Французские бродилки - великолепный Мец, яркий Эльзас и серая Бургундия
Ехать во Францию мне не хотелось...
Здесь просто обязана раздаться абсолютно предсказуемая "реплика из зала": "Так а какого ж ... тогда ?" Ну как какого... Во-первых, для разнообразия. А во-вторых, куда ещё можно поехать в разгар календарного лета с минимальным риском свариться или поджариться ? Моё любимое Средиземноморье отпадает по определению. Европейские севера - совершенно не мой формат. Да, в прошлом году был любопытный экспириенс в Бельгии, но именно он только подтвердил вышесказанное, вынеся вердикт "больше никаких северных европ". Хорошим вариантом было бы Бискайское побережье Испании, но 3 Испании подряд - явный перебор даже для меня, её любителя, фаната и почитателя - ага, вот попробуйте поесть ваше любимое блюдо по 3 раза в день этак недельку - а потом скажите: что, оно всё ещё ваше любимое ? Вот то-то и оно... А "средняя полоса Франции", по климату похожая в общих чертах на нашу "среднерусскую", показалась мне если и не идеальным, то более-менее приемлемым направлением предполагаемого путешествия. Тем более что Франция - почти как Испания: соборы, монастыри, каменные города - только со своей, разумеется, спецификой, иногда даже полезной, как, например, отсутствие дневной сиесты.
А почему всё же не хотелось ехать ? А вот бог (чёрт, хрен, леший, Нострадамус - кому как больше нравится) его знает... Возможно, главной причиной было то, что с Францией меня ничего не связывает духовно; там, в отличие от той же Испании или Мальты с Турцией, я не оставил ни капельки своей души, которая порой, как артрит перед дождём, напоминала бы о себе, не сильно, но навязчиво, нудя и зудя из неведанных нам потаённых глубин человеческого естества.
Итак, ехать во Францию мне не хотелось...
- Ах, так ?! - сказала Франция - Тогда вот тебе. И устроила жару за +35.
- Да фигня вопрос - ответил я - Хоть погреюсь после нашего московского, простите за выражение, лета (кстати, уже весь рунет обошло объявление: «Разыскивается лето. Ушло 1 июня и не вернулось»).
- Ддаа ?.. - смутилась Франция - А вот так ? И устроила забастовку авиадиспетчеров.
- Ой, да подумаешь - не испугался я - Не больно-то и хотелось... Чай ты не Царевна-Лебедь, а я не князь Гвидон, чтоб тебя домогаться. А что до денег - то за перелёт честная KLM вернёт мне всё до копеечки, а отельные брони все снимаемые. - И это всё, на что ты способна ? - вспомнилась пошлая фраза из западных боевиков, очень уж пришедшая к месту.
Франция призадумалась... и затихла, но, как выяснилось, лишь на время. И, исчерпав набор "дипломатических методов", перешла к чисто конкретной тактике грязной игры за гранью фола. Буквально. Уже по прилёту в Париж на выходе из метро меня сбил с ног афрофранцуз. То ли он обгонял меня неудачно, то ли что-то ещё, но результат получился удручающий: неслабые ушибы одной ноги возле колена (слава богу, не его самого) и большого пальца на другой. Так что хромать пришлось сразу на обе ноги (афрофранцуз, надо отдать ему должное, не смылся, а пытался помочь мне подняться, что-то спрашивал и, по всему было видно, сам изрядно перепугался).
Вот это было уже по-настоящему серьёзно. Я только прилетел, впереди ещё предстояли 5 дней непрерывной ходьбы, так что выход из строя опорно-двигательного аппарата в самом начале поездки - куда хуже жары и всех забастовок, вместе взятых . Поэтому первый вечер в транзитном Париже был полностью посвящён трезвому анализу своих ходибельных возможностей на ближайшее будущее. И его результаты, признаться, были не слишком утешительными . В конце концов, ушиб - не растяжение, которое можно (и даже нужно) расхаживать, тут как раз покой желателен, да побольше.
Обошлось. Да, похромать пришлось, но в целом мои ангелы и "Быструм-гель" своё целительное воздействие оказали - каждый по-своему и в рамках своих сил .
А Франция поняла, что всё же перестаралась, и затихла, оставив меня в покое на всю оставшуюся часть путешествия. Жара прошла стороной, забастовка так и не началась - и всё было бы совсем хорошо, но... как и любая затаившая в себе злобу женщина, Франция напоследок проявила-таки своё коварство и вероломство. Уже в аэропорту, на контроле безопасности, у меня отобрали - нет, не пистолет-бомбу-гранаты и даже не полбутылки воды, а пару игрушечных (весом то ли по 200, то ли по 250 граммов) кружков камамбера, мотивируя это тем, что запрет на вывоз касается мягких сыров. Вот этот удар реально достиг цели: вы даже не представляете, как я расстроился . Будь это для меня - пожалел бы, но не более того, тем паче, что цена вопроса была всего около 5 евро. Но в том-то и дело, что сам я 90% европейских (а французских и вовсе почти все 100%) сыров на дух не переношу в буквальном смысле слова, не то, что ко рту - к носу не поднесу ближе, чем на метр, и то, что я купил, предназначалось исключительно как скромный подарок "для родных и близких". И теперь от этого подарка остался лишь провонявший рюкзак – при том, что запретный (как выяснилось) груз был завёрнут в 2 пакета ! Признаться, внутри всё и кричало, и рыдало, и выло - вот в таких ситуациях люди, имеющие автоматы, и разряжают их веером во всё, что не успело спрятаться... Так что отомстила мне старая карга, и "мстя" её действительно была страшна, соглашусь...
Успокоился я только в транзитном Амстердаме, где в местном дьюти-фри увидел точно такой же сыр, только стоивший в 2 раза дороже, чем в Париже. Но тут уж деньги особого значения не имели, да и были они не такими большими. Так что сыр "для дома, для семьи" я всё же привёз, но Франции эту подлянку запомню надолго...
А ведь как хорошо складывалось путешествие, и даже с Францией, как мне думалось, сложились если не дружеские, то уж точно «нормальные рабочие» отношения. Не считая инцидента в аэропорту (о нём я даже вспоминать не хочу), сами французы оказались в этот раз милейшими людьми (я не держу зла и даже обиды на сбившего меня афропарижанина, будем считать, что у него была уважительная причина: что он, как истинный француз, хоть и "афро-", очень спешил туда, куда спешат вечером, чтоб потом вернуться домой не слишком поздно, смахивая со лба остатки трудового пота: "Милая, опять наш начальник - ну ты ж знаешь, какой он козёл - задержал нас после работы" ), ни разу не давшими повод позлословить на их счёт, как это было во время поездки в Париж 3-летней давности. Всё-таки известная фраза "Москва - ещё не вся Россия" достаточно интернациональна, и повторить её на свой лад сможет, думаю, гражданин практически любой страны, за исключением тех "карликов", границы которых не особо выходят за пределы собственной столицы. И если в Париже не проходило и дня, чтоб у меня не появлялось желаниия нарисовать и повесить на грудь табличку с надписью "Ватерлоо", а на спину - "Бородино", то на сей раз одна даже подобная мысль представлялась совершенно кощунственной.
Да, всё-таки французы выделяются в лучшую сторону по сравнению с итальянцами . С одной стороны, они не такие раздолбаи по натуре, с другой - не такие заносчивые и высокомерные (конечно, я никоим образом не качу огульно бочку на всю нацию и не стригу всех под одну гребёнку. Но личный опыт - это всё же то слово, которое из песни не выкинуть). По крайней мере, я даже представить не могу француза (даже парижанина), который изменился бы в лице от того, какое именно кофе я предпочёл "в это время суток" и уж, тем паче, вздумал бы мне это диктовать...
Франция - вообще страна лёгкого поведения. Не в том смысле, который обычно вкладывается в эти слова (хотя отчасти и это тоже - читайте дальше), а в плане минимальных условностей и ограничений - естественно, с точки зрения туриста. Ну, например, на основании собственного опыта (не только этой поездки) я сформулировал несколько "признаков того, что вы находитесь во Франции" :
- В отелях не спрашивают паспорта;
- Пешеходы переходят улицу не по сигналу светофора, а по реальной ситуации;
- Если водитель, подъезжая к "зебре", успевает проскочить перед вами, то он, скорее всего, сделает именно это, нежели будет ждать, когда вы соизволите шагнуть на неё;
- Всё произносится совсем не так, как пишется;
- В церкви вы можете натолкнуться на парочку, занимающуюся сексом (буквально !);
- Кредитные карты, за редчайшим исключением, принимаются повсеместно и почти вне зависимости от суммы платежа;
- Соборы и церкви открыты каждый день, целый день и бесплатны;
- Автоматы по продаже железнодорожных билетов думают дольше вас (типовая процедура покупки одного билета в автомате SNCF занимает 3-4 минуты даже при условии, что вы его прекрасно освоили и не тормозите при нажатии очередной кнопки);
- В кафе, после того как вы сделали заказ, вам первым делом приносят графин (кувшин, бутылку) с бесплатной водой.
Конечно, все эти утверждения никоим образом не являются всеобъемлющими и не допускающими исключений (например, в Париже есть вероятность того, что паспорт в отеле у вас всё же попросят). Но в целом на них вполне можно ориентироваться.
И ещё одно локальное наблюдение: если Франция, как считают многие (но уж точно не я), действительно является столицей мировой моды, то готовьтесь - голые пупки опять возвращаются ! (Ужас ! - сказали женщины. Ням ! - сказали мужчины).
Вот на этой оптимистичной ноте (не, ну правда же, оптимистичной ?!) позвольте мне плавно перейти от вступления к собственно рассказу. Путешествие как таковое началось на Восточном вокзале Парижа, откуда отбывал мой поезд в Мец:
Кстати, по вокзалу в полной боевой готовности (включая палец на спусковом крючке автомата) и не менее полной выкладке расхаживал военный патруль в составе аж трёх человек – все, как один, амбалистые, покруче если не Шварценеггера (в его золотые годы, естественно), то уж Сталлоне - точно. Камуфляж, под которым, судя по толщине, явно подразумевался бронежилет, автомат в положении "готовность 1 секунда", каски у пояса... Ужасно хотелось заснять их на память, но, признаюсь, не решился - слишком серьёзный во всех отношениях вид у них был...
Главной особенностью этой поездки стала её разноплановость: несмотря на относительно компактную географию маршрута в целом, все 3 заглавных региона отличаются друг от друга так, как одна страна порой не отличается от другой. И каждый раз, приезжая в новое место, возникало ощущение абсолютной новизны, столь ценное для любого путешествия.