"Центр Искусств. Москва» на Волхонке. Декабрь 2017г.
http://artcentre.moscow/
С 22 декабря 2017г. в этом выставочном центре в дополнение к основной экспозиции открылась выставка "Старые мастера : образ и символ".
20 картин , из которых большая часть -это ранняя нидерландская живопись, собраны в одном из залов и будут радовать посетителей длительное время. Я давно собиралась в этот выставочный центр, чтобы посмотреть на собрание портретов русских живописцев, которые появились в экспозиции какое-то время тому назад, но все было как-то некогда.
А тут мои любимые голландцы ! Такой повод сходить и посмотреть, что же нового в это прекрасном выставочном пространстве. И как раз нашлось свободное время и в воскресенье в 15 час. мы с подругой прибыли в арт-центр "Москва".
Начну у небольших "технических" подробностей. Народу было крайне мало, кроме нас человека 3. И это на такое большое выставочное пространство.
Нового оказалось немало - и эта выставка "Старые мастера : образ и символ", и портреты, и картины на тему войны 1812г., и много новых картин и предметов в основной экспозиции. А еще бонусом -совершенно сказочная елка, ее рассматривала минут 15.
В основной экспозиции тоже много изменений, часть картин перевешена на другие места, часть картин покинула арт-центр, вернулась к владельцам, ведь все, что здесь выставляется -это собственность частных коллекционеров. На месте "выбывших" работ появились новые.
И хотя "Старые мастера" оказались в самом дальнем зале, в так называемом театральном, где когда-то была голограмма балерины, но я начну рассказ именно с них, потому что это долгожданный подарок, обещанный еще при открытие это выставочного центра.
Выставка открылась не просто так, а она приурочена к "приезду" в арт-центр органа Allen (фонд «Искусство Добра»). Орган Allen фонда «Искусство добра» – совершенно новый для России инструмент: его возможности поражают воображение. Большой, и в то же время транспортабельный, он способен точно воспроизводить звучание не только целого оркестра, но и даже окружающего мира!
В арт-центре будет проходить серия концертов старинной музыки. Первый такой концерт состоялся 22 декабря на открытии выставки.
Музыканты фонда «Искусства добра», вооружившись этим органом, лютней, теорбой, барочной гитарой и виолами исполнят произведения XVI — XVII веков. Кроме того публику ждут импровизации музыкантов, вдохновленных полотнами Старых Мастеров.
Следующий такой концерт будет вечером 26 декабря. Информация и билеты на сайте
http://artcentre.moscow/
Вот сам орган
Информации про саму выставку и картины очень мало. Лишь такие аннотации
И теперь перехожу к картинам. Они выставлены в "черном" театральном зале, свет только на картины, и они просто светятся ! Написаны они на досках, все в отличном состоянии, почти нет трещин, кракелюра. Краски, прорисовка деталей, свойственная голландцам, просто фантастические . При этом все картины без стекол, никто не мешает рассматривать, уткнувшись в них прямо носом.
Итак, поехали.
Мастер поклонения Ван Гроота "Поклонение волхвов" Первая четверть 16в.
Такие картины надо рассматривать еще и по частям
И очень любимых голландцами задний план, часто это пейзаж в окне
Швабский мастер "Бичевание Христа" 1496г. Как известно, средневековые авторы редко подписывали свои работы и имена многих из них так и не удалось установить.
Бичующие Христа воины в ярких нарядах, одетые как модные щеголи, изображены в непривычных для современного глаза танцевальных позах. Их жеманные жесты подчеркнуто угловаты и далеки от анатомического правдоподобия, но весьма выразительны и декоративны, создают драматический эффект. Сцена бичевания, вероятно, происходит, во дворце Пилата. Иисус привязан к колонне, одному из инструментов Страстей. Справа в чалме, в образе восточного царя, изображен, видимо, сам Пилат.
Эта картина (как и некоторые другие на данной выставке) выставлялась в 2011г. в ГМИИ им.Пушкина на выставке «Искусство Северной Готики и Ренессанса. Живопись, скульптура, художественная мебель из собрания М.Е. Перченко (Москва)». На той выставке я не была. Но информацию про коллекцию я нашла тут https://www.mishanita.ru/2011/02/09/7885/
Почитайте, это интересно, и созвучно нашей "бретонской " теме.
Михаил Ефремович Перченко — авторитетный российский коллекционер, президент Гильдии оценщиков международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, владелец галереи «Старые мастера».
Михаил Перченко обладает почти полувековым коллекционерским стажем. Москвич, окончивший школу им. Гнесиных по классу скрипки, а впоследствии работавший врачом-психиатром, увлекся коллекционированием еще в юности — в советское время, когда собирать предметы искусства было невероятно трудно из-за крайне негативного отношения общества к такого рода деятельности. Поначалу Перченко отдавал предпочтение произведениям русской живописи, собирал также миниатюру, фарфор, стекло, затем «заболел» восточным антиквариатом и, наконец, обратился в сторону Запада — к работам средневековых и ренессансных мастеров Северной Европы, которые он собирает уже более 30 лет. Его выбор не случайно пал на искусство Северного Возрождения. «Мне близка философия и символика протестантизма — от человеческого к божественному, — объясняет коллекционер. — Итальянские мастера всегда идут от Бога к человеку, что приводит к идеализации... Совсем другие северные Мадонны. В них нашла отражение тема страдания, покорность судьбе, смирение». В настоящее время Михаил Перченко владеет одной из лучших в стране коллекций этой тематики. Сам он говорит о своей страсти так: «Цель моего собирательства — сохранить в памяти человечества ключ к пониманию того мира, который уходит навсегда».
Любопытно, что все эти бесценные экспонаты хранятся у собирателя дома. Старинная мебель, готические алтари и скульптуры, со вкусом подобранные декоративно-прикладные изделия — всё это составляет ежедневный быт необыкновенной московской квартиры, превращая ее в настоящий дом-музей. В то же время это не просто пространство с красивым интерьером, а живая среда обитания: обладатель всех этих сокровищ и его супруга воспринимают искусство как неотъемлемую часть домашней обстановки. Более того, предметы давних веков находят у хозяев непосредственное функциональное применение: они обедают за столом XVI века, буднично пьют из антикварных чашек, пользуются старинными шкафами и сундуками... «Я и моя семья живем этим искусством и с этим искусством, ведь живопись, скульптура, мебель и декоративно-прикладные образцы создали не только неповторимый интерьер, но и, пожалуй, стиль нашей жизни», — говорит коллекционер.