Константин Вещилов. "На Капри" 1912г. Самарский художественный музей
С работами Константина Вещилова познакомилась относительно недавно, года 3-4.
Дело в том, что он был эмигрантом, невозвращенцем, а о таких в СССР старались умалчивать, работы держали в запасниках музеев и не экспонировали. И лишь в 2000-е годы, когда работы Вещилова начали успешно продаваться на аукционах, творчество мастера начало возвращаться на родину: открываются запасники музеев, устраиваются выставки, появляются публикации.
Самой дорогой из проданных на аукционах работ Вещилова является "Послеполуденное солнце. Крым". Именно после того, как эта картина была в 2011 году продана в Лондоне на аукционе Sotheby's за 122830 долларов творчество Константина Александровича обратило на себя внимание многих коллекционеров и любителей искусства.
Константин Александрович Вещилов (1878 —1945) происходил из купеческой семьи. О его детских годах и о том, как у него появился интерес к рисованию, информации мало. Известно лишь, что в 1911 году Вещилов писал в автобиографии: "Первые уроки живописи я брал в Валаамском монастыре под руководством отца Луки, заведовавшего в то время росписью главного собора".
В период с 1894 по 1907 годы в Императорской Академии художеств преподавал Илья Ефимович Репин, и многие студенты, как выше я писала про Анну Остроумову, стремились попасть в его мастерскую. Среди тех, кто учился у Репина, были Филипп Малявин, Борис Кустодиев, Иван Билибин, Николай Фешин, Игорь Грабарь и многие другие. Стать учеником Репина было непросто, желающих было много. А Вещилов учился у Репина ещё до поступления в Академию. Дело в том, что княгиня Мария Клавдиевна Тенишева организовала в Петербурге студию для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию. Студия существовала с 1894 по 1904 годы, и там преподавал Репин, который стал наставником Константина Вещилова. Поэтому, поступив в Академию художеств, Константин стал студентом мастерской Ильи Ефимовича. Репин среди своих талантливых учеников выделял Вещилова не только как любимого, но и как "личного ученика".
Репин ценил юного коллегу и оказывал ему разнообразную поддержку, в том числе и материальную. Вещилов жил в служебной квартире Ильи Ефимовича, а летом часто бывал на профессорской даче, где совершенствовался в пленэрной живописи. Константин был близким другом сына Репина, Юрия.
Илья Ефимович пророчил молодому художнику большое будущее и наставлял на путь исторического живописца-монументалиста. И в начале своего творческого пути Вещилов работал именно как исторический живописец.
Экспонировать свои работы на столичных выставках Константин начал в 1902 году, ещё будучи студентом. За свою дипломную работу "Иоанн Грозный после казанских побед" выпускник получил золотую медаль Академии художеств и право на пенсионерскую поездку в Италию.
Для усовершенствования своих познаний в истории Вещилов в 1908 году окончил Санкт-Петербургский археологический институт. Карьера живописца складывалась успешно. Вещилов писал картины на темы античной и русской истории, создавал декорации и эскизы костюмов для театральных постановок, после гибели Василия Верещагина выполнял отдельные заказы Морского министерства, иллюстрировал журналы. В 1911 году был назначен на должность художника Морского министерства, которая долгое время после смерти Алексея Петровича Боголюбова оставалась вакантной. Написал ряд полотен, посвященных морским сражениям русско-японской войны.
В 1914 году Константин Александрович находился на Капри, где его застала Первая мировая война. Из-за развернувшихся на Средиземноморье военных действий в течение полугода оставался в Италии в вынужденном заточении. В результате написал серию пейзажей и на Весенней выставке 1915 года представил около 20 из этих работ.
Вещилов также выставлял свои работы на выставках Товарищества передвижников, был участником Обшества Куинджи. Благодаря поездкам на юг и созерцанию яркого контрастного южного освещения Вещилов раскрылся как колорист и в 1905 году был удостоен премии Куинджи.
Вещилов стал признанным мастером, одним из ведущих российских художников. В 1916 году А. В. Маковский и Р. А. Берггольц (впоследствии к ним присоединился А. Н. Бенуа) в 1916 году предложили кандидатуру Вещилова к избранию академиком Академии художеств. Увы, академиком Константин Александрович не стал: при голосовании за избрание было подано 14 голосов, а против — 20.
Хоть он и не стал академиком, но художник он был выдающийся. Его картины хорошо продавались. В частности, картину "Неожиданный приезд" приобрела Великая княгиня Мария Павловна, три картины («Бретань», «Прилив» и «Тюльери») в 1914 году купила вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Некоторые картины Вещилова были приобретены Академией художеств.
Октябрьскую революцию Вещилов поначалу принял. По крайней мере, оставался в России. Но из голодного Петрограда уехал в деревню Кочелоево Пензенской губернию к своему другу Федоту Сычкову, с которым вместе учился в Академии художеств. В Кочелаево познакомился с племянницей жены Федота Васильевича – Марьей Васильевной, которая тоже приехала в деревню из Петрограда на время голода. Молодые люди поженились. Позже Вещилов с женой перебрался в уездный город Наровчат.
В 1920 году Константин Вещилов был вызван в Москву академиком живописи Исааком Бродским, тоже бывшим учеником И.Е. Репина, чтобы делать зарисовки Второго конгресса Коминтерна. Вещилов начал делать зарисовки, но потом у него что-то не заладилось в отношениях с Бродским, и в 1922 году он вместе с женой покинул Россию. Около четырёх лет Константин Вещилов жил и работал на Капри, потом обосновался в Париже, где жил до 1935 года. Около четырёх лет Константин Вещилов жил и работал на Капри, потом обосновался в Париже, где жил до 1935 года.
В 1935 году чета Вещиловых перебралась за океан, в США. Они поселились в Нью-Йорке, где Константин Александрович продолжал интенсивно работать. Он состоял членом Общества русских художников имени И.Е.Репина и почетным членом Общества бывших русских морских офицеров в Америке. В 1937 году его картины выставлялись в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
В апреле 1945 года Константин Александрович скоропостижно скончался. Похоронен в Нью-Йорке.
Константин Коровин "Севастопольский базар" 1915г. Томский областной художественный музей
Исаак Бродский "Ледоход во Пскове" 1913г. Государственный Владимирско-Суздальский заповедник
Константин Горбатов "Старый Псков" 1915г. Частное собрание. Москва
Николай Беккер "В Крыму" 1917г. . Государственный Владимирско-Суздальский заповедник