Собор, безусловно, хорош, но почему-то ошеломляющего впечатления на меня не произвёл. По крайней мере, желания любоваться на него бесконечно, как это было перед парижским Нотр-Дамом, здесь не возникло (на всякий случай повторю, что собор хорош, это со мной, видимо, что-то не так было... ). Интересно, что символом христианского собора является... дьявольское отродье, то есть дракон (помните, я показывал его на треугольничке-указателе). Согласно преданиям, он обитал в окрестностях Меца и периодически творил всякие непотребства: разорял город, людей жрал и огнём палил, девушек и женщин... ну это самое... В общем, пакостил со страшной силой, пока ни нашлась на него управа в лице местного "св. Георгия" - первого епископа Меца Климента, который чудище то ли зарубил, то ли изгнал, в общем, установил в городе тишь и благодать . Но дракон оказался хитрее : ожил и трансформировался во всевозможную символику: брелки, магниты и прочий ширпотреб. И даже просочился в святая святых собора - крипту.
Кстати, я долго вспоминал: почему у меня не оказалось ни одной фотографии крипты - неужели пропустил, прошляпил, проворонил ?.. Наконец, вспомнил - не, всё в порядке, просто, как последний дурак, проявил никому не нужную (поскольку был в крипте единственным посетителем) законопослушность: написано было "не фотографировать", я и не стал . Говорю ж, дурак . Хотя, кажется, именно там крипта была не ахти себе, не то, что в последующих соборах - в Дижоне, в Осере... Вот там - да: мурашки по коже, мороз по жилам... впрочем, об этом - в своё время. Но вот что (вспоминаю потихоньку ! ) интересного было в крипте мецского собора - это макеты наиболее известных готических соборов Франции: Амьена, Бове, Шартра, Лана, Страсбурга, Реймса, Руана, Парижа... В другом месте я б, наверное, пару часов убил, разглядывая их, но тут, простите уж, банально замёрз: одежда-то была соответствующая, под уличные +32, а в крипте и 18-ти, наверное, не было...
Что касается прочих соборных интерьеров, то они оказались в лучших традициях настоящей французской готики. Внутри много пространства и много света - благодаря многочисленным витражам. Кстати, о том, что дождь снаружи окончился, я узнал сразу же: в цветные окна собора буквально хлынули потоки яркого света с улицы. Видимо, не я первый заметил такое явление, потому как собор Меца издавна прозвали "фонарём Бога".
Окна слева от алтаря украшены витражами Марка Шагала - возможно, его почитателям будет это интересно. Ну а мне, честно говоря, было абсолютно до лампочки: ну Шагал и Шагал, древние явно не хуже будут, даже, честно говоря, поинтереснее. В конце концов, не для того я иду в средневековый храм, чтоб любоваться работами моего родного 20 столетия ... Намного интереснее мне показались скульптуры, "оседлавшие" арочную галерею на одной из стен:
Собор столь высокий (во Франции его главный неф уступает только соборам Бове и Амьена), что не только его шпили, но и крыша поднимаются над всем "французским" кварталом, и не только над ним:
А отсюда он и вовсе выглядит громадиной:
Один из лучших видов на собор открывается с Оружейной площади (Place d'Armes), примыкающей к его южному фасаду:
(согласитесь: на таком сооружении современные круглые часы выглядят как-то ... странно )
Сама площадь была сооружена уже в 18 веке, причём довольно варварски: для этого были снесены несколько церквей и разрушен клуатр собора (ррррр.... ). А то, что получилось взамен, является вполне "типовым" архитектурным решением...