивановское - Козловское. Картина выдержана в пепельно-изумрудных тонах. Имение Ивановское- Козловское принадлежало князю Михаилу Ивановичу Козловскому. От усадебного дома остались сейчас одни руины. И только по фотографиям в журнале «Столица и Усадьба» можно судить, что представлял из себя дом до революции.