В воскресенье случилось то событие, о котором я мечтала с начала поездки: мы отправились к старцу в скит. Я уже знала и о старце, и о монастыре на острове, знала, что это будет особенный день, и очень его ждала.
Сначала мы быстро, часа за полтора, доехали до Скадарского озера, а потом долго- часа два-три, петляли по серпантинам- пять метров вперед- пять назад, и так далее. Правда, виды были потрясающие, виноградники, кипарисы, озеро внизу.. на сей раз мы были втроем, клириков вокруг не наблюдалось.
-Вот тебе еще Италия,- сказал мой друг. - Капри годов так 60х. Похоже?
-Вполне, - согласилась я.
-У нас с тобой никогда не будет кабриолета на серпантинах Капри,- пошутил он.- Но может, эта дорога немного скрасит разочарование?
А дорога становилась похожей на Грецию или Сицилию, камни, горы, далеко внизу огромное озеро, а иногда приходилось останавливаться и пережидать, когда пробегут овцы.
На одном повороте, где не только машины не разъедутся- люди не разойдутся- любопытный ослик заглянул в машину.
Отец Георгий уже 22 года живет в скиту, за это время он восстановил монастырь на маленьком острове, обзавелся хозяйством, делает ликеры и варенье, ловит рыбу, собирает птичьи яйца.. но в первую очередь молится.
Когда он приехал сюда впервые, 22 года назад, то монастырь был разрушен. С собой у отца Георгия был хлеб, который утром, от влажности, весь заплесневел.
-Ну что ж, буду как-то выживать- с Божьей помощью,- решил он.
И теперь полностью восстановлен монастырь 13 века, а хозяйство такое, что не надо и в деревню плавать.
Церковь Успения
На остров можно попасть только на лодке, но своя у старца как раз сломалась, поэтому к нашему приезду пришлось брать лодку в соседнем- женском - монастыре. Заезжали мы уже с албанской территории- оттуда ближе.
-Видишь- маленькая точка и след на воде?- наверное отец Георгий раньше нас будет на берегу.
Седой худой старик с длинной бородой радостно шагнул навстречу- и словно на стену наткнулся. Вопросительно взглянул на моего друга, нахмурился. Женщину в скит? Промолчал, но все 20 минут пока мы плыли по озеру, хмурил брови.
и мы поплыли между небом и землей
А на острове уже суетился монах, присланный в помощь по поводу приезда начальства.
Первым делом старец открыл бутылочку ликера из апельсиновых цветов, гордо показав батарею всех прочих ликеров, и налил наперсток.
–Прощай здоровье, - подумала я, осоловевшая от пяти часов дороги, потом переправы на лодке, жары и впечатлений. Ладно, хоть таблетки есть от головы, а то болеть начинает до тошноты.
Выпила под строгим взором старца. Получила следующий наперсток.
–Душица,- пояснил он.
Выпила - и как по мановению волшебной палочки прояснилась голова.
-Мы живем просто,- сказал отшельник. Но сегодня в скиту по поводу важных гостей Бог послал картошку в мундире, тазик оливок, козий и коровий сыр, копченого карпа и осьминога огромного размера, маринованного в бочке в самогоне и лимонном соке. Таял, просто ум отъешь. А еще видов 10 разных варений, от апельсинового до фигового и видов 10 ликеров, домашний гранатовый сок.
Помолились, я все норовила усесться, кода полагалось стоять. Старший по чину освятил трапезу, и все расселись.
-Откуда осьминог (мы на озере) ,-поинтересовался Владыка
-Албанец принес
-Какой албанец? -нахмурилось Его Преосвященство
-ээээ.... православный!!
Пили за Россию, за то, что остров, которого нет на картах, введет санкции странам, которые против России. -вот вам кукиш,, а не мои ликеры!
И за любовь, за впервые вступившую на землю скита ногу женщины)))
-Сначала я обиделся,- признался отшельник. –Но потом понял, почему ты ее привез. Вот и спасибо тебе, впервые в скиту женским духом запахло. А наше монашеское счастье-то что?- хитро посмотрел он на нас, - сиди и смотри. Вот и вся наша монашеская радость.
-Я здесь царь,- объявил он.- выборы провел. Избран единогласно. Оппозиция,- он кивнул на кошку, выглядывавшую из кустов,- была против, но я ее подкупил. Рыбой. Так что правлю полномочно и следующий парад 9 мая мы проведем здесь.
А потом он провел нам экскурсию по своим погребам, где на каждую баночку и бутылочку наклеена бумажка с днем изготовления, показал свой «кабинет» - с лампой у окна
–Читать люблю.- признался он.
Старец делал крестики, которые очень ценились. Долго каждым работал. Почти полгода каждый. И каждый сфотографирован в его архиве.
- Глаза не те, - запечалился он, - давно уже не делаю. Призадумался: - а тебе сделаю. Но подождать придется.
-Как же я его получу?
-А он привезет,- лукаво кивнул старец на Владыку.
Взял меня за руку и вывел на улицу, к кипарисам и ярусам деревьев и трав, и овощей, и цветов. Показал каждую травку, рассказал.
А потом показал небольшой прямоугольник, поросший зеленой травой.
-Могилка моя будущая. Красивое место, правда?- и увидев предательскую мою слезу, тут же дернул меня за руку:- Пошли посмотрим. А вдруг туда уже кто-то залез.
-Отец Георгий!!!! - замахала руками я, куда только слеза делась.
Две черепахи приползли, подставили шеи, а старец чесал им за ухом.
–Любят они это,- перехватил мой взгляд,- и поняв, что я сейчас снова расчувствуюсь, добавил шепотом: - А суп из них какой!
-Отец Георгий!!!!
-Ешь,- ругался он,- запихивая в меня очередной огромный кусок осьминога.
–Не лезет? А ты на одной ноге попрыгай- оп, провалилось. На другой попрыгай- оп, и туда провалилось. А потом на обеих- вот и место освободилось!-
И этот человек только что жаловался, что сербский забыл за эти годы, и запирал на замок калитку острова, чтобы туристы случайно не заплыли!
-Сыр попробуй.- новая банка вытаскивалась из погреба. Это лекарство!
-От чего?
-От чего? Да от плохого настроения!
И обиженно- монаху,присланному в помощь: - Ты что бутылку вина ставишь на стол, там же бидон есть! И под общий хохот: а теперь прошу в салон! - это мы из-за обеденного стола перешли к столу попроще.
И тут уже была торжественно поставлена на стол бутыль шливовицы.
Сегодня Владыка впервые переоделся во все облачение. Из уважения к старцу, И стал совсем далеким и недосягаемым. Он привез старому монаху книги и большую коробку. -Вино освященное,- пояснил,- чтобы использовал в службах и за нас молился.
Спускались сумерки и мы засобирались, домой то уже к ночи попадем, а Владыке потом еще два часа по горам… и снова- на дорожку- наперстки с ликерами.
–Пей, не бойся, а с собой вот тебе что, - и еще полчемодана у меня заняли баночки с вареньем- из инжира, из апельсинов…
Перед отъездом старец завел в маленькую комнату с иконами на стенах. Уже собиралась уходить, и тут резанула надпись по-русски на одной из икон:
« Уже позже, чем ты думаешь…»
Мы плыли молча, а муж потом признался, что впервые сегодня не закурил ни разу…
С воды бесшумно взлетали птицы и на озеро с далеких гор на Черногорской стороне спускалась сумеречная дымка…
А я в который уже раз за эту поездку старалась не заплакать.
И все же не сдержалась, размазывала тушь, глядя на одинокую худенькую фигурку отца Георгия на берегу, с поднятой на прощанье рукой. Рядом стояла лодка, на которой он снова поплывет на крохотный остров посреди сказочного озера.
-Спасибо, если бы не ты, не знаю, когда попал бы сюда, пять лет не был, и не предвиделось, - сказал Его Преосвященство. И я заревела, вытирая потеки туши о черную рясу...
Мы остановились почти уже в полночь у стен Будвы, и пили белое вино, и море набегало на берег у наших ног, и мы молчали…
«Однажды мы отыщем случайно плоский камешек,
на котором написаны два имени наших.
И тогда мы вспомним его- этот день:
счастье, с опозданием понятое,
навеки потерянное.
Тяжкий вздох, острая боль от ножа.
Тогда мы вспомним его…»
(Андрей Германов, болгарский поэт).
Отредактировано melodie_del_mar (2015-06-11 16:35:11)