Москва. Музей русского импрессионизма.
Сообщений 221 страница 230 из 257
Поделиться2222022-04-28 21:41:03
Про картины у меня все. Но на выставке есть еще раздел, посвященный транспортировке произведений искусства , он так и называется "Искусство перевозки искусства".
В этом разделе показали. как перевозили предметы искусства раньше и сейчас.
Современная упаковка картин
Как доставляют картины в музей русского импрессионизма
Здесь же на 3 этаже, теперь есть обзорная площадка, на ней инсталляция Валерия Чтака
Виды на БЦ "Большевик", бывшая кондитерская фабрика
И на СИТИ
Поделиться2232022-04-28 22:21:19
Очень интересный раздел!!!!
Поделиться2242024-07-17 21:17:34
Выставка «Журнал красивой жизни»
Если предыдущую выставку в музее я пропустила, она судя по отзывам, совсем не впечатлила бы, то нынешняя выставка оказалась на редкость хороша. И сама идея, и подбор картин.
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена одному из первых глянцевых изданий в России — дореволюционному журналу «Столица и усадьба».
Этот журнал начали издаваться в Петербурге в 1913 году — апофеоз поздней Российской империи, 300-летие дома Романовых и пик экономического развития. А закончилась судьба четыре года спустя — издание добили революции. Но до поры до времени и успех, и тиражи издателя Владимира Крымова (1878–1968) радовали. Всего вышло 72 номера, но, поскольку многие были сдвоенные, формально было 90 выпусков.
Во Владимире Крымове, между прочим, замечательно уживались две ипостаси: приверженность светскому образу жизни и железная предпринимательская хватка, унаследованная от предков-старообрядцев. Среди которых был сам протопоп Аввакум.
Первый номер «Столицы и усадьбы» вышел в декабре 1913-го, последний — в сентябре 1917-го. То есть журнал печатался даже после Февральской революции. Впрочем, Крымов благоразумно уже в марте «революционного» года разместил свои деньги в заграничных банках, а сам отбыл в кругосветное путешествие. Присылая «с дороги» материалы для очередных номеров журнала. В Россию Владимир Пименович больше не вернулся.
Журнал был посвящен исключительно высшей элите: аристократической публике, где рассказывалось о светской жизни того времени, о туризме, размещались красивые портреты, модные обзоры, интерьеры усадеб начала 20 века и т. д Журнал писал о красивом — охота, балеты, жизнь дипломатических миссий в Петербурге, великие князья и их окружение, а главное — старинные усадьбы. Политику и повседневность он старался не замечать, новости если и допускались, то только из мира выставок и моды.
Но не стоит считать «Столицу и усадьбу» великим свершением российской журналистики. Разве что реклама впечатляет: от мыла и одеколона «Чайная роза» и средств против «старческой дряхлости» до английских и американских машин, включая «Паккар», и какао «Жорж Борман» с примечательным девизом «В питании сила».
Выставка поделена на несколько разделов по постоянным рубрикам журнала: "Столица", "Усадьба в прошлом и настоящем", "В зрительной зале", "О том и о сем", "Туризм", "Художественные выставки" и "Петроград во время войны".
Начну с раздела "Столица". Здесь в основном портреты светских львиц.
Жизнь аристократии, ее новости, а подчас и сплетни, притягивали как читателей, так и самого главного редактора Крымова, страстно желавшего войти в круг столичной элиты. В журнале печатались не только фотографии представителей благородного общества, но также репродукции живописных портретов. Лаконичные, графические и парадные в рост, в богато украшенных шляпах, с питомцами на подушке, у вазы с ландышами и в пёстрой шали. Среди моделей, позировавших лучшим столичным художникам, оказываются и наследницы аристократических родов, и жены новых буржуа, и знаменитые актрисы, и экстравагантные представительницы полусвета. В этих часто заказных портретах всегда узнаются приметы социального статуса моделей, а интерьеры свидетельствуют о художественном вкусе хозяев. Живописные, скульптурные и графические образы, по большей части женские, не только становились своеобразной хроникой эпохи, но и являлись попыткой редакции установить новые стандарты хорошего вкуса в условиях быстро меняющейся жизни.
Виктор Штембер - "Портрет баронессы Дарьи Евгеньевны Гревениц" (1912 год). Эрмитаж
Греневец - это ее фамилия во втором браке, а вообще Графиня Дарья Евгеньевна Богарнэ (1870—1937) — дочь князя Евгения Максимилиановича Романовского, герцога Лейхтенбергского и его первой морганатической супруги Дарьи Константиновны Опочининой (1845—1870). Правнучка Николая I и праправнучка императрицы Жозефины Бонапарт , императора Павла I и М. И. Кутузова.
Судьба этой красавицы заслуживает рассказа.
Графиня Дарья Евгеньевна Богарнэ родилась в Мариинском дворце — дворце своей бабушки, великой княгини Марии Николаевны. Крещена 19 марта 1870 года в церкви Мариинского дворца при восприемстве Александра II и великой княгини Марии Фёдоровны.
После рождения фактически осталась сиротой: мать, Дарья Константиновна, скончалась вскоре после родов; отец, герцог Евгений Лейхтенбергский, отправился в действующую армию. Долли, как её звали в семейном кругу, осталась на попечении бабушки и тёток. С 1884 года после продажи Мариинского дворца в казну жила в особняке на Английской наб., 44. Училась во Франции (лицей в Париже) и Германии (гимназия в Карлсруэ). Свободно говорила на немецком, английском, французском и итальянском языке.
В 1905 году (будучи замужем и имея троих детей) Дарья Евгеньевна уехала в Париж, где в 1906 году окончила Сорбонну.
Во время Первой мировой войны окончила курсы сестёр милосердия и на свои средства в январе 1917 года организовала санитарный отряд, с которым отправилась на австрийский фронт. Февральскую революцию, по её словам, она встретила восторженно, приказав поднять над лазаретом красный флаг. Но в октябре 1917 года графиня Богарне уехала в Германию, где приняла баварское подданство.
Через год, в октябре 1918 года, в самый разгар гражданской войны, вернулась в Советскую Россию. Официальной причиной своего возвращения она потом называла командировку по линии австрийского Красного Креста. Вместе с гражданским мужем Виктором Маркизетти проживала в квартире на ул. Моховой, д. 36 и работала в библиотеке издательства «Всемирная литература», организованного М. Горьким для издания классической литературы в СССР.
В 1924 году, когда издательство прекратило своё существование, его библиотека превратилась в иностранный отдел Государственной Публичной библиотеки.
В 1927 году приняла гражданство СССР, сменив имя на Дору Евгеньевну Лейхтенберг и сделав себя на 11 лет моложе. В личной анкете она указывала: год рождения 1881, место рождения г. Мюнхен, национальность — немецкая, подданство — баварское.
В 1929 году во время очередных чисток началась проверка деятельности отдела библиотеки, которым руководил Маркизетти. Дору Евгеньевну вызвали на комиссию, она заявила, что связана с ОГПУ, но её уволили с резолюцией: «…несмотря на то, что со времён Октябрьской революции Д. Е. Лейхтенберг живёт и работает в Советской России, она не изжила характерных черт своего класса, проявляющихся до сих пор в её взаимоотношениях с сотрудниками, в частности есть определённые указания на антисемитизм и высокомерие».
Работу в библиотеке она возобновила в 1931 году. Но в августе 1937 года Маркизетти и Лейхтенберг снова были уволены, а 10 сентября арестованы. Обвинены в принадлежности к «монархической террористической организации и за связь со шпионско-террористической группой германских политических эмигрантов, созданной гестапо». Комиссия НКВД 29 октября 1937 года по статье 58-1а УК РСФСР приговорила гражданку Д. Е. Лейхтенберг к высшей мере наказания в особом порядке («суду не подлежала»). 5 ноября того же года расстреляна.
В мае 1989 года реабилитирована посмертно.
Поделиться2252024-07-17 21:19:29
Николай Беккер - "Портрет Маргариты Павловны Гинсбург" (1915 год).Эрмитаж
Жена коммерсанта, коммерции советника, потомственного почётного гражданина, действительного тайного советника и благотворителя Моисея Акимовича Гинсбурга (1851 – 1936).
Супруг этой дамы - тоже личность интересная. Он был поставщиком российской тихоокеанской эскадры в Японии, а затем, в 1880-е — 1905 годах — главный поставщик российской Тихоокеанской эскадры.
Великий князь Кирилл Владимирович, поднявший весной 1898 году андреевский стяг над Порт-Артуром, писал о Гинсбурге, что "он был нашим благодетелем, от которого зависел весь наш Тихоокеанский флот" . О том, что чеки, выписанные его рукой, "ходили в Маньчжурии не хуже золота", вспоминал офицер, защищавший Порт-Артур и участвовавший затем в Цусимском сражении.
Великий князь Кирилл Владимирович : "Все — от булавки до корабельного якоря и от заклепки до дымовой трубы — приходилось доставать с помощью барона Гинзбурга. О нем на Дальнем Востоке знал каждый — у него было все. Его агентства и склады располагались по всему китайскому побережью и в Японии. Случись кораблю повредить винт или цилиндр, понадобись кому-то отправить письмо в полной уверенности, что оно дойдет до назначения, — неизменно обращались к еврею Гинзбургу, зная, что он поможет. Стоило лишь передать заказ через его агентов, и все необходимое доставлялось в срок".
За заслуги по снабжению русской армии во время русско-японской войны получил звание коммерции советника, потомственного почётного гражданина и чин действительного статского советника.
После русско-японской войны поселился в Петербурге и занялся благотворительностью.
Когда началась Первая мировая война, Гинсбург устраивает в принадлежащем ему доме на Уральской улице морской лазарет и убежище для жён и детей матросов, ушедших на войну.
В последующем привлекался для консультаций в правительственные комиссии, в 1915 году заслужил чин действительного тайного советника и по поручению военного министерства через Архангельск отправляется в США для организации снабжения русской армии вооружением.
После революции выехал в Японию, где построил в Иокогаме гостиницу для беженцев из России. Позднее жил в Париже, занимался благотворительностью, помогая русским эмигрантам.
В 1924—1925 годах оказывал материальное содействие в организации Свято-Сергиевского подворья в Париже.
Умер 3 июля 1936 года в Париже.
А мы любуемся его прекрасной женой
Николай Богданов-Бельский "Портрет княгини Марии Константиновны Кудашевой" 1903г. Эрмитаж
Внучка видного российского государственного деятеля (канцлера и министра иностранных дел) светлейшего князя Александра Михайловича Горчакова
Хороши не только сами дамы, но и детали, например, это ландыши
Поделиться2262024-07-17 21:37:09
Николай Богданов-Бельский. Портрет Людмилы Павловны Бараш-Месаксуди. 1916.. Тверская областная картинная галерея.
Людмила Павловна Месаксуди-Бюрнс, урожд. Бараш (1887 – 1953) – балерина. Окончила Императорское балетное училище. С 1905 танцевала в Мариинском театре. Вышла замуж за сына керченского магната офицера Александра Месаксуди.
Картина была написана зимой 1916. В тот год впервые в России в Петрограде был организован показ русской моды Манекенщицами были балерины--- Тамара Карсавина, Ольга Судейкина-Глебова и Людмила Бараш, выступавшая в костюме, сшитом из старинных русских набивных платков по эскизам князя Александра Шеваршидзе.
В эмиграции Людмила Павловна жила во Франции. Участвовала в Париже в концертах и благотворительных вечерах (1920-1930-е), в организации концертных программ «У артистов» (1931). В 1936 устроила вечер балета и оперетты для Группы безработных артистов московских и петроградских оперетт. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Исаак Бродский. Портрет Зинаиды Семёновны Штильман. 1916г. Русский музей
Об изображённой на портрете Зинаиде Штильман, супруги присяжного поверенного, известно из книги Бенгта Янгфельдта «Ставка-жизнь. Владимир Маяковский и его круг»: «…она, вопреки невысокому росту, тучности и родимому пятну во всю щеку, пять раз выходила замуж, за ней ухаживал великий князь Дмитрий Павлович. Однажды Лиля Брик спросила у неё, правда ли, что она живёт с мужчинами за деньги, и та ответила с искренним удивлением: “А что, Лиля Юрьевна, разве даром лучше?”». В приведённом портрете художнику удивительным образом удалось не потерять модель ни на фоне золотистой обивки, ни в переливах мехового манто. Мастерство Бродского спасло картину от салонно-академической шаблонности. Хотя портрет, несомненно, заказной, призванный служить украшением буржуазной гостиной и свидетельством неотразимости хозяйки, подчёркивает откровенную чувственность модели и ее привычку к роскоши. Эффектный разворот обнажённых плеч, женственный жест руки, манящая грация героини мгновенно притягивают взгляд.
Исаак Бродский. Портрет Любови Бродской, жены художника. 1916г. Частное собрание. Москва
Любовь Марковна - поэтесса, художница по ткани, просто художница и член Союза художников. Рисовала пейзажи, однако особой славы не снискала и нашла себя в дизайне.
Исаак Бродский. Женский портрет (Портрет Джорджианы Бьюкенен). 1916.. Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.
Супруга английского посла Дж. Бьюкенена.
Поделиться2272024-07-18 09:37:43
Любопытнае тема для выставки. Вообще, в Москве очень креативный подход к организации выставочных пространств.
Поделиться2282024-07-18 10:23:48
Лена, отлично показываете картины с выставки. И, знаете, ничем не хуже, чем я увидела эти портреты на выставке. А уж расскажете много интересного!
Выставка действительно, очень серьезная - емкая и интересная. Мне очень понравилось само оформление залов.
Поделиться2292024-07-18 10:26:52
Вообще, в Москве очень креативный подход к организации выставочных пространств.
Музей русского импрессионизма всегда находит интересные темы для своих выставок.
Но и в Питере тоже умеют делать интересные выставки.
Следующий раздел называется "О том и о сём".
Несмотря на то, что журнал адресовался прежде всего аристократической публике, его читателями были люди разных сословий и достатка. Менялось и отношение художников к моделям, среди которых теперь оказывалось много обычных людей, не имеющих особого статуса или необыкновенных заслуг. Сам жанр портрета отныне приближается к фотографии и журнальной иллюстрации. Живописцы изображают своих современников, а чаще современниц, не в парадных позах и нарядах, а в повседневной жизни. Роли женщин в общественной жизни, искусстве, спорте Крымов уделял особенное внимание. Если в статьях других изданий начала ХХ века фигурировали милые и приятные любительские акварели, эскизы вышивок, изделия из бисера, то на страницах «Столицы и усадьбы» критик Сергей Кондаков подробно и серьёзно рассказывал о работах профессиональных, хоть сегодня и почти забытых художниц, например, о творчестве Александры Шнейдер и Софье Юнкер-Крамской, дочери Ивана Шишкина.
На выставке помимо картин есть еще цитаты из разных номеров журанала. Они порой забавные, порой очень созвучные нашему времени.
Вот такая цитата в разделе "О том и о сём"
Петр Келин "Женский портрет" 1914г. Пермская государственная художественная галерея.
В. А. Келин воспринял от своего учителя В. А. Серова остроту портретного образа, переданного через выразительный жест, позу, красоту колористических отношений.
«Женский портрет» интересен и как яркий индивидуальный образ и типичный облик молодой женщины «серебряного века», утонченной, слегка ироничной и загадочной. Келин написал дочь мирового судьи Н. К. Смирнова. Имя же самой портретируемой затерялось в истории.
Иван Горюшкин-Сорокопудов "Современная музыка". 1906г. Астраханская государственная картинная галерея Двойной женский портрет «Современная музыка» художника Ивана Горюшкина-Сорокопудова был помещён на обложку 79-го номера журнала. Аллегорическая сцена, изображающая двух молодых женщин, погружённых в звуки музыки, написана в яркой, динамичной манере, свойственной русскому модерну.
Астраханская картинная галерея располагает одним из крупнейших собраний произведений известного русского и советского художника Ивана Горюшкина-Сорокопудова. В фондах музея находятся 22 живописных и 9 графических работ мастера, созданных в разные периоды его богатой творческой деятельности.
Первые живописные произведения Ивана Горюшкина-Сорокопудова поступили в Астраханскую картинную галерею в 1918 году вместе с картинами и рисунками русских и европейских художников, а также предметами декоративно-прикладного искусства и антикварным оружием из частной коллекции Отто Виблингера – агента австрийской торговой фирмы «Иван Каттус в Вене». Отто Яковлевич жил и работал в Астрахани с 1893 по 1914 годы, занимался поставками чёрной икры в Европу.
Обладая тонким художественным вкусом, австрийский коллекционер питал живой интерес к работам художников, живших, учившихся и работавших в Астрахани. Иван Горюшкин-Сорокопудов получил художественное образование в студии Павла Власова в Астрахани, откуда переехал в Петербург и поступил в Академию художеств. В числе прочих произведений в Санкт-Петербурге Горюшкин написал диптих «Древняя и современная музыка». Вероятно, по совету Власова эти работы приобрёл Отто Виблингер во время визита художника в Астрахань.
Иван Горюшкин-Сорокопудов. Портрет молодой дамы на фоне ночного кафе. 1900-1910. Бумага, темпера. Собрание Р. Бабичева, Москва.
К следующей работе на выставке добавлена вот такая цитата, это стихотворение
А сама работа вот такая, она под стеклом, отражения полностью убрать не удалось
Александр Вахрамеев. Подруги. Тата и Валя. 1915. Картон, пастель, гуашь, соус. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
На рисунке Вахрамеева показаны две девушки с причёсками в греческом стиле. Одна из них, миловидная большеглазая шатенка, Татьяна Трофимова, дочь пензенского железнодорожного служащего, с которой художник познакомился, работая преподавателем в Пензенском художественном училище. Уволенный за антиправительственные настроения Вахромеев возвращается в Петербург, где пишет ряд произведений революционной тематики. Туда же на учёбу приезжает и Тата. Влюблённый в неё художник создаёт несколько портретов своей музы. Но увы, их роман так ничем и не завершился. Интересны наряды подруг на рисунке. В начале 1910-х годов женский костюм становится заметно демократичнее, и дневные платья и блузки уже шьются с вырезами на груди и укороченными рукавами, что было недопустимо раньше.
Николай Касаткин. Женский портрет. 1916. Бумага на картоне, акварель. Костромской музей-заповедник.
В творческом созвездии русских художников-реалистов, творивших под эгидой передвижничества, особую ступень занимает Николай Алексеевич Касаткин — последний представитель из плеяды передвижников, пронесший его идеи до конца своих дней. Вся его творческая деятельность стала зеркальным отражением жизни и чаяния простых людей. «Некрасов в русской живописи» — так часто его называли современники.
Художник стал первопроходцем среди плеяды передвижников еще в конце 19 века, создав целую галерею типажей простых рабочих, крестьян, революционеров. За что снискал авторитет и уважение нового правительства и был возведен в патриархи соцреализма в живописи. Он стал первым художником, удостоенным в 1923 году звания «народный художник Республики» и получил членство во вновь созданной «Ассоциации художников революционной России».
Свой художественный дар Николай унаследовал от отца, известного гравера Алексея Касаткина. А с четырнадцати лет оттачивал мастерство в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были Василий Перов, Алексей Саврасов, Илларион Прянишников. За дипломную работу «Нищие на церковной паперти» на выпускном экзамене в 1883 году был удостоен высшей награды учебного заведения — большой серебряной медали и звания высококлассного художника.
Николай Касаткин. Портрет актрисы. Начало ХХ в. Картон, акварель. Тульский музей изобразительных искусств.
Поделиться2302024-07-21 21:50:23
Следующий раздел выставки особенно нам близок - "Туризм"
Туризм. Хотя редакция «Столицы и усадьбы» и отмечает с иронией, что русские путешествуют менее всех других народов, тем не менее поездки по Европе, в Крым или на воды любили как подписчики журнала, так и художники. Живописцы кинулись в Италию и Париж, который уже стал к тому времени столицей искусств. С удовольствием они отправлялись в пенсионерские поездки от учебных заведений или находили меценатов, готовых взять их с собой в путешествие. Написанные во время таких поездок картины публиковались в том числе и в журнале «Столица и усадьба», становясь путеводителем для читателей и заинтересованных туристов. Кстати, сам Крымов несколько раз совершал кругосветные путешествия и был горячим апологетом туризма.
Анна Остроумова-Лебедева. Сеговия. Испания.Площадь и лестница. 1914г. Музей архитектуры им Щусева. Москва
Анна Петровна Остроумова-Лебедева ( 1871-1955) — русская и советская художница, график и живописец, крупная деятельница петербургской модерновой культуры Серебряного века, мемуаристка; двоюродная сестра и супруга химика-органика Сергея Лебедева. Член общества «Мир искусства» (с 1899) и ряда других художественных объединений Петербурга — Петрограда — Ленинграда и Москвы. Народный художник РСФСР (1946). Действительный член Академии художеств СССР.
Анна была дочерью чиновника Синода, сенатора и тайного советника Петра Остроумова .
Однажды на даче, где семья проводила лето, случился страшный пожар. Пятилетняя Аня сложно переживала это событие, и одним из способов, который помог девочке справиться со стрессом, стало рисование. Причем, в полной темноте. Эта привычка осталась с ней на всю жизнь: даже в блокаду, прямо во время налетов, в темной ванной Аня рисовала очертания любимого города.
Учеба в женской литейной гимназии Анна совмещала с вечерними классами школы барона Штиглица, после чего сделала не вполне обычный для девушек ее круга выбор – поступила в Императорскую Академию Художеств. Там она училась у живописцев Ильи Репина, Константина Савицкого и Павла Чистякова. Попасть в класс к Реину было ее мечтой и у нее получилось! Анна Петровна писала: «Милый Репин. Я то люблю его, то ненавижу. Интересно его видеть, когда он работает. Лицо меняется, он ничего не видит, кроме натуры. Чувствуется сила в нем, и, вместе с тем, он почему-то возбуждает во мне жалость».
В 1898—1899 годах работала в Париже в мастерской Джеймса Уистлера.
Много путешествовала по Италии, Франции, Испании, где работала над городским пейзажем.
Участница художественных выставок с 1900 года.
В 1902 году Остроумова отравилась парами свинца, который входил в состав масляных красок. Врачи настоятельно рекомендовали забыть про живопись, но Анна Петровна, переломив отчаяние, сконцентрировалась на эстампе и работе с акварелью.
Анна вышла замуж за своего двоюродного брата, химика Сергея Лебедева. История любви Остроумовой и Лебедева достойна отдельного литературного произведения: двоюродные брат и сестра, она старше его на три года, а он женат.
В 1905 году молодые люди все-таки смогли обручиться, а свою любовь друг к другу они пронесли через всю жизнь. Анна Петровна пережила своего мужа, ученого с мировым именем, изобретателя синтетического каучука, и даже успела пожить на улице его имени. Правда, на табличке нет ни слова о самой художнице, как нет и памятника на ее могиле – только плита.
Остроумовой благоволил Александр Бенуа, впервые встретивший художницу за копированием Рембрандта в Эрмитаже и изумившийся наглости своей будущей ученицы. Он же познакомил ее с искусством гравюры, что сделало ее не только лучшим мастером в этой области, но и известным коллекционером.
С 1934 по январь 1936 года преподавала в Институте живописи, скульптуры и архитектуры при Всероссийской Академии художеств. Во время Великой Отечественной войны работала в блокадном Ленинграде, создав ряд пронзительных графических образов осаждённого города. Именно ее гравюра «Сфинкс» изображена на пригласительных билетах на первое исполнение Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича.
В июле 1942 года в блокадном Ленинграде прошла выставка произведений Остроумовой-Лебедевой, созданных в 1896—1942 годах. Скончалась 5 мая 1955 года в возрасте 83-х лет в Ленинграде. Похоронена рядом с мужем на Тихвинском кладбище — Некрополе мастеров искусств.
Анна Остроумова-Лебедева. Сеговия. Вид на собор вечером. 1914г.. Вологодская областная картинная галерея.
Анна Остроумова-Лебедева. Нефтехранилище.
Борис Анисфельд. Мост Риальто. Венеция. 1914г. Русский музей (Эту картину я видела на выставке "Любовь к терм апельсинам" в Петербургском музее музыки)
Осип Браз. Замок Олафсборг. Нейшлот. Финляндия. 1915г. Ярославский художественный музей.