Часть 6. Всё о фальерах и национальном валенсийском костюме.
Помимо мастеров фальяс, есть другие профессионалы, непосредственно участвующие в празднике. Речь идет о создателях региональных костюмов, вееров, о парикмахерах, специализирующихся на прическах для праздника фальяс, о мастерах обувного дела, о текстильных фабриках (особенно тех, которые специализируются на шелковых тканях)… Это целая индустрия, круглогодично работающая на Лас Фальяс. Километры дорогой ткани и кружев, тонны шиньонов, тысячи гребешков и украшений нужны жительницам Валенсии для праздника.
Разбирать костюм валенсийки(ца) это почти также занимательно как костюм тореро. История этих нарядов начинается примерно в 15 веке и поначалу это обычный костюм для работы, который с течением времени претерпел изменения и приобрел более элегантные формы. Теперь его стали надевать для особых случаев. Так что современный костюм женщины-фальеры - это праздничный костюм, который надевали валенсийки несколько веков назад. На пути эволюции традиционного валенсийского костюма можно встретить платье 18-го века, называемое "Coteta", созданное под влиянием французской моды того времени; а также болеe провинциальный вариант, появившийся в 19-м веке, прозванный фаролет ("Farolet" - "маячок" на валенсийском языке) за невероятное сходство рукавов с традиционной для Испании формой маяка.
Качество тканей и сложность покроя костюма, чисто ручной работы в большинстве случаев, является причиной его высокой стоимости, как минимум 900 евро. Сложно установить максимальный предел этой цене, так как стоимость ткани может достигать астрономических цифр. Например, одна из наиболее ценимых тканей ручной работы обычно стоит от 400 до 1400 евро за один метр. При таких ценах некоторые женщины сами шьют костюмы, покупая материал и фурнитуру. Яркий цветастый рисунок, очень редко встречающийся на двух одинаковых платьях - основное отличие современного женского костюма фальеры.
У женского костюма богатая нижняя часть, практически не видимая постороннему глазу. Это рубашка, шитая из полотна, которая имеет короткие и широкие рукава украшенные кружевом. Также обычно кружево украшает вырез. Чамбра надевается поверх рубашки как нижний корсет. Она облегает фигуру и имеет множество украшений, так как верхняя часть может быть видна. Чулки или носки из хлопка, шерсти или шелка, обычно белого цвета с вышитым рисунком. Пололос или кальсонетс - нижние штаны, доходящие до колена из шерсти, хлопка или шелка.
Теперь наружная часть костюма. Юбка или гвардапеус Это верхняя юбка затянутая на талии, которая шьется из многоцветных тканей, всегда с красивым рисунком и вышивкой золотом и серебром. Армилья или жипо - узкий жилетик с короткими или длинными рукавами сшитый из ткани сочетающейся с юбкой. Фартук надевается поверх юбки и бывает обычно белого цвета. Но носят и черный вариант, как многие на Лас Фальяс-2016, который фактически совпал со страстной неделей. Фартук шьется из хлопка, шелка или шерсти. Имеет вышитый узор, иногда золотой нитью, которая очень красиво переливается при искусственном освещении. Мантелета или шейный платок надевается на плечи. Он может быть квадратным или треугольным и завязывается накрест впереди и обычно вышит также как и фартук.
Для парадного шествия в честь возложения цветов деве Марии обязательна мантелина или мантилья (типа фаты) белого или черного (в случае совпадения со святой неделей) цвета. Она обычно кружевная и расшита золотой нитью.
Туфли c небольшим каблуком, украшены тканью сочетающейся с юбкой.
Набор украшений и аксессуаров для волос включает броши или джойя - они закрепляет мантелету на уровне выреза, серьги в том же стиле и иногда подвеску. В волосы женщины вплетаются довольно увесистые шиньоны, чаще всего их количество не превышает трёх штук. Самый крупный из них закрепляют на затылке, а на висках - два шиньона поменьше, называемых Родетес (Rodetes- колёсики по-валенсийски), прозванных так за свою круглую форму. Шиньоны фиксируются специальными иглами и украшаются гребнями, каждый из которых тоже имеет своё название: ла Пинта (la Pinta) - для заднего шиньона и лос Раскамоньос (los Rascamonyos) - для тех, что на висках. Гребешки сделаны из латуни и покрыты либо позолотой, либо серебром.
Традиционный мужской костюм - Сарагуель (traje de Saragüell), фигурировавший в мусульмано-андалусских текстах 10 века как саравиль (Sarawil). Ткань, из которой пошит этот костюм - обычные лён или хлопок, поэтому, чтобы приукрасить эту повседневную одежду к празднику, сверху надевался специальный удев из шерсти или шёлка с кистями, известный как Негрийя (Negrilla). Нижняя часть одежды - гибрид штанов, юбки и шорт. Модели костюмов мужчин более разнообразны, чем у женщин. Иногда можно увидеть торренти (traje de Тorrentí), который отличают более облегающий покрой штанов и расшитый жилет, называемый Чопети (Chopetí). На голову мужчины обычно повязывают связанные вручную платки, сверху которых надевают традиционные шапки или шляпы, каждая из которых, в зависимости от фасона, также имеет своё название: Ла Родина (la Rodina), Эль Косиоль (el Cossiol) или Ла Монтера (la Montera). На ногах - чулки-гольфы по колено и специальные традиционные сандалии либо черные туфли с большой пряжкой.