Ярославль, Великое, Неурожайка тож
(автомобильная поездка 17-18 октября 2015)
1 часть. Великое село.
«Пахом соты медовые нес на базар в Великое…»
Сразу признаюсь, Неурожайку (в названии) я приплела для рифмы. Так и Некрасов, скорее всего, тож.
Зато село Великое, куда Пахом нёс соты, существует действительно, и находится между Ростовом и Ярославлем. Правда, базара сейчас в Великом нет. А купить всё необходимое можно в магазине под названием «нивермаг». Буква «у», видимо, упала и куда-то пропала.
Великосельцев пропажа не смущает, они оптимистично устремлены в будущее.
Не знаю, какое будущее ждёт Великое, но в прошлом столетии это село было самым большим селом Ярославской губернии.
Ярославские краеведы говорят, что Великое существовало уже в начале 13 века. А великим его сделал Пётр Великий, подарив село своему сподвижнику, генералу Аниките Ивановичу Репнину, за победу под Полтавой.
Новый владелец распорядился заложить в Великом храм Рождества Богородицы (на фото слева). Строительство храма и архитектурного ансамбля площади после смерти отца завершили потомки Репнина. Был построен тёплый храм Покрова Богородицы (на фото справа) и колокольня с символическим окном в Европу. Пишут, что на колокольне ещё находились часы, отсчитывающие время от победы над шведами. Часов мы не нашли, зато окон было найдено несколько.
Пытаясь разобраться, какое из них – то самое, я пришла к выводу: окно третьего яруса, обращённое на север (отмечено крестиком).
Во-первых, оно смотрит на север. Во-вторых, окно находится на третьем (снизу) ярусе, который был построен в репнинский период в 18-ом веке. Более высокие ярусы появились во второй половине 19-ого века.
Представляю, как в своё время Репнины водили гостей на колокольню посмотреть на Европу в окно. И не важно, что до ближайшей Европы от Великого более 1000 км.
Но, вообще, потомки Репнина оказались не вполне путёвыми. Сыновья Василий и Юрий, отправившись в Европу за наукой, благополучно пропили и прогуляли отеческое состояние. В конце концов внук Репнина Пётр после пожара 1756 года был вынужден продать Великое владельцу Ярославской парусно-полотняной мануфактуры Савве Собакину-Яковлеву.