Небольшой рассказ о поездке 06-07 января 2016. Она получилась очень душевной и теплой, несмотря на сильный мороз. Зато было солнечно и красиво.
Подпорожский район Ленинградской области, Присвирье – это настоящий рай для любителей деревянного зодчества, там сохранилось много деревянных церквей и часовен.
В больших селах, где раньше кипела жизнь, строились большие церкви. А в труднодоступных небольших деревнях, куда не всегда мог добраться священник, небольшие часовни. До некоторых и сейчас не больно-то доберешься – нет дорог.
До поездки понятие погост у меня ассоциировалось с кладбищем. Может, не только у меня – поэтому небольшая справка:
Пого́ст — административно-территориальная единица на Руси. Впервые административно-территориально деление на Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты, установив для них уроки, погост тем самым ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница).
В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельских поселений, муниципальных образований районного уровня в областях), а также и населённые пункты, являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц. Поскольку, после распространения христианства, на погостах были построены церкви, со временем слово стало обозначать село — деревню с приходской церковью и кладбищем при ней, — что сохранилось в названиях многих населённых пунктов и мест.
Разделение на погосты сохранялось на Севере (где отсутствовало помещичье землевладение) вплоть до 1775 г., когда было отменено.
В центральной России в XVIII—XIX веках погост — небольшое поселение, центр прихода, с церковью и кладбищем, с домами попа и причта. Если в таком селении появлялись крестьянские избы, то оно обычно именовалось селом.
Начиная с XVIII века, слово используется в значении «сельское кладбище».
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/222599
В XV — XVI веках Важины были, по-видимому, широко известны. Это поселение в связи с удобным расположением по берегам Свири и Важенки было не только административным центром погоста , но и большим торговым пунктом, который вел торговлю с зарубежными странами. По свидетельству Писцовой книги, в Важинах «на неметцком наволоке» o размещались дворы чужестранных купцов, купцы-соотечественники содержали дворы на «купетцком наволоке».
Вид на Воскресенскую церковь с высокого левого берега Важинки
Первоначальная деревянная церковь построена до 1563, сожжена шведами в 1581, возобновлена около 1582. Новая деревянная церковь с отдельно стоящей колокольней построена в 1630. В церкви обнаружена часть расписного тябла иконостаса с датой 1630 год. По сведениям конца XVIII — начала XIX века, деревянная церковь Воскресения была холодной одноглавой шатровой постройкой, с галереей «на срубах» с западной стороны. Глава ее была обита железом.
Выглядела она примерно так
Колодец на берегу Важинки
От первоначальной постройки уцелел основной десятигранный сруб на подклете, при ремонте в 1827-1831 перекрытый купольной кровлей в стиле классицизма.
В 70-х годах XIX века церковь обшита тёсом. В 1874 пристроена теплая трапезная с приделами пророка Илии и Святителя Николая Чудотворца, соединяющая церковь с восьмигранной колокольней под куполом со шпилем.
Вход в теплую церковь
В течение 1873-1874 годов для новой зимней церкви мастер Терентий Глазухин сделал резной иконостас, а художник Постемский написал иконы.
В летней десятигранной церкви сохранился интересный многоярусный резной иконостас, который был сооружен, по-видимому, не позднее первой четверти XIX века. Но внутри мы не были, церковь открывается только на службы.
Отредактировано zhurnat (2019-08-14 15:50:43)