Виктор, обязательная конечная точка - собор в Сантьяго де Компостела. Она достигается различными, исторически сложившимися путями. Поскольку это не обычное путешествие, а паломничество, то пути проложены так, чтобы через каждые 20-30 км была церковь и возможность остановиться отдохнуть. В нынешние времена альберге,а в старинные - постоялый двор, больница для паломников и кладбище. Есть некоторые места, где за много веков существования Пути появились собственные причины для особого интереса, связанные с религиозными чудесами, к примеру, Santo Domingo de la Calzada или О'Себрейро или Обанос, и если вы идете по тому пути, на котором лежат данные населенные пункты, то заход в них обязателен. Откуда берутся альтернативные участки. К примеру, между пунктами А и В в средние века кратчайшим расстоянием был путь, который шел так-то, теперь же построили новый мост и можно сократить исторически сложившийся путь в обход, перейдя по мосту или воспользовавшись паромной переправой. А можно удлинить свой маршрут, пройдя вдоль берега реки или моря, потому что захотелось посмотреть на водный пейзаж. Важно, чтобы в этот день в конечном итоге придти в намеченный пункт В. Если, конечно, намечен для ночевки именно он Потому как некоторые паломники чувствуют себя в силах пройти еще десяток километров до пункта С. В принципе на пути даже особо не задумываешься как и куда идти, потому что весь маршрут хорошо промаркирован стрелочками. Задумываешься только тогда, когда случайно пропустил стрелку и сбился. Или же тогда, когда вычитал про какую-нибудь достопримечательность ( любого характера),лежащую вне маршрута, но находящуюся в непосредственной близости. И, если чувствуешь в себе силы, т альтернативно отклоняешься.
А если интересна история возникновения самих путей, то копирую текст вот отсюда: http://www.wholeworld.ru/poslednie-novo … ntyago.htm
Наташа, ты не возражаешь? Если возражаешь, уберу.
Это, кстати, будет и ответом sampo
(После обнаружения мощей святого Якова- Сантьяго неким Пелайо в 814 г.) "В 829 году король Астурии Альфонсо II Целомудренный совершил со своим двором паломничество к мощам апостола и провозгласил Сантьяго покровителем своего королевства. ( Мое примечание - теперь этот Путь называется Примитиво, от слова "первый") Местность получила название Компостела (лат. Campus Stellae - «Поле звезды»), по указу короля над местом захоронения мощей было воздвигнуто небольшое святилище. Позже, в 896-899 годах, король Астурии Альфонсо III Великий повелел построить здесь церковь, вокруг которой стал постепенно разрастаться город.
В 844 г. 23 мая при Клавихо произошло сражение, в котором Рамиро I король Астурии (842-850) разбил войска мавров. Согласно легенде, в этой битве Сантьяго чудесным образом явился христианам на белом коне и привел их к победе. В данной ипостаси апостол Иаков получил имя Сантьяго Матаморос (Мавробоец) и стал святым покровителем борьбы испанцев против мусульман во времена Реконкисты (первая половина VIII в. – 1492 г.).
Новость об обретении мощей апостола Иакова и его покровительстве в борьбе с неверными распространилась по всему христианскому миру. Постепенно в Галисию, чтобы поклониться святыне, потянулись пилигримы со всей Западной Европы. Первое паломничество в Компостелу из Франции письменно засвидетельствовано в 950 году.
В 997 году халиф Кордовы аль-Мансур, захватив Компостелу, уничтожил город до основания, однако гробницу апостола пощадил. Спустя три года были начаты восстановительные работы, но великолепия и величия базилика достигла лишь почти сто лет спустя.
В ранний период паломничества пилигримы продвигались в Галисию по римской дороге вдоль побережья Бискайского залива или из порта в порт на маленьких лодках вдоль побережья. Сейчас это так называемый Северный Путь Сантьяго. ( мое примечание - камино Норте)
Альфонсо VI Храбрый король Леона и Кастилии (1065-1109) предложил клюнийской монашеской конгрегации (в XII веке эта организация объединяла около одной тысячи монастырей по всей Западной Европе) создать монастыри и приюты на территории Испании с целью поощрения и обеспечения возможности паломничества в храм святого Иакова в Галиции. Так возник еще один маршрут паломничества. Королем Леона и Кастилии Альфонсом VI и королем Наварры Санчо Старшим был утвержден план «Французского королевского паломнического пути», который является и сегодня основным маршрутом на Пути Сантьяго. ( камино Францес)
Четыре основные дороги в Сантьяго-де-Компостела брали начало во французских городах: Сен-Жиле, Ле-Пюи, Везуль и Тур. Сюда стекались пилигримы из более отдаленных мест Европы. Три первые дороги соединялись, не доходя до Пиренеев, и проходили в Ронсевальском ущелье. Последняя дорога преодолевала Пиренеи по перевалу Сомпорт, а затем присоединялась к остальным дорогам в Пуэнте-де-ла-Рейне. ( мое примечание - Арагонский путь) Отсюда уже шла одна дорога до самого Сантьяго-де-Компостела в Галисии.
В 1078 году при Альфонсо VI епископ Диего Пелаес начал строительство в Компостеле нового романского собора, который был закончен только в 1120 году. Интересно отметить, что план собора Сантьяго свидетельствует о том, что ось его ориентации на восток-запад несколько отклоняется к северу. Такое отклонение связано с наклоном земной оси, и его можно наблюдать во многих церквах Средневековья; оно характерно и для большинства мегалитических дольменов. Этот факт свидетельствует о том, что это место могло быть местом еще дохристианского поклонения.
В течение следующих столетий собор неоднократно перестраивался, а в XVIII веке его и без того внушительный фасад получил блестящее барочное оформление, которое сохранилось до наших дней.
В начале XI веке все более затруднительным становится совершать паломничества в Палестину, а после захвата её турками-сельджуками в 1071 году и разорения ими Иерусалима христианские паломничества из Европы на Восток практически прекратились. Посещение апостольской реликвии в Испании становится достойной альтернативой паломничеству в Святую Землю. Христианская Европа вдобавок к Риму обрела новый духовный центр на западе в Сантьяго-де-Компостела, сбалансировавший восток с его духовным центром в Иерусалиме.
В те далекие времена человек, отправившейся к святыням, назывался по-разному в зависимости от того в какой духовный центр он идет. Данте Алигьери писал в «Vita Nuova» (1292 г.): «Следует знать, что существует три названия для тех людей, которые путешествуют для служения Всевышнему: они называются «пальмоносцами», так как они отправляются в заморские пределы и часто приносят оттуда пальмовые ветви; они называются «пилигримами», когда идут в Галисию, так как гробница св. Иакова находится дальше от его отечества, чем усыпальницы других апостолов; они называются «ромеями», направляясь в Рим…». Пальмоносцы – это паломники (от лат. paloma – «пальмовая ветвь»; ветвями этого дерева жители Иерусалима, согласно Евангелиям, приветствовали Иисуса Христа). Слово пилигрим происходит от лат. peregrinus – чужестранец. Сегодня понятия паломник и пилигрим не несут того различия, которое им придавалось в Средние века.
Время создания первого путеводителя по Пути Сантьяго под названием «Руководство пилигрима» относится к периоду 30-40-е годы XII века и связывается с именем французского священнослужителя Эмерико Пико, который в 1123 году совершил паломничество в Сантьяго-де-Компостела. Руководство, кроме маршрута паломничества, содержит мельчайшие подробности в описании быта и языка, обычаев разных стран и провинций, архитектуры и декора храмов и святых мест, качества воды, мест, где можно было остановиться на ночлег и прочие полезные советы пилигримам. Все это было новшеством для путеводителей к святым местам того времени, в которых содержались в основном жития святых. Впоследствии этот путеводитель был включен в состав манускрипта «Кодекс Каликстинус». Кодекс состоял из пяти книг иллюстрированных рукописей, посвященных описанию истории обретения мощей святого Иакова и совершенных при его покровительстве чудес, истории завоеваний Карла Великого на Пиренейском полуострове и описанию маршрута по Пути Сантьяго. «Кодекс Каликстинус» как одна из редких и ценных книг мира хранилась в архиве кафедрального собора в Сантьяго-де-Компостела. В начале июля 2011 года архивист кафедрального собора священник Хосе Мария Диас Фернандес сообщил в правоохранительные органы о похищении оригинала Кодекса. В соборе осталась только копия Кодекса. Будем надеяться, что оригинал будет найден, и это будет еще одно чудо под покровительством святого Иакова.
Но вернемся в средневековую Европу. К концу XII века через монастырь в Ронсевале (Пиренеи) проходило около ста тысяч паломников в год. Естественно значительные и постоянные миграции больших масс пилигримов становились важным фактором экономического развития территорий, через которые проходили маршруты Пути Сантьяго. Вдоль Пути стали появлялись новые поселения и расширялись старые, строились приюты, храмы, монастыри, благоустраивались дороги.
Светские и церковные власти были заинтересованы в еще большем потоке пилигримов на Пути Святого Иакова. С этой целью папа Каликст II (1119-1124) устанавливает полное прощение грехов всем паломникам, прибывшим в Сантьяго-де-Компостела в юбилейный год. Таким считается год, когда 25 июля - День памяти апостола Иакова, празднуемого Католической Церковью, приходится на воскресенье. Последним юбилейным годом был 2010 год, следующий будет только в 2021 год.
Паломничество по Пути Сантьяго совершили в свое время известные в истории Европы лица: французский монарх Людовик VII (1137-80), святой Франциск Ассизский (1181/82-1226), король Иерусалима Жан де Бриенн (1210-1237), английский король Эдуард I (1272-1307), фламандский художник Ян ван Эйк (1385/90-1441), король Шотландии Яков III (1460-88), испанская королева Изабелла Кастильская (1474-1504), папа Иоанн XXIII (1958-63), папа Иоанн Павел II (1978-2005). В ноябре 2010 года Папа Бенедикт XVI .
К западу от Сантьяго-де-Компостела на атлантическом побережье расположена местность, название которой произошло от латинского «Finis terrae» (конец земли). Финистерре - это западная оконечность континентальной Европы, которая рассматривалась как священная еще в языческие времена. Здесь символически встречаются четыре природные стихии: земля, вода, воздух и огонь заходящего солнца. По одной из версий раковина морского гребешка и была выбрана в качестве символа паломничества в Компостелу именно из-за того, что поверхность раковины напоминает лучи заходящего солнца.
Некоторые исследователи считают, что паломнические пути, ведшие через Испанию к атлантическому побережью Пиренейского полуострова, существовали в Европе задолго до христианской эпохи. И шли эти пути «параллельно Кантабрийскому берегу, где расположены основные гроты с наскальными рисунками, из которых самый знаменитый – Альтамира...». Это были паломничества до-кельтского происхождения, паломничества на Запад, в страну заходящего солнца, в страну смерти. Далее по океану эта дорога шла к Стоунхенджу, на острова Британии, которые назывались Альбионом.
Когда Христианство пришло на Пиренейский полуостров ему ничего не оставалось, как ассимилировать легенды и паломническую практику древнейших времен.
Мистическим образом Путь Сантьяго связан с Млечным Путем, который является как бы отражением на небе земного паломнического Пути. Подобно евангельским волхвам, ведомым звездой, пилигримы, шедшие из Франции в Испанию, ориентировались ночью по Млечному Пути – «дороге святого Иакова» на небе. Поэтому иногда Путь Сантьяго называют «Дорогой Звезд», по аналогии с названием города Компостела."
"Согласно народным поверьям, Сантьяго начертал Млечный Путь в небе, чтобы указать направление Карлу Великому в походе против сарацин. В конце Млечного Пути находится созвездие Большого Пса и традиционно апостол Сантьяго изображается с собакой, которую по легенде он всегда держал при себе.
Защита Пути святого Иакова с 1161 года находилась в руках военно-духовного Ордена Меча Сантьяго. Этот Орден, в отличие от других Орденов Иберийского полуострова, имел особую связь с Орденом тамплиеров, ибо был учрежден, как и последний, специально для защиты пилигримов и организации приютов на паломнических маршрутах. В 1175 году Орден Меча Сантьяго получил официальное утверждение от папского престола. В 1485 году должность Магистра Ордена была фактически закреплена за королем. В 1582 году Орден Меча Сантьяго был окончательно преобразован из рыцарски-монашеского братства в светский династический военный Орден, который действует по сегодняшний день. Рыцарем Ордена Сантьяго был, между прочим, португалец на испанской службе Фернан Магеллан, возглавивший флотилию, впервые в истории совершившую в 1519-22 гг. кругосветное плавание. Флаг и паруса пяти кораблей флотилии Магеллана были украшены крестом Сантьяго.
Паломничества в христианском мире процветали на протяжении всего средневековья. Именно этот факт имел в виду Гёте, сказав, что Европа родилась из паломничества.
Но постепенно активность на паломнических путях стала стихать. Этому способствовало несколько причин. Существенным фактором в этом отношении являлась протестантская реформация, которая отрицательно относилась к паломничеству как явлению религиозной жизни. Особенно катастрофическое последствие для паломничества по Пути Сантьяго имел налет в мае 1589 года на город Ла-Корунья, расположенного в 40 милях от Компостелы, отряда кораблей английского адмирала Фрэнсиса Дрейка. Возникло опасение, что адмирал хочет захватить мощи святого Иакова или как его называли англичане святого Джеймса и вывести их в Англию. Архиепископ Хуан де Сан Клементе и два его доверенных служащих открыли гробницу и перезахоронили мощи, чтобы англичане не смогли ими овладеть. К сожалению, они спрятали их так, что мощи остались фактически «потерянными» на последующие триста лет. Как только в Европе стало известно, что храм в Компостеле пуст, паломничества в Испанию практически прекратились.
Мощи были вновь обретены в 1879 году при реконструкции собора. Они были упокоены в ковчежце под алтарной частью собора, где находятся и сегодня. В 1884 году папе Льву XIII пришлось издать специальную буллу, подтверждающую подлинность «испанских» мощей Сантьяго. Но и после этого лишь немногие христиане решались пройти весь Путь от начала до конца.
Войны и социальные потрясения в мире и в самой Испании в конце XIX века и первой половине XX века привели к почти полному забвению паломнического движения в Компостелу.
Первые вестники возрождения интереса к Пути Сантьяго как памятнику истории Европы были проявлены во Франции, в которой сохранились старинные маршруты, ведущие в Испанию. В 1948 году были выпущены почтовые марки и организованы художественные выставки, посвященные «Камино Франс де Сантьяго». Появились научные публикации по исследованию исторических, архитектурных, религиозных аспектов средневековых паломничеств. В 1949 году было совершено паломничество в Сантьяго при содействии французского министерства культуры. Материалы по этому паломничеству, показанные по телевидению, вызвали интерес во Франции и как результат в последующие годы французы начали совершать паломничества в Сантьяго-де-Компостела.
В 1950 г. во Франции, а в 1962 г. в Испании возникают общественные движения – «Ассоциации друзей Камино де Сантьяго». Миссией этих движений были как научные исследования, так и стремление сделать паломничество по Пути Сантьяго для всех желающих возможным и реальным в практическом отношении.
В 1967 году в Испании священник дон Элиас Валина Сампедро (1929-1989), много сделавший для восстановления монастыря в Себрейро, публикует докторскую диссертацию, которая была посвящена историко-юридическим аспектам паломничества. В 1971 году он опубликовал карманный путеводитель по Пути для пешего паломника. В 1982 году дон Элиас был инициатором и руководителем проекта, реализация которого позволила на всем протяжении Пути Сантьяго от Пиренеев до собора в Сантьяго-де-Компостела нанести на деревья, камни и здания хорошо известный сегодня каждому паломнику указатель - вездесущую желтую стрелку, символ, который им же и был предложен.
В 1987 году Совет Европы опубликовал специальную декларацию, охарактеризовав маршруты пилигримов в Сантьяго, как имеющие исключительное значение для становления объединенной Европы. Камино де Сантьяго был объявлен первым Европейским культурным маршрутом, который должен соединить Европу и дать возможность современным туристам познавать наследие европейской истории и культуры, помогать процессам европейской интеграции. В 1993 году Путь Сантьяго занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Памятником является сама дорога, которая почти не изменилась за одиннадцать веков своего существования.
Все эти мероприятия привели к постепенному увеличению числа паломников из Испании и других стран на Пути Сантьяго. Так, по данным паломнического офиса в Сантьяго-де-Компостела, если в 1986 году по Пути прошло примерно 2,5 тысяч человек, то в 2009 году – около 146 тысяч". "В 2010 году (последний юбилейный год) по Пути Сантьяго прошло около 270 тысяч паломников".
Отредактировано sg59 (2016-01-15 10:41:37)