Давно собирался - уже прошлой осенью вещи собрал, но обстоятельства в последний момент помешали.
Наконец, в связи с тем, что сын к нам приехал на 10 дней, решили с ним прокатиться в эти места.
Основной целью было посещение Асеновой крепости и Бачковского монастыря - они рядышком находятся, ну и Пловдив ещё разок увидеть (хотя там мы были многократно в "прошлой жизни").
Для единственной ночёвки был выбран Асеновргад - городок с 50000 жителей в предгорьях Родоп. От Пловдива туда каждый час ходит удобная "Симменсовская" электричка, езды 20 - 30 минут с 5-6 остановками. Используется местными как трамвай, билет стоит 60 евроцентов.
Городок чистый и приличный, хотя ничем особо не примечателен. Вся Болгария туда, правда, ездит за свадебными платьями (булченски рокли ) - ателье и магазинов по их изготовлению и продажам десятки!
Ну и давно стало иероглифом, обозначающим национальное болгарское вино, словосочетание "Мавруд от Асеновгад". В интересах истины надо сказать, что лучшие образцы этого вина делают уже не здесь, а в соседнем районе Брестовец. Но и местный хорош (только очень много дешёвых слепленных на скорую руку образцов, которые впаривают туристам по всей Болгарии).
Гостиница Old Times с букинга с рейтингом 8.8 - 21 евро в сутки за одноместный с завтраком (очень приличным, хотя и скромным), включая приветственную бутылку игристого вина (которое впрочем не из лучших, но если хочется, то можно). Тот же номер на двоих - 26 евро.
Здание в традиционном стиле и очень всё уютно и чисто, хотя сантехника могла бы быть получше, а вай-фай посильнее. Но за эти деньги...
Виды из окон
От вокзала можно дойти пешком, но мы взяли такси, которое нас подождало полчаса, пока устроились и умылись, и отвезло за 10 км в Бачковский монастырь. Эта поездка стоила вся 4 евро.
Мы торопились, так как Асенова крепость (следующий пункт программы) открыта до 18:00 и надо было успеть.
Но пока - монастырь.
Из информационных источников (Вики):
"Бачковский монастырь Успения Божьей Матери был основан в 1083 году византийским полководцем, доместиком византийского императора, Григорием Пакурианом и его братом Абазием. Григорий Пакуриан лично написал типик монастырья, подписав его армянскими буквами. Монастырь был населен только иверийскими монахами, что отмечалось в уставе. Богослужение велось на грузинском языке. В то время эта местность входила в состав Византийской империи.
Во времена Второго Болгарского царства обители покровительствовал царь Иоанн-Александр, увековеченный на одной из сохранившихся фресок монастыря, с XI века при монастыре функционировала школа. Вероятно, что в XIV веке в монастырское братство стали вступать греческие и болгарские монахи, хотя монастырь продолжал оставаться иверийским.
После завоевания Болгарии турками последний патриарх Второго Болгарского царства Евфимий Тырновский был заточен именно в Бачковском монастыре, где и умер около 1403 года. В застенках монастыря патриарх вместе со своими учениками активно занимался книжной и религиозной деятельностью.
С этого момента начался постепенно усиливающийся процесс эллинизации Болгарской Церкви, естественно и Бачковского монастыря, братия которого стала пополняться иноками греческой и болгарской национальности, игуменами начали ставить греков или эллинизированных болгар.
В 1604 в центре монастыря был воздвигнут новый храм в честь Святой Троицы.
В последней четверти XIX столетия, в связи с крайним обострением греко-болгарского церковного спора, между обеими сторонами шла упорная борьба за обладание монастырем. Окончилась она тем, что в 1894, по просьбе монастырского братства, Св. Синод Болгарской Православной Церкви принял монастырь в свое ведение.
Пережив первую волну турецкого нашествия, монастырь, однако, не смог избежать участи других религиозных учреждений и в XV веке был разграблен, а позже разрушен. Начало восстановления духовной жизни Бачковского связывают с XVI веком. В 1604 году были отреставрированы уникальные фрески, дошедшие и до наших времен.
В монастыре находится костница, стены которой украшены изображениями святых в квадратных и круглых медальонах. Изображения выполнены в стиле одной из ветвей провинциального византийского искусства. В главном монастырском храме хранится чудотворный образ Божией Матери XI века с надписями на грузинском языке. У противоположной стены покоится скончавшийся в 1957 Экзарх Болгарский Стефан."