Владимир Лукич Боровиковский
Портрет неизвестной с фрейлинским шифром.
Фрейлинский шифр, фрейлинский вензель, фрейлинский знак, шифр с вензелем — при российском императорском дворе золотой, усыпанный бриллиантами знак отличия, который носили придворные дамы в должности фрейлин.
Представлял собой брошь в виде одного инициала (монограммы) императрицы; или же двух сплетенных инициалов императрицы и её свекрови — вдовствующей императрицы (такой знак назывался «двойной»). Фрейлины великих княгинь и княжон также имели свои вензеля. Композиция увенчивалась стилизованной императорской короной.
Их носили на банте цвета Андреевской голубой ленты, прикрепляя к платью на левой стороне корсажа.«Быть пожалованной шифром» — означало получить придворное назначение на должность фрейлины.
Нежное кружево, ветка белой сирени
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735- 1822)
Портрет княгини Шаховской. 1785г.
Луи Каравак (1684 -1754)
Портрет Елизаветы Петровны на коне с арапчонком. После 1743г.
Иоганн Баптист Лампи Младший.
Портрет генерал-прокурора Александра Николаевича Самойлова. 1796г.
Лампи Иоганн Батист Старший — австрийский живописец при дворе российской императрицы Екатерины II. Родился в 1751 году в семье тирольского художника Матиаса Лампа. Первоначальное художественное образование Лампи получил у своего отца, продолжил обучение у Ф. Кёнига и Ф.-Н. Штрайхера в Зальцбурге, затем у Фр. Лоренци, ученика Джованни Батиста Тьеполо, в Вероне. Уже в это время писал плафоны, напрестольные образа для церквей, исторические картины и портреты, развивая свое дарование усердным трудом. спехи художника были столь стремительны и очевидны, что Веронская Академия художеств утвердила его своим членом, когда Лампи едва исполнилось двадцать пять лет. В 1783 году Лампи прибыл в Вену, где вскоре стал самым востребованным портретистом двора и знати, он исполнил большой портрет императора Иосифа II (находится в Венской Академии художеств) и два превосходных портрета семейства графов Потоцких.
В 1786 году Лампи назначен профессором и членом совета Венской Академии художеств. На следующий год, по приглашению короля Станислава-Августа, отправился в Варшаву. Здесь художником были исполнены портреты польского государя и многих лиц из польской и литовской аристократии. Князь Григорий Потемкин-Таврический, находившийся тогда в Молдавии, пригласил художника в Яссы.
В ставке светлейшего князя художник написал портреты Безбородко, княгини Голицыной (племянницы Потемкина, рожденной Энгельгардт), самого Потемкина и правителя его канцелярии Попова. Через последнего императрица Екатерина II пригласила Лампи в Санкт-Петербург. Первой картиной художника в русской столице был портрет Екатерины Великой в натуральную величину и в полный рост. Кроме единовременного вознаграждения в 12000 рублей, Лампи получил за него от императрицы ежегодное содержание в 7000 рублей 400 дукатов, в качестве возмещения расходов на поездку в Петербург и на обратный путь в Вену.
В России Лампи провел шесть лет с 1792 по 1798 годы, пользуясь благоволением Екатерины и ее преемника на престоле, портретировал всех особ царской фамилии и многих русских сановников и придворных (князя П.А. Зубова, графа А.И. Мусина-Пушкина, А.Б. Куракина, И.Л. Лазарева, графа П.В. Завадовского, Н.Б. Юсупова, графа Самойлова, П.И. Мелиссино, К.Я. Бюлера и других вельмож) и оказал значительное влияние на некоторых из русских художников, в особенности на Д. Левицкого и В. Боровиковского. В 1794 году российская Академия художеств признала Иоганна Батиста Лампи своим почетным вольным общником.
В Эрмитаже есть еще один вариант портрета Александра Николаевича Самойлова работы Лампи Младшего.
Владимир Лукич Боровиковский
Портрет Ивана Михайловича Яковлева. 1800г.
Яковлевы, известные в России богачи и фабриканты, получили потомственное дворянство во второй половине XVIII столетия. У Боровиковского сложились многолетние дружеские связи с семейством Яковлевых. Братья Яковлевы жили вместе с семьями в собственном трехэтажном особняке на Гороховой улице.
Посещая богатый яковлевский дом, живописец в течение трех лет (1800-1802) написал три портрета. Тесные контакты Боровиковского с Иваном Михайловичем Яковлевым и его младшими братьями, судя по дневниковым записям художника, продолжались до последнего года его жизни. Богатые фабриканты, владевшие неплохой коллекцией картин, заказывали не только фамильные изображения, но и другие произведения. Часто они обращались к художнику с просьбой скопировать понравившиеся им оригиналы, а также написать иконы для домашних киотов.
Портрет, который представлен на выставке прибыл из частного собрания в Париже , это самый ранний из серии портретов Яковлевых — изображение Ивана Михайловича (1800г). Боровиковский мастерски передал характерное лицо с решительно выступающим подбородком и прямым носом, твердо сжатыми губами. Яковлев принадлежал к новому поколению промышленников и фабрикантов. В отличие от своего отца, он был образован и, по- видимому, не чужд просвещенных взглядов. Боровиковский запечатлел в его облике не только черты делового человека, но и благородную простоту, высокое достоинство.