Но спасибо Кшиштофу - они ставят аппаратуру и залили все знаковые части собора светом, включая центральную капеллу, так что порассматривал всё в лучшем виде.
Здорово, значит и нам покажете...
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Памяти Ариала, навигатор по его рассказам » Умбрийские топотушки
Но спасибо Кшиштофу - они ставят аппаратуру и залили все знаковые части собора светом, включая центральную капеллу, так что порассматривал всё в лучшем виде.
Здорово, значит и нам покажете...
Ответы на вопросы 1. ))
Как-то в Перудже ранним утром мы с женой отправились в церковь Сан Северо в тамошнюю капеллу смотреть фреску, которую начал Перуджино, а закончил его ученик - небезызвестный Рафаэль. Пришли минут за десять, поиграли в ожидании открытия с кошками, что нежились на майском солнышке. Наконец пришла служительница, мы купили билеты, женщина откинула перед нами тяжёлый бархатный полог, за которым оказалась крошечная капеллка. Мы сидели перед фреской в полном одиночестве - кроме нас так никто более и не подошёл с утра. Тамошняя Мадонна тоже окружена шестеркой святых - по трое по каждую руку, но ни св. Фортуната, ни Сан Северо в её свите нет. Парадокс: в капелле Сан Северо самого Сан Северо нет. )) Но сейчас это не важно. Даже если бы он там и был, это не наш Сан Северо. Этот Сан Северо - епископ из Равенны, а наш был солдатом.
Сан Фортунато
Но прежде чем поведать о Сан Северо, нужно хотя бы чуть-чуть рассказать о св. Фортунате. Потому что без св. Фортунато Сан Северо - никто и звать его никак. Судьба нашего Сан Северо тесно переплетена с судьбой Сан Фортунато. История сия стародавняя, она имела место быть на рубеже IV и V веков. Фортунат был скромным священником в местечке Туррита - крохотной деревушке, что в паре-тройке километров южнее Монтефалько. К тому же он был бедным священником и для поддержания штанов ему приходилось крестьянствовать. Однажды он в поте лица копал землю и вдруг нашёл две монеты. Монеты были грязные, Фортунат сунул их в карман и забыл про них. Вечером, отправившись домой, он встретил нищего и - вспомнив о монетах, решил их отдать. Когда он вытащил монеты из кармана, то внезапно почти уже севшее солнце на мгновение осветило их и они блеснули чистым золотом. Фортунат было засомневался, поддавшись внезапно вспыхнувшей алчности, но быстро устыдился и, торопливо сунув монеты в ладонь нищего, поспешил прочь. Впрочем, он и раньше не был жаден до денег и частенько отдавал заработанное собственными мозолями своим более бедным прихожанам. За то его и любили в деревне.
Чудо случилось после его смерти. Старая сучковатая палка, которой он обычно гнал свой скот на пастбище, внезапно... ожила. Пустила корни, ветви, распустилась листьями, цветами. И стала большим тенистым деревом. Разве не чудо? Народ в деревне был тёмный. Слух о чуде быстро распространился по округе. Народ стал собираться под этим деревом и вспоминать добрым словом своего пастыря. Святой, святой человек был! Память о нём была долгой. В VII веке стародавняя история была записана. А еще много-много позднее под Монтефалько был основан монастырь Сан Фортунато. Однажды папа Николай V поручит Беноццо Гоццоли написать в монастыре фрески. Вообще, если бы не художники, коими была так славна эта земля, мы бы сегодня и знать не знали об этих славных, но в общем-то рядовых местечковых знаменитостях святых. Но до Сан Фортунато я не добрался и тамошние фрески не видел.
атрибут
Как справедливо заметила К-Olga, у каждого святого существует своя атрибутика, которая помогает нам хоть как-то визуально отличать одного от другого. Сан Фортунато принято изображать в одеянии священника (с книжкой или без оной), но обязательно с чудесной палкой, на конце которой зеленеет пучок молодых листьев.
Беноццо Гоццоли. Сан Фортунато на троне. 1450. Фреска. Монастырь Сан Фортунато, Монтефалько.
Это первая часть истории.
Отредактировано Arial (2016-03-03 22:44:46)
как быстро вы перемещаетесь... кортона - фолиньо - монтефалько - вот и орвието ужо. эх, хорошо там сидеть поздним теплым вечером на скамейках напротив собора...
Очень не люблю быстро перемещаться! Вот и в этот раз перебрал вроде (для себя, конечно, про наших автопутешественников говорить не будем).
У меня ещё Нарни с Амелией вклинились, а из Фолиньо - Спелло и Сполето. А ведь ещё в Треви хотел вылезти и полезть смотреть Перуджино, но увидев пейзаж одумался
Это первая часть истории.
Только зачиталась... ) Ждёмс продолжения! В Сан Фортунато я тоже не была.
но увидев пейзаж одумался
даа, Треви - крутенький городишко.
Это первая часть истории.
Оччень любопытно. Предвкушаем не менее интересное продолжение.
Сан Северо
Прошло 20 лет. Мимо могилы Сан Фортунато проходил солдат по имени Северо. Проходил не по своей воле. Его вели в цепях в Равенну, где он должен был предстать перед судом по обвинению в краже. Дело в том, что незадолго до этого Северо пахал на волах свой участок земли в районе городка Мартана и обнаружил... клад. Вот ведь как была богата золотом умбрийская земля в те седые времена! )) Северо убил одного из быков, наполнив его желудок частью найденного (зачем - непонятно), а остальное отправил императору в качестве дара. Император в ответ расщедрился и наградил солдата должностью Magister militum (нечто военное). Видимо, звание это было весьма желанно, поскольку некий патриций Вакко из Равенны, занимавший аналогичный по рангу, но гражданский пост, из зависти или кастовой неприязни капнул наверх, что Северо презентовал императору не весь клад, а только его часть. Северо арестовали.
Нужно сказать, что он был уже не юноша. Согласно преданию родился он около 380 года, а значит - с учетом того, что Сан Фортунато почил в бозе в 395-м и с этой даты прошло 20 лет, ему было 35. Так сказать, мужчина в расцвете сил. Так вот, вели его в Равенну через Монтефалько среди прочих таких же горемык арестантов. А в Монтефалько им пришлось задержаться на ночь, поскольку рухнул мост через Клитумн - очень удачно для Северо. Северо поинтересовался у местных, есть ли тут особо чтимые места. Те ответствовали, что есть одна святая могилка. Северо стал молить Сан Фортунато о помощи, прося защиты, обещая взамен построить в честь святого церковь. Сан Фортунато внял мольбам солдата, явился во сне к доносчику и пригорозил смертью, ежели тот не снимет свои обвинения. Так оно было или не так - одному Господу известно, но под Губбио конвой встретил гонца из Равенны с приказом об освобождении Северо по причине невиновности. Тот сразу смекнул, кто именно ему помог. Он мог вернуться домой, но решил продолжить путь вместе с отрядом. В воротах Равенны его встретил раскаявшийся Вакко, моливший о прощении. Во имя Бога Северо великодушно простил негодяя.
На обратном пути, верный обещанию, Северо осел в Монтефалько и построил здесь прекрасную церковь в честь Сан Фортунато - чему спрятанная в желудке быка золотая заначка в немалой степени и поспособствовала. Останки Сан Фортунато перенесли из скромной могилы в новую церковь. Спустя 8 дней на освящение храма прибыл епископ из Сполето и во время торжеств на голову Северо... уселся белый голубь. Это был знак свыше. Тогда считалось, что если на голову садится белый голубь, значит Господь конкретно указывает, кого он считает достойным святости. После этого чуда Северо окончательно уверовал и остаток жизни провел в неустанных молитвах в пещерах и всяких землянках, кои рыл собственноручно, а всё свое состояние до последней монеточки истратил на строительство церквей. В 445 году - в возрасте 65 лет, Сан Северо скончался. Жители Монтефалько торжественно перенесли его останки в монастырь Сан Фортунато, где саркофаг святого покоится и поныне. Правда, пустой.
Что касается иконографии. Сан Северо изображается солдатом в тунике и плаще с мечом в руке. Иногда над его головой белеет голубь - символ Святого Духа, но таких изображений Сан Северо я лично не видел. В интернете вообще очень мало изображений нашего героя. И почему-то на тех, что я видел (или встречал в интернете) Сан Северо слишком молодо выглядит для 35-летнего заматерелого солдата. ))
Это была вторая часть истории.
А что за картина "Мадонна с младенцем и со святыми" кисти Меланцио 1488 года письма?
Это которая с автопортретом Меланцио? Как я упоминал, её вывезли из музея на ЭКСПО-2015 в Милан. Так что ее я не видел. В интернете нормального изображения картины нет, есть только фрагменты с автопортретом. Единственное, что есть - небольшие ч/б изображения из электронного каталога Fondazione Federico Zeri.
Francesco Melanzio. Madonna con Bambino in trono e angeli tra San Sebastiano, San Fortunato, San Severo e Santa Chiara da Montefalco. 1488. Музей Сан Франческо, Монтефалько.
Фрагмент. У нашего героя (попутно считается, что это автопортрет Меланцио) - туника, плащ, меч...
Фрагмент. Сан Фортунато - священическое одеяние, книжка, кустистая палка...
Ну, и вот такая безобразная крохотулечка, чтобы хотя бы отдаленно представить цвет картины. Сан Северо - в красных колготах... ))
В Сан Фортунато я тоже не была.
Тогда специалом для тебя ))
Отредактировано Arial (2016-03-05 01:29:42)
Francesco Melanzio. Madonna con Bambino in trono e angeli tra San Sebastiano, San Fortunato, San Severo e Santa Chiara da Montefalco.
Возможно, этих святых представлял себе Муратов, когда писал:
Меланцио пишет гонфалонэ, он пишет на нем Мадонну и покровителей Монтефалько, Себастьяна, Фортунато и Севера, Татьяну.
Ну, чутка подзабыл, но общую характеристику творчеству Меланцио дал правильную, и нас им заинтересовал.
В самом деле, мадонны Меланцио соединяют прелесть милого, живого портрета с верным пониманием того, как в человеческом лице можно прозреть лицо божественное. По всему видно, как весело и легко работал художник, когда он писал жену и младенца, сжимающего в ручке щегла или отведавшего вишню с веточки, на которой осталось еще две ягоды. Он умел вложить в это всю свою деревенскую любовь к дому и умел делать самые нехитрые вещи достойными искусства.
Ну, и вот такая безобразная крохотулечка, чтобы хотя бы отдаленно представить цвет картины. Сан Северо - в красных колготах... ))
Вишь, и у тебя возникают проблемы, хотя ты вооружен смартфоном, фотоаппаратом и Интернетом (помню-помню, что работу увезли в Милан) А что было у Муратова в Монтефалько и во время написания Образов?
Глаза, блокнотик и человеческая память?
Это была вторая часть истории.
Тогда уж давай третью - про Святую Т-тьфу...Кьяру (из Монтефалько)!
Arial
Ощущение, что Вы и П.Муратов видели совершенно разные картины Мадонн...
Часть 2 еще более интересна, чем 1.
Ощущение, что Вы и П.Муратов видели совершенно разные картины Мадонн...
нет-нет, мы видели одну и ту же. и напрасно...
Возможно
НЕ возможно, Миктрик! )) напрасно ты бросился защищать своего разлюбимого П.П. Муратова, которого явно подвели и память, и блокнотик, а глаза свои с мозгом он просто на время выключил, ибо топором не вырубишь:
Меланцио пишет гонфалонэ, он пишет на нем Мадонну и [святых] покровителей Монтефалько, Себастьяна, Фортунато и Севера, Татьяну. Но ему хочется как-то еще выразить весь праздник, каким полна душа старого Монтефалько, живущая в его душе. Он пишет поэтому море, которого никогда не видел, и корабли, плывущие к далеким землям
а там, где Santa Chiara da Montefalco (кхм, Кьяра = Татьяна...), нет никакого моря, одна только умора. Элементы маринизма присутствуют у Меланцио именно в картине Мадона +6 мужиков.
и нас им заинтересовал.
а тут заслуга Муратова не оспаривается ))
Чем защищать враньё ашипки "великого прозаика"(с), сподобился бы лучше на перевод д'Аннунцио. А то Родари с Браунинг он переводит, а Аннунцио что, не по зубам?!
Отредактировано Arial (2016-03-04 11:51:53)
Вы здесь » Вместе по всему миру » Памяти Ариала, навигатор по его рассказам » Умбрийские топотушки