После Топкапы я отправилась в Святую Софию. Трудно найти в Стамбуле более известную достопримечательность. Несмотря на изящность изразцовых сводов Голубой мечети, историческая, культурная и архитектурная ценность Айя Софии для мира несколько выше. И почему-то хотелось прийти сюда не сразу, в первый же день, а чуть позже, когда придет понимание и ощущение, что такое Стамбул.
Айя София или Церковь Божественной мудрости была построена в 532 году н.э. по приказу императора Юстиниана на месте сгоревшего христианского храма, возведенного еще в эпоху императора Константина. После османского завоевания Мехмет II приказал переделать церковь в мечеть. Византийские мозаики были заштукатурены, вместо алтаря возникли михраб и мимбар, появились исламские надписи и таблички, а снаружи было пристроено 4 минарета. Штукатурку с мозаик счистили лишь в 1935-ом, когда по приказу Ататюрка собор-мечеть превратился в музей.
Первые ощущения от Айя-Софии более чем странные. Во-первых, много света. Во-вторых, много пространства - в длину, в ширину, вверх. В-третьих, византийские лики соседствуют с табличками на арабском. В-четвертых, там где глаз привык видеть алтарь, находится михраб (молельная ниша, обращенная к Мекке), где кафедру проповедника - мимбар (кафедра, с которой имам читает пятничную молитву). Полное смешение всего - культур, религий, исторических эпох. Это похоже на все сразу и одновременно не похоже ни на что. Из мозаик первого этажа в глаза бросается прежде всего Богородица с младенцем Иисусом в апсиде и архангел Гавриил (9 век).
Место, где короновали византийских императоров.
в дальней части собора находится плачущая колонна. Как и в Базилике Цистерне там какое-то отверстие, куда все пихают большой палец реки и поворачивают то ли по часовой стрелке то ли против ))
Необычность Айя-Софии в том, что у нее есть галерея второго этажа, на которую можно подняться по внутреннему пандусу.