Часть 2. Немного о Лас Фальяс. Город искусства и науки. Выставка нинотов.
На дворе стояло 15 марта – первый официальный день празднования финальной стадии Лас Фальяс. Да-да, именно финальной стадии. Потому что этот процесс практически круглогодичный. Уже через неделю после окончания праздника начинают подписывать контракты с мастерами фалий на следующий год. К лету появляются первые макеты и наброски, а осенью, в сентябре-октябре в мастерских начинается процесс возведения фигур. И так по кругу. И все ради каких-то 4-5 дней в году!
Давайте поговорим о Лас Фальяс подробней, чтобы рассматривать в дальнейшем все происходящее со знанием дела.
Если проводить исследование истории праздника, можно нащупать три исторических пласта, которые накладываясь друг на друга, создали современный образ Лас Фальяс.
Первый пласт – основа, кроется в языческом культе огня. Он, как считается, восходит к древнейшим временам и связан с обрядом празднования весеннего равноденствия. Чтобы призвать Бога Солнца, возродить светило в новом жизненном цикле и побороть тьму, нужен был огонь.
Второй пласт – раннее средневековье и появление христианской традиции, когда праздник огня стал приурочиваться не ко дню равноденствия, а дню Святого Иосифа (Сан Хосе) – 19 марта. Традиция предков перешла к ремесленникам. Они в течение долгой зимы работали допоздна и с наступлением темноты зажигали светильники, которые вешались на специальное приспособление "парот", похожее на канделябр с несколькими дубовыми подсвечниками или деревянной подставкой. С наступлением весны, чтобы отпраздновать начало хорошей погоды и светлых длительных вечеров, когда уже не было необходимости в "парот", эти приспособления сжигались у порогов домов накануне дня Святого Иосифа.
В одном интересном документе, датированном 15 веком, есть упоминание о "дне, когда плотники жгут деревяшки". Чуть позднее "парот" стали одевать в старые платья, превращая его, в своего рода, пугало, которое сгорало в костре вместе с еще кое-какой старой рухлядью. Позднее наряженный парот постепенно стал принимать человеческие очертания, как правило, повторяя черты какого-нибудь персонажа. Так появился "Нинот" (кукла), основной элемент праздника "фальяс". Со временем он перестал появляться в одиночестве, его стали окружать другие фигуры.
Другим важным достижением стало появление темы, как правило, с сатирическим или критическим подтекстом, которая обыгрывается в юмористической форме. Фигуры воссоздавали и исторические события, и бытовые моменты жизни. Когда их начали устанавливать на пьедесталы, в 18 веке, процесс появления праздника "фальяс" можно считать завершенным.
Изначально "фалья" называлась не сама композиция нинот, а огонь. "Фальяс", посвященные Святого Хосе, получили одобрение всех жителей города, особенно средних слоев, и порицание со стороны пуритан. Так в издании "Гасета Валенсия" в 1792 году приводится ответ Отца Трагия на жалобу одного благочестивого человека: "Как благочестивый христианин, ты имеешь достаточно причин, чтобы твое сердце переполнилось грустью при виде стольких ритуальных костров на улицах и площадях нашего города, на которых сжигается множество дурных кукол, которые в эти дни предстают в смешной одежде и так занимают народ, что он по их вине забывает о своих обязанностях и должествованиях и бросает работу".
В 1808 году, француз, Александр де Лаборд, увидев "фальяс" Валенсии, опишет их в своей книге следующим образом: "Каждый год 18 марта, накануне дня Св. Хосе, плотники и краснодеревщики, каждый у дверей своей мастерской, устраивают настоящие театрализованные представления. Фигуры с человеческий рост, одетые в одежды, которые отвечают наряду персонажа, которые оного представляют. Фигуры эти имеют деревянный очень легкий каркас, маска заменяет им лицо, одеты они в маскарадные платья, с бумажными волосами и бумажными же украшениями, подчас очень искусно сделанные. Эти фигуры ставятся на кострище, которое прячется за массивно украшенным, художественно завуалированным забором". Далее он пишет: "…с наступлением ночи зажигается костер и через некоторое время вся композиция исчезает в языках пламени. Эти композиции называют "Фальяс Святого Хосе…". Важность этого праздника он описывает так: "Народ спешит, люди из высших слоев общества смешиваются с простым людом, народ съезжается отовсюду, и забывают обо всех своих делах, как бы важны не были последние".
Критика и шутка, основные задачи фальяс, стали гармонично связаны с искусством с конца 19 века. Именно тогда начался творческий поиск по совершенствованию материалов, пластики и цветовой гаммы. Изначально для фальяс использовались только дерево и картон, а в последние годы добавились другие современные материалы. Скульпторы и живописцы стали участвовать в создании этих фигур. Чуть позже стала создаваться целая школа фальяс. Фальяс становились все сложнее, пока не превратились в монументальные настоящие произведения искусств. Вокруг них образовалась целая индустрия, цеха художников-фальерос.
Таким образом, третий пласт или слой истории Лас Фальяс – достижения современной цивилизации. Кроме огня к празднику подтянута вся пиротехническая индустрия Валенсийского сообщества и Испании. Пиротехники самые уважаемые и почитаемые люди в Валенсии, наряду с мастерами фальер. Каждая команда, каждый мастер соревнуясь с соседом всегда пытается превзойти всех и вся, в том числе и себя самих.
Материал подготовлен при помощи информации из блога http://natalie-rise.livejournal.com/
Кто же всем этим занимается и на какие деньги? Комиссии. Обычно они носят имя, происходящее от названия улиц или площадей, находящихся в том месте, где устанавливается фалья. Члены комиссии по праву входят в нее, поскольку платят членские взносы и участвуют в большом количестве мероприятий, конкурсов, празднований и т.п. в течение всего года.
В общем и целом, структура комиссии очень проста: ее возглавляет выбранный путем голосования президент, который несет ответственность за все, что делает коллектив. Он назначает комитет, состоящий из вице-президентов, секретаря, бухгалтера, казначея и целого ряда лиц, которым делегируются различные полномочия, связанные с отдельными участками разных работ. Никто не получает зарплату: все, кто входит в комиссии, трудятся и тратят свое свободное время исключительно на благо самого праздника.
Время от времени комиссия должна собираться на общее собрание, где обязаны присутствовать все ее члены. На нем речь идет о текущих вопросах и мерах, необходимых для реализации всего намеченного.
Кроме того, каждая комиссия ежегодно назначает своего самого почетного представителя в рамках праздника: Фальеру майор (Fallera Mayor), которую сопровождает почетная свита, состоящая из других женщин данной комиссии.
В каждой из комиссий существует также детская секция, организованная по принципу взрослой, которая выбирает свою принцессу – фальеру майор инфантил (Fallera Mayor Infantil).
В настоящее время в самой Валенсии существует более 400 комиссий. Остальные находятся в разных уголках Валенсийского сообщества.
Эль касаль (El casal) – это штаб-квартира каждой комиссии, ее социальный адрес. Именно оттуда управляется вся деятельность коллектива не только во время праздника, но и в течение всего года.
В касале решаются экономические и социальные вопросы фальи, а когда праздник наступает, его двери открываются для соседей, туристов и фальерос – членов других комиссий, чтобы всем вместе разделить дух этого замечательного праздника.
Целый год комиссии и мастера усиленно трудятся. Выбираются главные фальеры из красивейших девушек Валенсии (об этом мы поговорим поподробнее дальше). Кульминация обычно начинается в последнее воскресенье февраля, когда происходит церемония Ла Крида у ворот и башен Серранос, к которым собираются все комиссии. После зрелищного акта приветствия, сопровождающегося световыми, музыкальными и пиротехническими эффектами, королева праздника Фальера майор Валенсии вместе со своей свитой и официальными лицами города со сцены у подножия исторического монумента пригласит принять участие в приближающихся празднованиях и насладиться, получив максимум удовольствия от всех его мероприятий.