Несмотря на то, что каменная кладка домов и стен хорошо видна, создаётся впечатление, что когда-то на этом месте была огромная скала, к ней подошёл некий мастер-исполин и... своим гигантским резцом, как говорил Микеланджело, убрал всё лишнее, вырезав из камня улочки и дома . Конечно, это всего лишь метафора, передающая не саму "картинку", а общие ощущения. На самом же деле Альярис практически сложен из огромных булыжников, самые крупные из которых буквально лежат под ногами:
И эти улицы даже моют ! Вот как это происходит:
Кладка стен во многих местах не менее хаотична, чем уличного покрытия и выглядит примерно так:
А вот такие домики как будто пришли сюда из старых сказок :
Одна из древних церквей города - Сан-Педро, св. Петра, построенная ещё в 12 веке. В те времена она даже имела клуатр, который, к сожалению, не сохранился. Да и общий вид церкви слегка "подкорректировался". И всё же она сохраняет вполне старинный вид, прекрасно вписываясь в каменный антураж исторического центра.
Внутри красиво, но как-то без придыхания...
Рядом с ней можно увидеть интересную городскую скульптуру, точнее - целую скульптурную композицию. Она посвящена мероприятию, называемому Festa do Boi - праздник вола (ну или, если не так детализировать - быка), который традиционно проводится во время праздника тела Христова. Его корни уходят в начало 14 века, когда отношения между христианами, проживавшими внутри крепостных стен, и евреями, обитавшими за их пределами, были напряжёнными. Христиане притесняли евреев, а те в отместку осыпали насмешками и оскорблениями христианскую процессию, проводимую на праздник (тела Христова). В 1317 году некий местный идальго Xan de Arzua решил положить этому конец. Правда, не в виде общего примирения, как заповедовал Тот, чьему учению он якобы следовал. Он сел на вола, погрузил на него же несколько мешков с крылатыми муравьями (а муравьи, как я с удивлением узнал совсем недавно, являются ближайшими родственниками ... ос и почти все, кроме рабочих особей, обладают крыльями, причём самки их сбрасывают после оплодотворения. О чём только не узнаешь, знакомясь с особенностями испанской истории...) и, когда процессия проходила мимо собравшихся евреев, начал бросать в них мешки с муравьями. Те отчего-то испугались, разбежались и больше христиан не задевали.
Правдоподобность этой история, конечно, оставляет желать много лучшего, но это вообще особенность многих легенд . Другая же версия происхождения праздника вола более прозаична: как будто тот же Xan de Arzua, но уже не очень местный, не смог проехать через городок, поскольку посторонним запрещалось появляться в городе верхом на лошади. Тогда хитроумный идальго слез с коня, пересел на вола и таким образом проехал совершенно законно.
Как бы то ни было, основы традиции оказались заложенными, а жители Альяриса получили ещё один весёлый праздник, который в следующем году отметит своё 700-летие ! Он прерывался только во время гражданской войны и правления Франко, а в 1983 году вернулся и вновь, как и столетия назад, стал неотъемлемой частью жизни горожан. Так что памятник себе он вполне заслужил ! Монумент получился, скажем так, не очень компактным, поэтому пришлось снять его с нескольких ракурсов: