Калатаньясор -хорош ! Таких цельных нетронутых деревух осталось единицы.
И сколько же романики на севере Испании !
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Испания » Провинциальная Испания:Сория и окрестности (2 Кастилии,Наварра,Арагон)
Калатаньясор -хорош ! Таких цельных нетронутых деревух осталось единицы.
И сколько же романики на севере Испании !
<=============== АЛЬМАСАН ===============>
Альмасан (Almazan) оказался как раз тем самым городом (да-да, по местным понятиям это уже даже не городок), посещение которого изначально не планировалось и стало своего рода бонусом. Дело в том, что уже со второго дня этого путешествия мы шли с опережением графика, переезжая из одного места в другое не днём, как виделось изначально, а утром. Нет, мы никуда не спешили, но бесцельно ходить по уже виденным (порой многократно) улочкам и площадям - не наш стиль, так что стремление к перемене мест и новым горизонтам даже не встречало внутри нас никакого сопротивления. И в конце концов, очередной день сложился так, что до послеобеденного поезда из Сории в Сигуэнсу у нас образовался более, чем полудневный вакуум, который в программах организованных туров называют "свободным временем". Вот тут-то с "полки" и был извлечён подготовленный на этот случай резервный вариант под названием Альмасан, идеально вписывающийся в наш регламент.
Все "интересности" Альмасана можно условно разделить на 2 группы. Первая - это сам город, точнее, его исторический центр. А вторая - это та часть современного города, что лежит за пределами средневековых крепостных стен вдоль берегов реки Дуэро, с которой мы уже познакомились в Сории. Между прочим, это та же река, на которой, правда, уже под названием Дору, располагается португальский Порту со своим знаменитым мостом Дона Луиша I. Хотя, конечно же, та многоводная и широкая река совсем не напоминает небольшую речушку, протекающую по кастильским равнинам и плоскогорьям.
А свой заслуживающий внимания мост есть и здесь. Он, конечно, далёк от монументальности и величия своего "коллеги" из Порту, но отнюдь не лишён изящества и оригинальности:
Как раз отсюда открываются прекрасные виды на расположенный на обрывистом холме старый город Альмасана и все его шпили и башни:
Не хуже и вид с автомобильного моста, проложенного рядом:
Давайте не будем спешить и немного прогуляемся по берегам Дуэро, одетыми в салатовую зелень весенней листвы:
В парковой зоне можно увидеть вот такой фонтан (напомню, что в Европе вообще и в Испании в частности фонтанами называют любые рукотворные источники воды, а не только то, что привыкли понимать под этим словом мы):
Мы видим, как меняется вид исторического центра города над нами:
Самое известное из старинных архитектурных сооружений Альмасана - церковь Михаила Архангела Сан-Мигель:
Видите справа от неё небольшой выступающий мостик ? Нет, конечно же, это не лыжный трамплин (хоть снег в местных краях и бывает, но лыжи здешние жители, думаю, видят только по телевизору) и не вышка для прыжков в реку . Это оригинальная смотровая площадка, мирадор, как говорят в Испании, построенная в 2011 году и ставшая, между прочим, финалистом одного из розыгрышей европейской премии "Городское общественное достояние". Впрочем, на ней мы ещё обязательно остановимся (в том числе - и в самом прямом смысле).
А теперь мы поднимемся на холм и пройдёмся вдоль сохранившихся городских стен по специально проложенной здесь дорожке.
Именно крепостные сооружения когда-то дали название самому городу: в переводе с арабского al-mahsan означает "укреплённый" (хотя, как часто это бывает, есть и другие версии, но мне лично "восточная" нравится больше). Конечно, сегодняшние стены уже далеко не мавританского происхождения, но потребность в укреплениях после реконкисты не исчезла: Альмасан ещё долго находился на неспокойной в то время границе между Кастилией и Арагоном, несколько раз переходил от одной Короны к другой, и только в 1375 году после подписания здесь же мирного договора между двумя королевствами окончательно стал кастильским.
Кстати, коль уж разговор коснулся памятных событий, связанных с историей Альмасана, то надо отметить, что именно здесь в 1158 году был учреждён Орден Калатравы, сыгравший заметную роль как в сражениях реконкисты, так и в политической жизни Кастилии, а потом и Испании, в последующие столетия. Здесь же в 17 веке скончался известный испанский писатель и драматург Тирсо де Молина.
На фоне однородной в целом стены выделяется круглая башня 12 века, прозванная в народе Rollo de las monjas - ройо (что это такое, я уже много раз писал в этом рассказе) монахинь - поскольку неподалёку расположен монастырь клариссинок.
Река Дуэро теперь уже далеко под нами:
Из семи основных ворот 13 столетия, ведущих в город через крепостные стены, в Альмасане сохранились трое. На восточной окраине города возвышаются Рыночные ворота (Puerta del Mercado), обрамлённые мощными квадратными башнями:
А вот они же с другой стороны:
Несколько похожи на них Ворота кузнецов (Puerta de los Herreros), расположенные на противоположном конце старого города, их башни не менее монументальны, но имеют круглую форму:
Ещё одним входом в средневековый город были небольшие ворота (в испанском языке они называются словом postigo, что означает что-то вроде "дверцы" или даже просто "прохода") Архангела Михаила (Postigo de San Miguel):
Безусловным центром Альмасана является главная площадь Пласа Майор, к которой радиусами "стекает" большинство городских улочек. И мы тоже держим курс по направлению к ней.
Интересные часы, напоминающие - думаю, со мной многие согласятся - скворечник :
Романский портал бывшей церкви Сан-Висенте, считающейся старейшей в Альмасане, но сильно пострадавшей во время наполеоновского нашествия. Сейчас здесь находится одноимённый культурный центр:
Небольшая уютная площадь Санта-Мария:
Ещё одна старая церковь:
Вид на исторический центр со стороны нового города:
Ну а теперь, без лишних вступлений и предисловий - вперёд, на площадь Пласа Майор, где есть много интересного, но главное её "блюдо" - это, конечно же, она сама :
Интересно, что на площади растёт одинокое дерево. Не знаю, случайность ли это или так и было задумано - но главным элементом городского герба, который мы видим тут же на балкончике местного айюнтамьенто, тоже является дерево (дуб). Так что в любом случае получилось очень символично .
Здесь находится и самая важная историческая достопримечательность Альмасана - романская церковь Архангела Михаила 12 века:
Конечно, за свою долгую историю она претерпела многие изменения, и больше всего в глаза бросается явно более современная верхняя часть восьмиугольной башни-колокольни:
Венчает шпиль человечек, похожий на рыцаря в доспехах (снизу, кстати, он почти совсем не различим):
Самое красивое внутри церкви - свод купола, несущие конструкции которого причудливо пересекаются, образуя многогранную звезду:
Ещё один вид на церковь Сан-Мигель - на фоне гроздей цветущей белой акации:
Другой значимый памятник старой архитектуры города на Пласа Майор - ренессансный дворец городских сеньоров из рода Мендоса (Palacio de los Hurtado de Mendoza):
Напротив дворца установлен памятник уроженцу Альмасана Диего Лайнесу - ближайшему сподвижнику основателя Ордена иезуитов Игнатия Лойолы, ставшего после него вторым генералом Ордена.
Лайнес имел столь большой авторитет в католическом мире, что после смерти очередного Римского папы некоторые кардиналы предлагали ему папскую тиару, но Лайнес от неё отказался. Этот эпизод сиволически запечатлён на постаменте памятника:
А вот и "трамплин"-мирадор, о котором я уже писал и который показывал со стороны - путь к нему ведёт через арку в городской стене.
Что касается панорам отсюда, то они, признаюсь, несколько вторичны по сравнению с теми, что мы уже видели раньше, проходя вдоль стен со стороны Дуэро. Самое интересное здесь - это возможность увидеть боковой фасад дворца Мендоса, обращённый к реке и украшенный аркадной галереей:
А вид на мирадор на фоне зелёных окрестностей со стороны церкви получился довольно красивым:
Одна из ведущих на Пласа Майор улиц проходит через ещё одни средневековые ворота, название которых можно перевести как Городские (Puerta de la Villa). Уже в 1886 году они были надстроены башней с часами, которая видна из разных точек города, отовсюду - по-разному, но неизменно эффектно:
Именно Городские (или Часовые, как их стали называть) ворота стали, пожалуй, самым тиражируемым брэндом Альмасана - от названия магазинчиков и хостела до этикеток на упаковках даров местных земель:
От главной площади через Puerta de la Villa красиво виднеется неоклассический фасад часовни Иисуса (Ermita de Jesus):
Уже от часовни последний раз оглядываемся в сторону Пласа Майор. Она, конечно же, уже скрылась за домами, а вот Городские ворота заслонить очень сложно.
За пределами исторического центра находится уцелевший фасад разрушенного монастыря Богоматери Милосердия (Convento de la Merced). После всеиспанской дезамортизации 1835 года он был заброшен, а впоследствии буквально разобран: его камнями вымостили окрестные улицы и тротуары. А между тем, именно здесь провёл последние годы жизни, умер и был похоронен монах Габриэль Тельес, более известный как поэт и драматург Тирсо де Молина.
На монастырском портале уцелел герб Ордена Мерседариев (от слова Merced - Милосердие), которым и принадлежала обитель:
Вообще разной геральдики на улицах Альмасана можно встретить довольно много:
Вот, пожалуй, и всё, что я хотел рассказать о городке Альмасан, после которого наше путешествие из "Старой" Кастилии плавно перетекает в "Новую" - Кастилию-Ла-Манча. Мы едем в Сигуэнсу, посетить которую я мечтал очень давно.
<=============== СИГУЭНСА ===============>
И вновь мы в пути, и вновь за окнами "фирменные" кастильские пейзажи: долины и равнины, порой - с небольшими холмами, зелёные, жёлтые, коричневые... И только вереницы ветряков нет-нет, да вносят хоть какое-то разнообразие в монотонность таких ландшафтов:
Или вот такие здания вокзалов небольших городков, построенные в стиле кастильских особняков эпохи ренессанса:
**********
Назвать городок Сигуэнсу (Siguenza), расположенный сравнительно недалеко (по испанским расстояниям, конечно) от Мадрида, иначе, чем потрясающим, я просто не могу . Мой взгляд уже давно был направлен в его сторону, и я рад, что действительность полностью оправдала мои самые оптимистические ожидания. Так что я с чистой совестью могу рекомендовать его в качестве одного из основных вариантов радиальных выездов из Мадрида наравне с Авилой и Толедо (Сеговия, на мой взгляд, в этом плане всё же остаётся безусловным лидером), которым Сигуэнса если и уступает, то совсем немного, а кое в чём и превосходит: например, другого подобного собора в "примадридье" (включая толедский) я просто не знаю.
Первое, что бросается в глаза в Сигуэнсе - это её супертуристичность. Правда, сей факт совершенно не портит впечатления, а, скорее, даже наоборот. Я много раз писал, что есть города, которые оживлённая туристическая "движуха" украшает, как шарики и гирлянды - новогоднюю ёлку; из примеров "навскидку" могу привести французский город-остров Мон-Сен-Мишель или испанскую Сантильяну-дель-Мар. А есть, наоборот, такие, что по-настоящему раскрывают свою "душу" (естественно, оба варианта абсолютно субъективны, но ведь таковым является и весь авторский рассказ по определению) только в тишине пустых улиц и одиночестве - к подобным в Испании я могу отнести, скажем, Льянес, Монельс, Санта Пау... Так вот Сигуэнса - это город туристов, и это делает её весёлой и радостной .
Например, мы почти сразу попали на свадьбу в соборе. Толпа и без того весёлого народа ожидала молодых на небольшой площади перед главным фасадом, а уж что началось, когда новобрачные вышли "к людям", и передать страшно . В конце концов крики поздравлений и музыка были поглощены взрывами (очень не детскими) фейерверка, и всю площадь заполнил густой дым:
Вообще я не являюсь сторонником фотографирования людей крупным планом, но если по какой-то причине мне хочется сделать это, обязательно спрашиваю позволения. Вот и эти весёлые музыканты оказались в кадре исключительно "по согласию" и позировали с явным удовольствием:
Но в этот тёплый солнечный вечер (кстати, предпоследний весенний) народ веселился не только на свадьбе. Все уличные столики кафе в центре были заполнены) улицы тоже совсем не пустовали - это очень сильно контрастировало со всеми остальными городами нашего нынешнего маршрута, спокойно и рано отходящими ко сну. Не помню уже как, но мы умудрились познакомиться с какой-то парой из Австралии, долго о чём-то говорили, потом они приглашали нас "по пиву" ближе к вечеру, но мы были вынуждены отказаться, поскольку следующей ночью нас ожидал хоть и прямой, но априорно бессонный перелёт домой, и в наших планах было пораньше лечь спать. Впрочем, дождаться сумерек и вечерней подсветки мы были просто обязаны, и вот что из этого получилось:
Главных достопримечательностей в Сигуэнсе две: это великолепный монументальный романский (в основном) собор и не менее мощная крепость, предательски павшая жертвой коммерциализации и открывшая свои неприступные ворота иноземцам и прочим пришлым гостям, попутно поменяв гордое имя "кастильо" на бытовое "парадор" :
Кстати, своим сегодняшним видом крепость обязана всё тому же легендарному кардиналу Мендоса, которого я уже не раз упоминал в этом рассказе - могущественнейшему главе кастильской церкви, прозванному «третьим королём Испании» за своё влияние на Католических королей Изабеллу и Фернандо. Он преобразовал построенную ещё в 12 веке (впрочем, в свою очередь - на основе арабской алькасабы) крепость в епископскую резиденцию, коей она служила аж до середины 19 века. По его же велению перед главным входом был сооружён защищавший его мощный барбакан - привратное укрепление с двумя высокими круглыми башнями.
Внутри крепости-парадора находится (вход туда свободен и открыт для всех желающих) большой внутренний двор, в котором жители близлежащих домов могли укрыться в случае нападения неприятеля. В центре двора - колодец, снабжавший водой обитателей крепости.
Крепость расположена в самом высоком месте города, и подъём к ней довольно чувствительный. Но именно здесь сосредоточено наибольшее число самых интересных мест, сооружений и просто уголков Сигуэнсы, многие из которых сохранили свой средневековый антураж. Вот машины только порой сильно мешают...
Вот одна из самых старинных площадей города - Тюремная (plazuela de la Carcel), когда-то бывшая главной и носившая имя Пласа Майор. Здесь устраивались рынки и располагались главные городские светские учреждения: старое айюнтамьенто, зернохранилище, тюрьма и постоялый двор с солнечным названием posada del Sol.
Ещё одна небольшая площадь, сохранившая дух Средних веков, на которой находится дворец маркизов Бедмар, более известный как Дом Донсела (Casa del Doncel):
Донсел - это не имя, не звание и не чин, в переводе с испанского - это молодой выходец из знатного рода, дворянский сын. Но в Сигуэнсе слово "донсел" стало собственным - так прозвали здесь Мартина Васкеса де Арсе, состоявшего на службе первого герцога Инфантадо в городе Гвадалахара и ставшего знаменитым уже после своей смерти - благодаря собственной могиле в соборе Сигуэнсы, считающейся шедевром испанской готики (фото из "Википедии").
Дом Донсела в том виде, как мы его видим сегодня, был построен в 15 - начале 16 веков. Ныне он принадлежит университету города Алькала-де-Энарес, и в его стенах находится музей, который нам было интересно посетить ради подобных экспонатов (не все хорошо получились на фото ):
Из окна верхнего этажа открываются красивые виды на крыши города и собор:
В этих же кварталах находятся старинные церкви 12 века - Сан-Висенте и св. Иакова (Сантьяго), у которых сохранились романские порталы:
В церкви Сантьяго ведутся основательные работы, но вход в неё открыт:
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Испания » Провинциальная Испания:Сория и окрестности (2 Кастилии,Наварра,Арагон)