Позволю себе лирическое отступление, чтобы рассказать о самом интересном в Абруццо.
Если вы когда-нибудь случайно или неслучайно окажитесь в Абруццо в первый четверг мая, не пропустите процессию серпари в день святого Доминика в Какулло.
В дохристианские времена на территории современного Абруццо проживало племя воинственных марсов. Они поклонялись змеям и богине Ангиции, которая могла укрощать змей и залечивать их укусы. Ангицию обычно изображают в мантии из змей. Потомки марсов, жившие в Марсике (Авеццано и окрестности), с древности считались магами и серпари – заклинателями змей. С приходом христианства дикие языческие обряды этих народов были внедрены в церковные праздники. Так и появилась процессия серпари.
В конце марта в окрестностях Какулло ловят змей. Обычно это безвредные и не ядовитые четырехполосные полозы и эскулаповы змеи. Какое-то время серпари их прикармливают и приручают. И вот в день святого Доминика змей приносят в церковь и обвивают вокруг статуи, создавая подобие мантии Ангиции. Это может быть два-три десятка гадов. Они ползают по статуи, обвивают ее, сплетаются в кубло. Считается, что к добру, когда змеи лезут вверх, на нимб и к несчастью, если змеи массово спускаются вниз по руками ногам. Наряженного святого Доминика несут по улицам города, чтобы все жители могли прикоснуться и к статуи, и к змеям. Процессию, также чисто по-язычески, сопровождают девушки с хлебами. Местные мальчишки хоть может и с боязнью, но с интересом берут змей в руки и садят себе на шею – происхождение и традиции обязывают.
Святой Доминик, кстати, также прославился своими чудотворными способностями по исцелению от укусов змей, волков и прочих животных. В Какулло хранится зуб святого, который также выносят во время процессии. Чтобы избежать зубной боли и вообще проблем с зубами, нужно позвонить в колокол в церкви, где хранится реликвия без помощи рук.
После праздника змей отпускают на свободу.