Ну а теперь - на мокрые после дождя улицы города ! Зонтики пока не закрываем, поскольку сверху всё ещё периодически сыплется какая-то мелкая фигня. Честно говоря, именно в таких каменных городках я люблю (хотя это мнение в нашей "команде" не все разделяют ) "атмосферу дождя" - при условии, конечно, того, что ноги остаются сухими и за шиворот ничего не льётся. Видимо, моё "рыбное" созвездие всё-таки даёт о себе знать...
Риоха, Наварра и баски - от Мадрида до Сан-Себастьяна
Сообщений 21 страница 30 из 128
Поделиться222016-01-02 19:16:22
Некоторые улочки просто увешаны флажками. Признаюсь, что прокомментировать это не могу, возможно, это "остаточные явления" какого-то городского праздника...
В подобных городках часто существует единая стилистика оформления табличек с названиями улиц и номерами домов. Здесь они выглядят так:
Вообще в Лагуардии постоянно присутствует ощущение, что ты находишься как бы в двух пересекающихся реальностях: с одной стороны - в настоящем старинном городе, сохранившим, кстати, свою средневековую планировку, а с другой - в некоей "фольклорной деревушке". Причём эти реальности отлично уживаются не в ущерб друг другу и вместе формируют то, что можно назвать расхожим выражением "музей под открытым небом".
Здесь даже собственные "мегалиты" сооружены :
Над дверной аркой одного из домов нам попался любопытный рисунок. "Что бы это значило", я, честно признаюсь, объяснить не смогу...
Поделиться232016-01-02 19:18:21
Повсеместно встречаются приметы "винного" городка, но это - всего лишь капля в море по сравнению с тем, что находится в буквальном смысле под ногами. В Лагуардии практически каждый дом имеет свой собственный погреб, где хранится вино, во многих из которых обустроены бодеги, или, как их здесь называют, "пещеры" ("cuevas"). У главного входа в историческую часть города можно увидеть любопытную карту - нет, не улиц и достопримечательностей, а схему расположения подземных бодег ! С одного взгляда на неё становится ясно, что под Лагуардией находится целый подземный город !
Но и "наверху" долго искать место, где можно выпить, не приходится:
Даже "Волчья пещера" имеется:
Отмечу, что несмотря на то, что Лагуардия административно находится в составе Страны Басков, она же является частью винной империи Риоха, которая территориально не совпадает с границами соответствующего автономного сообщества, будучи центром региона Rioja Alavesa (то есть Риохи провинции Алава).
А вот как позиционирует себя сама Лагуардия: тысячелетний город со столетними бодегами (перевод не на 100% буквален, но сути это не меняет) :
Есть и другая интересная привязка: Лагуардия лежит в стороне от Пути Сантьяго, но через неё проходит другой, хоть и намного менее известный паломнический маршрут: Camino Ignaciano - путь, по которому Игнатий Лойола, основатель и первый генерал Ордена иезуитов, прошёл от своего родного городка Аспейтия на севере Страны Басков до каталонских Монсеррата и Манресы.
А с такими пожеланиями Лагуардия обращается ко всем, кто живёт здесь или просто временно ступает на её землю:
"Мир тем, кто приходит,
Здоровья тем, кто проживает,
счастья тем, кто уходит"
Красиво сказано, не правда ли ?
Поделиться242016-01-02 19:19:48
Мы выходим к Королевской церкви Богородицы (Santa Maria de los Reyes), построенной в 12-15 веках и объединившей в себе как романский, так и готический стили. Есть версия, что когда-то она была монастырём тамплиеров, но документальных подтверждений этому пока не обнаружено.
Сбоку - старые ворота, в какой-то момент оказавшиеся ненужными и замурованные:
Лицо с очень выразительной мимикой как элемент декора на стене:
Церковь Santa Maria de los Reyes славится старинным порталом 14 века, который в 17 столетии был раскрашен в разные цвета. Таких полихромных порталов в Испании сохранилось всего 2: в Лагуардии и в Торо близ Саморы. В Торо-то мы его видели, а вот здесь не довелось, поскольку портал находится внутри церкви, а наш визит сюда не совпал с часами "открытых дверей". Впрочем, любое путешествие - это "искусство возможного", так что особо огорчаться мы не стали
Напротив церкви возвышается Аббатская башня (torre abacial) - романская колокольня 13 века, которая вплоть до 19 столетия была соединена с церковью Богородицы специальным мостом-переходом.
Вход в башню закрыт красивой решёткой, в верхней части которой в окружении виноградной лозы мы опять видим герб города:
С другой стороны к церкви примыкает небольшой сквер (на самом деле это Площадь волынщиков - Plaza del Gaitero), сам по себе не слишком примечательный, если бы ни расположенная здесь оригинальная скульптурная композиция.
Она посвящена странникам (Viajeros) и демонстрирует предметы, которые типа как являются их главными атрибутами. И если с обувью всё понятно (хотя "ампутированная" ступня, на мой взгляд, вызывает сильное недоумение), то "сумочная" часть явно диссонирует с заглавной идеей: с чемоданами, допустим, наши предки действительно когда-то разъезжали, а вот с лукошками...
Ну а название площади произошло от старой традиции, когда многие музыканты из Страны Басков и других регионов (вплоть до Валенсии !) собирались здесь на свой "фестиваль", в память о котором в каждое второе воскресенье мая в городе проводится фиеста. Вот как это происходит:
Поделиться252016-01-02 19:20:47
Где-то у церковных стен расположена каменная площадь, посреди которой стоит самый настоящий колодец, насколько древний - понять трудно:
И ещё одни старые городские ворота:
Единственные западные ворота в крепостной стене - Puerta de Paganos, именованные так по названию деревушки, расположенной недалеко от Лагуардии. Через них мы на время выходим из старого города и попадаем на площадь с красивым старинным (или "под старину") фонтаном:
Фрагмент оформления верхней части фонтана с черепашкой в центре:
Отсюда же открываются виды на окрестные просторы и расположенные вдалеке горы:
И красивый зелёный уголок у крепостных стен:
В очередной раз мы заходим в город через ворота Сан-Хуан (св. Иоанна), расположенные в башне-колокольне одноимённой церкви:
Поделиться262016-01-02 19:22:11
Церковь Иоанна Крестителя (San Juan Bautista) - один из двух "больших" храмов Лагуардии. Как и Санту-Марию-де-лос-Рейес, её начали возводить в 12 веке в качестве "церкви-крепости" (Iglesia fortaleza). От тех времён сохранился старейший южный портал (конец 12 - начало 13 столетий) в романо-готическом стиле, названный, даже затрудняюсь, как грамотнее перевести, либо Дедушкиным во множественном числе, либо «Дедушки и бабушки» (de los Abuelos). Истоков такого несколько странного имени мне, к сожалению, найти не удалось .
Левее и выше портала видно маленькое ажурное окошко-"роза":
В начале 16 века церковь потеряла своё оборонительное значение и подверглась ряду изменений. В частности, её крепостная башня, защищавшая ворота св. Иоанна, была реконструирована, надстроена звонницей и стала колокольней, а к западной части церкви пристроили капеллу Богородицы-на-Столбе (Virgen del Pilar):
Для русского уха выражение "Богородица-на-Столбе" звучит несколько странно, поэтому на всякий случай поясню, что этот образ является в Испании столь же распространённым, как у нас - Казанской или Владимирской Божьей Матери. А произошёл он после того, как в 40-м году в Сарагосе апостолу Иакову явилась Святая Дева, стоявшая на мраморном столбе.
Одинокая гаргулья (вторая явно была рядом, но не уцелела) на выступе церковной стене, а над ней - целая галерея (в кадр попало только две) необычных - не только человеческих - голов:
Вид на колокольню и звонницу со стороны города:
Вот и всё: мы вернулись туда же, откуда и начинали свою прогулку по городу: к Мясницким воротам, перед которыми видим ещё один каменный фонтан:
После дождя небо не прояснилось, но воздух явно посветлел, и живописные окрестности Лагуардии стали видны намного лучше:
Поделиться272016-01-02 22:04:31
Лагуардия
Очень понравился этот городок (по Вашему рассказу)!
Поделиться282016-01-03 11:41:44
<<<<<<<<<<<<<<< =========== САНТО-ДОМИНГО-ДЕ-ЛА-КАЛЬСАДА =========== >>>>>>>>>>>>>>>
Небольшой городок Санто-Доминго-де-ла-Кальсада (Santo Domingo de la Calzada) находится к западу от Логроньо. Доехать до него можно на автобусе компании Autobuses Jimenez ( http://autobusesjimenez.com ), затратив на поездку в одну сторону около часа по цене менее 3.5 евро на человека.
Город назван по имени Доминго Гарсиа - отшельника, проживавшего здесь во второй половине 11 века и посвятившего себя благоустройству местного отрезка Пути Сантьяго. Он вымостил дорогу камнями, построил мост через реку, сначала деревянный, а потом - каменный, церковь, больницу и приют для паломников. По этой причине он получил прозвище "де-ла-Кальсада" (Calzada по-испански как раз и означает мощёную дорогу), а позже был признан небесным покровителем ... испанских инженеров.
На всех изображениях рядом со Святым мы непременно видим петуха и курицу. Они стали столь же неотъемлемыми символами города, как и сам Санто-Доминго. Сия традиция берёт начало в 14 веке, а основанием для неё послужил, согласно местной легенде, такой случай.
Однажды молодой пилигрим из Германии по имени Хугонель, направлявшийся вместе с родителями в Сантьяго-де-Компостелу, остановился на ночь на здешнем постоялом дворе. Юноша глянулся девушке-служанке, но он по какой-то причине не ответил ей взаимностью. В гневе (а что бывает страшнее отвергнутой женщины ?) решила она отомстить, рассуждая, видимо, классически: так не доставайся же ты никому. И подсунула в поклажу Хугонелю серебряную чашу, после чего тут же обвинила его в краже. Улики были налицо, а законы того времени карали за кражу смертной казнью. В общем, долго не думая, приговор привели в исполнение, а когда родители пришли попрощаться с повешенным сыном, услышали его голос: "Не бойтесь, я жив, Санто-Доминго спас меня". Пошли они к городскому главе, чтобы рассказать об этом (непонятно, правда, зачем...), а тот в это время трапезничал и недовольно им ответил: "Ваш сын так же жив, как курица с петухом, которых я собираюсь сейчас съесть". После чего зажаренная дичь на его тарелке ожила и, скача по тарелке, петух закукарекал, а курица закудахтала. Это происшествие получило название Чуда петуха и курицы и считается одним из чудес, связанных с именем св. Доминго.
Разумеется, соответствующую символику можно увидеть чуть ли ни на каждом втором сувенире из продающихся здесь.
Вот такой памятный обелиск был установлен в 2009 году в 900-летнюю годовщину смерти св. Доминго. Курочке с петухом на нём, естественно, тоже место нашлось:
Главной достопримечательностью Санто-Доминго-де-ла-Кальсада является местный собор, сооружённый в 12 веке на месте церкви, где был похоронен св. Доминго. Разумеется, впоследствии он многократно реконструировался, и сегодня представляет собой целый микс разных архитектурных стилей. Тех, кто приезжает сюда на автобусе, кратчайший путь выводит на Площадь Святого (Plaza del Santo), на которой и расположен собор, его отдельно стоящая колокольня, бывшая больница для паломников и старые сооружения муниципального подчинения, среди которых, конечно же, имеет место и городская тюрьма.
Ещё одна интересная легенда рассказывает о том, как св. Доминго построил больницу. За древесиной для неё он обратился к жителям соседнего пуэбло Аюэла, но те отказали, правда, решив поиздеваться, "милостиво" позволили забрать всё, что Святой сможет скосить серпом, висевшим на его поясе. Доминго начал "жатву" - и при каждом взмахе серпа падало по дереву. Больница, кстати, использовалась по назначению аж до 1840 года, потом здание переходило из рук в руки, а в 1965 году в ней открылся отель-парадор.
На Площадь Святого собор выходит своей самой новой частью - южным фасадом середины 18 века. В нишах над порталом установлены статуи трёх святых: в центре - самого св. Доминго, а имена тех, кто по бокам, настолько малоизвестны, что приводить их здесь я не вижу особого смысла.
Чуть правее расположена уже "светский" геральдический декор:
А вот на западной стороне собора можно увидеть как раз самую древнюю его часть, построенную в 13 столетии: каменный портик, а в его глубине - портал, обрамлённый семью архивольтами, очень аскетичный, лишённый каких-либо декоров и украшений:
Поделиться292016-01-03 11:42:25
Монументальный портик был сооружён для защиты портала и действительно больше напоминает часть мощного фортификационного сооружения. Правда, не совсем понятно, что именно понимать под защитой и как это выглядело (бы) на практике, но смотрится он более чем солидно...
Обойдём собор с других сторон - здесь кое-где сохранился прекрасный декор романских времён:
Внутри собор впечатляет намного сильнее, поскольку в большей степени, чем снаружи, сохранил свою средневековую аутентичность. Здесь царит настоящее "пиршество" для любителей старины. Поразительные своды, мощные колонны, интереснейшие древние гробницы, романские и готические скульптуры - а небольшие более поздние вкрапления "пышных" стилей не в состоянии повлиять на общую картину.
Поделиться302016-01-03 11:43:09
Гробницы столь интересны, что заслуживают отдельного "раздела". Что ни говорите, а фунеральные скульптура и архитектура с древности стали практически видом искусства...
Вот за что я точно люблю Испанию больше, чем Италию - это за такие "настоящие" соборы, я называю их "чисто испанскими", хотя нечто подобное иногда можно увидеть и во Франции. Что касается Италии - то там редкий храм пережил эпоху барокко и ренессанса...
Создателем главного ретабло (оно как-то в кадр не вошло) является широко известный скульптор Дамиан Формент - с его творениями мы уже встречались в соборе Уэски и в каталонском монастыре Поблет. Эта работа, кстати, стала его последней (строго говоря, даже не вполне завершённой) - он умер именно здесь, в Санто-Доминго-де-ла-Кальсада. Окончательно алтарный образ был доработан учениками Формента в 1545 году - через 5 лет после его смерти.
Ну а главная особенность собора, делающая его абсолютно уникальным - это висящий на стене самый настоящий курятник (gallinero) 15 века (а вообще первое упоминание о нём встречается ещё в 1350 году, только находился он тогда на полу и был просто обнесён забором), сооружённый в память о том самом Чуда петуха и курицы, о котором я писал выше. Все источники называют его готическим и, наверное, на самом деле это действительно так, но звучит сие больно уж странно: "готический курятник"... Но самое интересное, что в нём действительно постоянно живут настоящие курица с петухом, непременно белые, а заменяют их раз в месяц.
Клуатр собора ... ну очень так себе. К лучшим "образцам жанра", уже виданными нами, я точно не могу его отнести.
Вход в собор является платным (а вот тут уже хочется сказать слово в пользу Италии, равно как и Франции, Германии, Бельгии...), причём, что не слишком удобно, касса расположена не в нём самом, а на соседней улице метрах в 50.