У природы нет плохой погоды. Венеция - О. Гарда – Зюдтироль, май 2016
Сообщений 101 страница 110 из 148
Поделиться1022016-07-03 12:20:32
Можно, конечно, бесконечно долго разглядывать экспонаты и интерьеры музеев площади Сан Марко, но нам пора двигаться дальше. Жаль, что у нас Венеции всего три дня. Хочется и посетить музеи, и побродить по улочкам, и насладиться водными прогулками, и, конечно же, зайти в церкви.
Поэтому, собрав волю в кулак, покидаем музеи Сан Марко.
Небольшой отдых и обед.
Во второй половине дня отправляемся на вапоретто до остановки «San Toma». Наша цель - церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари.
Это не просто церковью, а базилика - La Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari. Титул «Basilica» церковь получила лишь в 1926 году. Это почётное звание Папа даёт только великим церквям католического мира. Базилика имеет право непосредственно общаться с Ватиканом, что определяет её высокий статус.
Базилика Санта-Мария Глориоза деи Фрари имеет титул «Basilica Minore», что означает «Младшая Базилика». (Младших базилик много, более полутора тысяч. А вот «Basilicaе Maggiores», т.е. «Старших Базилик», всего четыре и все они находятся в Риме).
В 13 веке дож Джакопо Тьеполо предоставил участок земли последователям учения Франциска Ассизского для строительства церкви и монастыря. Это была первая из францисканских церквей в Венеции и одна из первых в Европе. С возрастанием роли францисканцев потребовалось новое здание для церкви. Так к 1443 году появилась Грандиозная (Gloriosa) готическая церковь в самом центре Сан Поло. Церковь сразу превратилась в статусную не только для Сан Поло, но и для всей Венеции. Быть похороненным в деи Фрари было весьма почетно.
Войдем в церковь. В кассе берем буклет и начинаем осмотр.
Главный шедевр, ради которого идут в эту церковь – это грандиозная алтарная картина Тициана «Вознесение Богоматери» или «Ассунта» (assunta – «вознесшаяся»). Конечно же, мы сразу устремляемся к ней.
Огромный алтарь был заказан Тициану отцом Джермано, настоятелем церкви Фрари, в 1516 году – в год победы Венецианской республики над императором Максимилианом.
Тициан, осмотрев размеру церкви, определился с размерами будущей картины. Её высота должна быть около 7 и ширина около 3,5 метров. Столь большой деревянной поверхности в природе не существовало, поэтому её изготавливали из 21 доски. Работами по созданию деревянной поверхности, которые велись в одном из помещений монастыря, руководил сам Тициан. Понятно, что такую огромную поверхность не было возможности переправить в мастерскую Тициана. Поэтому создавал «Ассунту» в самом монастыре. Это было не совсем удобно, т.к. монахи, а особенно отец Джермано, активно обсуждали картину и даже пытались делать свои замечания.
Наконец, весной 1518 года «Ассунта» была представлена Тицианом. Церковь была переполнена именитыми горожанами и простолюдинами. Сначала прошла короткая служба, а потом под звуки органа с алтарного образа спало полотнище. Освящение «Ассунты» явилось одним из самых торжественных событий в жизни города в XVI веке. Образ Богоматери, устремленной к небу, олицетворял саму Венецию, одержавшую победу. После исполнения «Ассунты» Тициан был признан первым художником Венецианской республики.
«Вознесение Богоматери» считается не только одной из вершин и творчества Тициана. Это ещё и новое слово в венецианской живописи, образец венецианского героического стиля эпохи Высокого Возрождения. Иногда по мощи эту его работу сравнивают с фресками Микеланджело для Сикстинский капеллы.
В годы наполеоновской оккупации картина не была отправлена в Париж. Французскую администрацию удалось убедить, что шедевр Тициана не выдержит транспортировки, а, кроме того, нуждается в реставрации от копоти свечей.
В 1816 году по распоряжению директора венецианской Академии «Вознесение» было перенесено в Академию, где картина была отреставрирована и выставлена на обозрение в одном из залов. Там ею любовались и русские путешественники. У Тургенева в «Накануне» есть такие строки: «… сама Мадонна – прекрасная, сильная женщина… поразила и Инсарова, и Елену».
Во время мировых войн картина хранилась в Пизе и в Ка' Реццонико. 13 августа 1945 года «Ассунта» была торжественно возвращена в базилику. Все эти перемещения грандиозной картины не могли пройти бесследно. Была проведена серьезная реставрация, укреплена деревянная основа и красочный слой. Сейчас «Ассунта» находится на своем историческом месте под постоянным контролем электронных датчиков и наблюдением специалистов.
Поделиться1032016-07-03 12:26:11
В церкви много всего интересного. Пытаемся, по возможности, рассмотреть самое-самое.
Начнем, пожалуй, с памятника Тициану.
В 1575 году в Венеции вспыхнула эпидемия чумы. 27 августа 1576 года, заразившись от своего сына, умер великий Тициан. Его нашли мертвым с кистью в руке.
По венецианскому законодательству тела умерших от чумы полагалось сжигать, но в данном случае было сделано исключение. Тициана захоронили в церкви, в которой находились два его величайших шедевра - «Вознесение Богоматери» и «Мадонна Ка’Пезаро». На могиле посвящение: «Qui giace il gran Tiziano de' Vecelli Emulator de' Zeusi e degli Apelli» («Здесь лежит великий Тициан Вечелли — соперник Зевсов и Апеллесов»)
Гораздо позже, по заказу австрийского императора Фердинанда I, в 1843-1852 г.г. учениками Кановы из каррарского мрамора был создан памятник Тициану.
На барельефе за фигурой Тициана - его самый главный шедевр — «Вознесение Богоматери».
Напротив находится памятник Канове.
Первоначально он был спроектирован самим Кановой для надгробия Тициану. (Канова очень почитал Тициана, а его «Ассунту» считал лучшей картиной в мире). Но денег на строительство тогда не нашлось. Идею этого памятника Канова использовал для создания надгробия Марии Кристины (Мими), любимой дочери Марии-Терезии, похороненной в церкви Августинцев, дворцовой церкви Габсбургов.
В 1822 году умер и сам Канова. Его тело захоронили в его родном городе Поссаньо, а его сердце Академия решила оставить в Венеции. Деньги на памятник по проекту Кановы собрали его ученики. Так в 1827 году в Санта-Мария деи Фрари появился этот монумент. Сердце Кановы находится в порфировой урне, которую держит фигура у входа.
Интересно, что в буклете, который я взяла в церкви, указано, что авторы надгробия не сам Канова, а его ученики.
Поделиться1042016-07-03 12:46:12
Конечно, нам надо найти вторую картину Тициана, находящуюся под сводами Санта-Мария деи Фрари - «Мадонну Пезароро». Она находится, как и памятник Канове, с левой стороны собора.
Завершив работу над Ассунтой в 1518 году, Тициан уже в 1519 получил новый большой заказ. Семья Пезаро поручила ему написать большой алтарный образ для одной из боковых капелл этой же церкви.
*****
Здесь я хочу сделать небольшое отступление.
Дело в том, что с семьей Пезаро Тициан уже сталкивался. Именно эта влиятельная венецианская семья ранее уже заказывала Тициану одну картину. Она должна была прославлять победу, одержанную объединенным флотом папских, венецианских и испанских кораблей в морском сражении над турками в августе 1502 года. Морским флотом командовал Якопо Пезаро, носивший сан епископа Пафоса на Кипре. Катина была написана Тицианом между 1506-1511 г.г. , т.е. ещё до того, как он создал свою «Ассунту».
Эта картина - «Папа Александр VI представляет Якопо Пезаро Святому Петру» сейчас находится в Королевском музее изящных искусств Антверпена.
Тициан. «Папа Александр VI представляет Якопо Пезаро Святому Петру». Королевский музей изящных искусств, Антверпен.
****
Но а мы вернемся в церковь Санта-Мария деи Фрари к «Мадонне Пезароро».
В 1519 епископ Якопо Пезаро пригласил Тициана в свой дворец на Большом канале. У знатного рода Пезаро был собственный придел во Фрари. Властный патриций «сделал художнику предложение, от которого тот не смог отказаться» (с) - заказал обетный образ и сразу вручил аванс. Работа над картиной продолжалась несколько лет, поскольку у Тициана на тот момент было множество других заказов.
Тициан понимал, что картина будет находиться в левом боковом алтаре. Таким образом, все входящие в храм будут видеть её сначала под некоторым углом. Поэтому художник строит свою картину так, чтобы все основные фигуры располагались по восходящей диагонали.
Картина создавалась в мастерской Тициана. Якопо Пезаро навестил художника и был восхищен увиденным, однако сделал несколько замечаний. Но это касалось в основном порядка размещения по старшинству представителей его многочисленного рода.
В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Мадонна сидит на очень высоком троне, в ее сторону направлены две мощные, уходящих в небо, за пределы полотна, колонны. У подножия трона изображен величественный апостол Петр. Члены семьи Пезаро с достоинством преклоняют колени у подножия трона под покровительством Святого Франциска, патрона церкви Фрари. Слева - коленопреклоненный Якопо Пезаро в сопровождении Святого Георгия с огромным штандартом красного цвета. За спиной Якопо два пленных турка в белых тюрбанах.
Справа от Богоматери – святой Франциск, указывающий на членов многочисленной семьи заказчика, а за ним – святой Антоний. Внизу справа первым по старшинству склонил колена Франческо Пезаро. Он пунцовом плаще из дорогой парчи. За ним – члены семьи Пезаро. Можно назвать всех поименно, но не будем.
Торжественное освящение алтаря состоялось при большом стечении прихожан в декабре 1526 года. Церковь Фрари стала хранилельницей двух творений Тициана, ставших гордостью венецианской живописи.
Сам Якопо Пезаро умер спустя 20 лет. Справа от картины памятник, заказанный им ещё при жизни, и эпитафия самому себе:
«IACOBVS PISAVRIVS Paphi Episcopus, qui Turcas bello, se ipsum pace vincebat, ex nobili inter Venetos ad nobiliorem inter angelos familiam delatus, nobilislimam in illa die Coronam justo judice reddente hic situs expectat. Vixit annos Platonicos. Obiit M. D. XLVII. IX. Kal. Aprilis» («Якопо Пезаро, епископ Пафоса, победивший турок в войне, себя в мирное время, вознесшийся от благородных венецианцев к августейшим благородным ангелам, лежит здесь в ожидании блистательной короны, которую только Суд должен возложить на него в последний день. Прожил годы Платона. Умер 24 марта 1547 года.»)
-
Поделиться1052016-07-03 12:59:26
Рядом с «Мадонной Пезаро» находится массивный надгробный памятник ещё одному представителю семьи Пезаро - дожу Джованни Пезаро (1589 - 1659), выполненый из разноцветных мраморов в классическом барочном стиле.
Пезаро был избран дожем в 1658 году в возрасте 68 лет. Он был выбран, несмотря на то, что болел малярией. На посту дожа он находился немногим более 1 года. Для сооружения своего надгробного памятника Пезаро перед смертью оставил 12000 дукатов.
Поделиться1062016-07-03 14:16:50
В левом трансепте в Часовня Св. Марка находится алтарный образ работы Бартоломео Виварини «Святой Марк в окружении ангелов-музыкантов и Святых Иоанна Крестителя, Иеронима, Николая и Павла» (1474 г.)
В правом трансепте в капелле Св. Иоанна Крестителя или, как её называют - Флорентийской капелле, находится деревянная статуя Иоанна Крестителя работы Донателло (1438 г.). Это единственная работа Донателло в Венеции.
Статуя находится в деревянном алтаре работы XV века. Справа от Иоанна Крестителя находится статуя Святого Зеновия, первого епископа Флоренции, слева — Святой Женевьевы, обе работы Джироламо. Над ними – архангел Гавриил и Дева Мария. Вверху - статуя Воскресшего Христа, возвышающегося над лилиями — символом Флоренции.
В арке апсиды находится алтарный триптих «Мадонна с младенцем, музицирующими ангелами и святыми» - шедевр Джованни Беллини. Алтарная доска (пала), датируемая 1488 г., была создана Джованни Беллини для многочисленной семьи Пезаро. Триптих Беллини заказал Пьетро Пезаро и посвятил своей жене, Франческе, которая происходила из знатного венецианского рода.
В центральной части триптиха Мадонна на троне с Младенцем. В нижней части два ангела, один с флейтой, второй с лютней. Слева от Мадонны - Святые Николай и Петр, справа - Святые Марк и Бенедикт. Имена святых повторяют имена мужа Франчески – Пьетро и трех их сыновей: Николо, Марко и Бенедетто.
Интересный факт. Святые этого триптиха впечатлили Альбрехта Дюрера, считавшего Джованни Беллини лучшим художником Венеции. Дюрер сделал фигуры святых, изображенных с необычайным мастерством на алтарной доске Беллини, прообразами своих «Четырех апостолов».
Отредактировано K-Olga (2016-07-03 14:18:47)
Поделиться1072016-07-03 14:21:03
Алтарь Реликвий
В церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари находится одна из главных реликвий Венеции - Святая Кровь Христова. Она хранится в хрустальной вазе в специальном алтаре. Первоначально реликвия находилась в соборе Святой Екатерины в Константинополе, но была привезена оттуда командующим венецианским флотом Мельхиорре Тревизаном, и передана церкви в 1480 г . В знак благодарности Тревизан захоронен в этой церкви в капелле Святого Михаила (капелла Тревизан).
Алтарь был изготовлен в 1711 году, из каррарского мрамора. Левый барельеф - «Распятие», Правый - «Снятие с креста».
Нижний в центре барельеф — «Положение во гроб». Сверху алтаря - золотые серафимы.
Поделиться1092016-07-03 14:54:13
Можно еще долго находится в церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари, разглядывать художественные шедевры, величественные надгробия. Я в оба своих приезда посетила её. Думаю, что если ещё доведется побывать в Венеции (очень бы хотелось!), то обязательно опять зайду.
А пока мы направляемся еще в одну церковь, которую наметили посетить.
Из моего повествования может создаться впечатление, что мы только и делали, что сидели в музеях и соборах. На самом деле, это не совсем так.
Ведь из точки «А» в точку «В» мы идем по земле или по воде. Любуемся дворцами, домами, витринами, заходим в магазинчики, кафе, отдыхаем в уютных местечках, обсуждаем, порой достаточно бурно, увиденное. Просто не все попадает в объектив – увлекшись, мы забываем, да иногда и просто не хотим отвлекаться на процесс фотографирования.
Знаю, что для большинства жителей этого форума фото – это хобби, страсть, любимое занятие, удовольствие. Я не отношусь к их числу. Хотя с большим удовольствием разглядываю очень интересные, качественные фото форумчан и очень благодарна всем, кто делает эту работу. И ещё по доброму завидую тем, у кого это здорово получается!
Поделиться1102016-07-03 19:36:56
Ольга, спасибо за La Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari., за Мадонну с младенцем Беллини, конечно, за рассказ о Тициане. Но, главное, за подробнейшее описание базилики и всего того, что Вам понравилось. Ведь основное -это Ваши личные впечатления, кстати, они совпали с нашими
И эта чудесная манера изложения... Обычно ведь вернувшиеся из поездок пишут рассказы, чтобы поделиться впечатлениями, но по сути, все же, мы не отдаем себе отчета и не признаемся - это мы делаем для себя. Да, нам нужна самореализация. В этом рассказе есть ощущение, что Вы, помимо того, что стараетесь передать всем свои эмоции от увиденного, стараетесь как бы прожить в рассказе еще раз то, что испытали в Венеции. И так понравившиеся Вам вапоретто, и пешие прогулки, и разговоры с друзьями, и интересные музеи - все это продолжает волновать Вас и заставляет, при написании рассказа, переживать все заново. А в эту Базилику мы бы тоже, если была бы вновь поездка, обязательно зашли - там ведь столько сокровищ... а где в Венеции их нет?
Оля, у нас не создалось впечатление, что Вы только по музеям ходили, а что не все время фотографировали -так ведь на это должно быть желание и настроение. А рассказ Ваш очень сбалансирован - текст и фото хороши. Только это ведь не последние моменты в Венеции?
Спасибо за Венецию, за то, что сумели всколыхнуть воспоминания...
Отредактировано Неслучайные гости (2016-07-03 19:40:37)