Но мало кто знает, что те самые первые гномики в шуточном проекте появились не на пустом месте, а как продолжение некой “гномовой” истории, начавшейся в городе в начале 1980-х. Думаю, не надо напоминать, что творилось в эти годы в головах и сердцах граждан бывшего соц.лагеря. Антикоммунистические настроения зрели давно, и в какой-то момент они стали толкать людей на улицы, что было для этих людей небезопасно. И тогда некий вроцлавский фрик Waldemar "Major" Fydrych, в то время студент университета, придумал интересную форму политической борьбы, вошедшую в историю Польши под названием “Оранжевая Альтернатива”( Pomarańczowa Alternatywa).
Всяческие оскорбительные для власти слова и лозунги на стенах домов обычно замазывались белой краской. Эти пятна мозолили глаза Фыдрыху. Он решил разорвать замкнутый круг писания и замазывания и ответил на действия властей абстрактным рисунком-символом. На замазанных надписях стал рисовать гномов.
Далее Фыдрых проштудировал опыт голландских контркультурных движений, главным образом, карнавально-протестного движения «Прово» и учредил «Партию Гномов». И начал устраивать хэппенинги.
* Хэ́ппенинг (или хе́ппенинг, англ. happening) — форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет, в отличие от перформанса, четкого сценария. Одна из задач хэппенинга — преодоление границ между художником и зрителем.* Википедия.
Самой известной акцией партии стала демонстрация под названием «Krasnoludki na Świdnickiej» - "Гномы на Свидницкой"
Всех призывали прийти в костюме гнома или хотя бы в оранжевом колпаке на центральную площадь Вроцлава. К назначенному часу собралось довольно много людей. Мероприятие проходило под общее веселье, десятки гномов в оранжевых шляпах танцевали на городской площади. Детям гномы раздавали леденцы и пели колыбельные.
Милиция через мегафон требовала разойтись, затем был отдан приказ арестовывать гномов. Но на призыв милицейского руководства откликнулись не только стражи порядка, но и «гномы», заблаговременно вступившие в добровольный резерв гражданской милиции ORMO (Ochotnicza Rezerwa Milicji Obywatelskiej, подобие ДНД в СССР, в которую мог вступить любой желающий). Получив приказ арестовывать гномов, гномы из ORMO тут же надели повязки «дружинников» и принялись хватать друг друга и тащить к милицейским машинам. Через некоторое время последние были полностью заполнены, в то время как у бортов машин стояли гномы, сильно обиженные нехваткой посадочных площадей, которые они требовали увеличить, продолжая при этом крепко удерживать друг друга за шивороты.
Успех акции обеспечила абсурдность. По словам Фыдрыха, «ты не можешь серьезно относиться к полицейскому офицеру, который во время допроса спрашивает: „Почему вы приняли участие в незаконном митинге гномов?“».
Абсурд, - главное средство, используемое как протест против существующей реальности, выражавшийся, как правило, в осмеянии и карикатурной поддержке существующего режима.
Зачастую движение целенаправленно вводило органы в заблуждение, например, распространяя слухи о планирующейся акции с использованием туалетной бумаги и тем самым заставляя милицию обыскивать прохожих на предмет наличия этого дефицитного в то время потребительского товара.
Акции, как правило, приурочивали к различным государственным праздникам. Например, «День мира» (1 сентября) и «День милиционера» (7 октября), во время которых милиционерам раздавали цветы, «День армии»,, где главной достопримечательностью стал картонный танк с надписью «Варшавский договор – авангард мира!», «Канун Октябрьской революции» (6 ноября), ведущим мотивом которой был красный цвет. Провозглашались придуманные лозунги, якобы из «народного творчества», такие как «Сотрудников милиции просим поддержать сотрудников госбезопасности, и уйти в подполье», «Вступай в армию – у военных инвалидов много привилегий».
Из Вроцлава акции перебросились и на другие города, - Варшаву и Лодзь. 7 ноября 1988 года несколько человек с табличками «Галопирующая инфляция» бегали по улице Петрковской в Лодзи. Лозунги гласили «Требуем чего угодно!», «Да здравствует кризис!», а действия служб правопорядка были увековечены словами «Лодзинская милиция задержала галопирующую инфляцию». 13 декабря того же года была проведена акция «Помоги милиции – побей себя сам», участники которой приветствовали милицейскую машину хлебом-солью, а также исполнили песню «До задержания всего лишь шаг». В марте 1989 года к Вроцлаву, Лодзи и Варшаве присоединился Люблин, где состоялась акция «Битва пуговиц с петельками» и многозначительная посадка лука в городском сквере под лозунгом «Идет прогресс».
К удивлению значительной части оппозиции, «Оранжевая альтернатива» не прекратила своих акций ни с началом переговоров Круглого стола, ни после первых почти свободных выборов в Польше 4 июня 1989 года. Напротив, некоторые акции содержали меткую критику переменам, в чем особенно преуспела лодзинская ветвь Оранжевой альтернативы. В 1989 году Вальдемар Фыдрых баллотировался в Сенат. Выборы состоялись 4 июня, а весной во Вроцлаве прошла кампания под лозунгом «Оранжевый Майор или красный генерал». Фыдрых, однако, проиграл борьбу за кресло сенатора.
После 1990 года «Оранжевая альтернатива» распалась, а лидер движения Фыдрых уехал во Францию. В Польшу он вернулся в 2000 году.
1 июня 2001 года он провел во Вроцлаве акцию «Вкусить власти», пригласив собравшихся съесть три шоколадных головы известных политиков. В 2004 году Фыдрых вместе со своими сторонниками под знаменем «Оранжевой альтернативы» поддержал «Оранжевую революцию» на Украине (и привез вязаный оранжевый шарф для Виктора Ющенко).
Лидер «Оранжевой альтернативы» в нынешнее время.
При написании использованы материалы Кароля Сенкевича из http://culture.pl
А это памятник уходящим в подполье
… и выходящим из него
Отредактировано sg59 (2015-11-11 19:49:49)