Да простят меня неполотые грядки и несваренное варенье за то, что я в очередной раз поддалась неудержимому желанию ехать за эмоциями и впечатлениями в новые места .
По положительным отзывам я ожидала, что поездка мне понравится, так и случилось. Сложилось все: четкая организация, отличная солнечная погода, непродолжительный грозовой ливень, татарская обильная кухня, встречи с интересными людьми, яркие краски улиц, разноплановые достопримечательности
Основным местом однозначно планировалась Казань, а хотелось еще с чем-то объединить, что-то присовокупить. Что? Булгар? Свияжск? Как-то не вдохновляло... И когда подумалось совместить с Елабугой, пазл сложился.
Появилась возможность отдать дань памяти женщине-поэту, выдающейся личности, которая тонко чувствовала и ярко доносила свои переживания в стихах
МАРИНА ЦВЕТАЕВА.
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами,-
За то, что вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не вами!
В историческом центре города Елабуга находится мемориальная площадь со скульптурной композицией, посвящённой русской поэтессе двадцатого века - Марине Цветаевой. Открытие мемориальной площади с бронзовым бюстом на высоком постаменте было приурочено к 110-й годовщине со дня рождения Марины Ивановны. Авторами памятного комплекса стали московские скульпторы В.Демченко и А.Головачёв.
"Родилась в московской профессорской семье: отец - И. В. Цветаев, мать - М. А. Мейн (умерла в 1906), пианистка, ученица А. Г. Рубинштейна, дед сводных сестры и брата - историк Д. И. Иловайский. В детстве из-за болезни матери (чахотка) Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии; перерывы в гимназическом образовании восполнялись учёбой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге. Свободно владела французским и немецким языками. В 1909 слушала курс французской литературы в Сорбонне.
Характерные для лирики Цветаевой романтические мотивы отверженности, бездомности, сочувствия гонимым подкрепляются реальными обстоятельствами жизни поэтессы. В 1918-22 вместе с малолетними детьми она находится в революционной Москве, в то время как её муж С. Я. Эфрон сражается в белой армии (стихи 1917-21, полные сочувствия белому движению, составили цикл «Лебединый стан»).
С 1922 начинается эмигрантское существование Цветаевой (кратковременное пребывание в Берлине, три года в Праге, с 1925 - Париж), отмеченное постоянной нехваткой денег, бытовой неустроенностью, непростыми отношениями с русской эмиграцией, возрастающей враждебностью критики
В 1937 Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР ставший агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом 1939 вслед за мужем и дочерью Ариадной (Алей) возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием (Муром). В том же году и дочь и муж были арестованы (С. Эфрон расстрелян в 1941, Ариадна после пятнадцати лет репрессий была в 1955 реабилитирована)."
Дом находится на территории мемориального комплекса Марины Цветаевой в Елабуге. Цветаева получила этот дом в августе 1941 года и провела там последние дни жизни. В 2005 году в доме была создана музейная экспозиция, которая в деталях воспроизводит обстановку тех времен. Сохранились как предметы быта - сундук, посуда, швейная машинка, так и личные вещи - берет, плед и записная книжка из Франции, которая принадлежала Цветаевой.
Наплыв туристов просто огромный, на посещение дома-музея дается 5-7 минут, в очереди стоят следующие группы, подъезжают новые автобусы.
Ее друзья- Волошины, Пастернак, Ахматова, в нее влюблены Мандельштам и Парнок.
"Когда Цветаева встретила и полюбила Парнок, ей было двадцать три года, она была замужем за студентом Сергеем Эфроном, и Ариадне, ее дочери, исполнилось два года."
Под лаской плюшевого пледа
Вчерашний вызываю сон.
Что это было? - Чья победа? -
Кто побеждён?
Всё передумываю снова,
Всем перемучиваюсь вновь.
В том, для чего не знаю слова,
Была ль любовь?
Кто был охотник? - Кто - добыча?
Всё дьявольски-наоборот!
Что понял, длительно мурлыча,
Сибирский кот?
В том поединке своеволий
Кто, в чьей руке был только мяч?
Чьё сердце - Ваше ли, моё ли
Летело вскачь?
И всё-таки - что ж это было?
Чего так хочется и жаль?
Так и не знаю: победила ль?
Побеждена ль?
Нетрадиционная любовь привлекала внимание.
"к Парнок пришла Волошина, забота которой о Цветаевой наконец заставила ее устроить очную ставку с той, кто, ей казалось, должен был отвечать за всю ее и маринину тревогу. Ушла Пра от Парнок, немного иначе понимая, как обстоят дела, чем когда она пришла, как она на другой день написала Оболенской: «.. Я вчера была у Сони и проговорили мы с ней много часов, и было у нее в речах много провалов, которые коробили меня, и были минуты в разговорах, когда мне было стыдно за себя за то, что я говорила о ней с другими людьми, осуждая ее, или изрекала холодно безапелляционные приговоры, достойные палача».
Поэзия М.Цветаевой автобиографичная, о чувствах, о взаимоотношениях с Софьей Парнок откровенно рассказывает цикл стихов "подруга"
В музее я купила книгу стихов с печатью мемориального комплекса.
"М.Цветаева прожила в Елабуге 10 дней, она приехала в город, чтобы в нем умереть и его прославить. Что же было последней каплей? Как это произошло? Точно уже не установить. "
В записных книжках Цветаевой 1940 года есть такая запись: «Я не знаю человека робче, чем я. Боюсь всего. Глаз, черноты, шага, а больше всего – себя, своей головы, если эта голова – так преданно мне служащая в тетради и так убивающая меня в жизни. Никто не видит, не знает, что я год уже ( приблизительно ) ищу глазами крюк...»
"По свидетельству Слонима, со слов Паустовского, "Пастернак пришел к ней помочь укладываться. Он принес веревку, чтобы перевязать чемодан, выхваливал ее крепость и пошутил, что она все выдержит, хоть вешайся на ней. Ему впоследствии передавали, что Цветаева повесилась на этой веревке, и он долго не мог простить себе эту роковую шутку."
"Цветаева с сыном эвакуировались из Москвы и оказались в небольшом городке Елабуге. В Елабуге не было работы. У руководства Союза писателей, эвакуированного в соседний город Чистополь, Цветаева просила разрешения поселиться в Чистополе и места судомойки в писательской столовой. Разрешение было дано, но места в столовой не оказалось, так как она еще не открылась. После возвращения в Елабугу у Цветаевой произошла ссора с сыном, который, по-видимому, упрекал ее в их тягостном положении. На следующий день, 31 августа 1941, Цветаева повесилась. Точное место ее захоронения неизвестно."
В октябре 1988 года в Покровском храме возобновились церковные службы. В 1990 году с благословения Патриарха Всея Руси Алексия Второго, спустя полвека, в елабужской Покровской церкви совершилось отпевание Марины Цветаевой. Основанием отпевания послужила прошение сестры поэтессы и ходатайство большого ценителя творчества Цветаевой - диакона Андрея Кураева. Ежегодно в день памяти поэтессы в Покровском храме служат панихиду по "рабе божией Марине".
А теперь про саму Елабугу.