Провинциальная Испания: Сория и окрестности (две Кастилии, Наварра и Арагон)
Тудела - Олите - Тарасона - Агреда - Сория - Калатаньясор - Эль Бурго де Осма - Берланга де Дуэро - Мединасели - Альмасан - Морон де Альмасан - Сигуэнса - Гуадалахара
<========== Предисловие перед поездкой ==========>
Кажется, что ещё совсем недавно (и где-то так оно и есть: прошло-то всего меньше трёх месяцев) я очень настороженно относился к своей предстоящей поездке в Марокко - слишком уж я привык к "старой доброй" Европе за последние 6 лет. Но случилось невероятное: проведённая там неделя перевернула все мои представления и снова вознесла на самый "гребень волны" мою любовь к Востоку, не просто подзабытую, но, казалось, если не похороненную, то надёжно замороженную под многолетним слоем европейских впечатлений. И риторический, но совсем не шуточный для меня вопрос "как ехать на Восток после Европы" обернулся совсем другой стороной: "как возвращаться в Европу после Востока ?" . Соборы вместо мечетей, колокольный звон вместо азанов - смогут ли они опять занять в моей душе то место, которое безраздельно принадлежало им ещё несколько месяцев назад ? Какими мне покажутся каменные Тарасона и Сигуэнса после ослепительно живописных приморских Эсуэйры и Эль-Джадиды ?
Ситуация обстояла тем сложнее, что первой под поднявшуюся волну "восточного последействия" попадала именно Испания - страна, владевшая моим сердцем на протяжении последних лет. Более того, на кону стояла не просто очередная поездка, а моя старая мечта, маршрут, привлекший меня очень давно и ждавший своего часа почти 5 лет (первоначально он был запланирован ещё на май 2011 года, но почти в последний момент заменён на "путь Сантьяго") ! Станет ли он новой яркой страницей наших путешествий или окажется в тени марокканских впечатлений - этот вопрос, признаюсь, мучил меня до самой поездки .
В том числе и по этой причине "дорожная карта", хотя её основа была понятна давно, менялась многократно. Очень уж хотелось (а после Марокко - в особенности) не просто "Испании", а таких мест, которые потом действительно будут вспоминаться с придыханием. Самые большие сомнения вызывала Тудела - чем больше я изучал её, тем больше убеждался, что кроме собора меня туда особо ничего не влечёт . Но она всё-таки удержалась в маршруте: во-первых, благодаря тому же собору, не "проходному", а совершенно серьёзному, каких и в самой Испании далеко не везде можно увидеть. А во-вторых, Тудела оказалась просто идеальной "точкой входа" в регион - менее двух часов от Мадрида на поезде, да ещё по недорогим билетам какой-то там промо-акции .
К сожалению, по ряду, скажем так, наших внутренних обстоятельств, начальный маршрут всё-таки пришлось урезать - и не в лучшую сторону, вычеркнув из него несколько лакомых местечек, названия которых я сейчас даже произносить не хочу, чтоб лишний раз не истекать слюной желания и слезами сожаления . Получившееся уже не было тем, что я мог бы назвать маршрутом моей мечты, подобным прошлогоднему каталонскому, но что делать - мы не строим свою судьбу, мы лишь проживаем её, и если мои ангелы задумали всё именно так - кто я такой, чтобы спорить с ними ?
Мы очень давно не были в Кастилии - ранее моей любимой области Испании (только в конце позапрошлого года Арагон, если не подвинул её, то встал рядом на равных, как когда-то его знаменитый король Фернандо рядом с ещё более знаменитой Изабеллой Кастильской), поэтому сейчас (напомню, что этот небольшой раздел я пишу до начала путешествия) мне вдвойне любопытно: какой я увижу её на этот раз ? Не покажется ли она мне излишне однообразной после увиденных уже после неё приморских Каталонии, Майорки, Валенсианы и бискайских "северов" ? И не останутся ли кастильские ландшафты в тени феерических пейзажей Верхнего Арагона ? Впрочем, всему своё время. Мы едем в Кастилию не за морем, не за горами и вообще не за пейзажами - за нашим любимым "средневековьем": соборами, монастырями, крепостями и прочим антуражем "каменных городков". А уж как раз ими этот регион богат в изобилии - собственно, потому и привлёк наше внимание очень давно, одним из первых во всей Испании. Так что, хочется надеяться, всё сложится .
Впрочем, Кастилией наше путешествие не ограничится. Так уж причудливо сложилась география маршрута, что он, будучи довольно компактным, пролёг по территории трёх основных исторических испано-пиренейских королевств (кроме португальского): Кастилии, Наварры и Арагона. Ну а в соответствии с современным административным делением Испании - аж по четырём, поскольку заключительный отрезок пути прошёл ещё и по "пятнистой" Кастилии, которая Ла-Манча.
Итак, уже завтра мы вылетаем !
<========== Первые впечатления ==========>
Более двух лет мы не были в Мадриде. Собственно, он сам перестал интересовать нас очень быстро: не наш это город, совсем не наш. Ни по своему духу, ни по достопримечательностям, ни по той исторической эпохе, которую он олицетворяет . Ну да и ладно: я не сторонник идеи, что город надо "завоёвывать", как женщину и ждать, когда он соизволит повернуться к тебе "передом", слишком много в мире прочих интересных мест ждут (а некоторые, к сожалению, так и не дождутся - я реалистично оцениваю свой возраст ) своей очереди, чтобы тратить время на сомнительное ожидание неизвестно чего. Так что Мадрид вновь стал для нас - и спасибо ему за это ! - удобной логистической базой на одну ночь (сказать "ночлежкой", вроде, грубовато, но по сути так оно и есть ).
Впервые мы ехали из аэропорта на автобусе-экспрессе: после последних подорожаний метро перестало быть безальтернативно-удобным вариантом. Те же 5 евро, но ещё и с пересадками, да и по времени получается заметно дольше, а при позднем прилёте (особенно когда утром предстоит ранний подъём) каждые 15-20 минут имеют значение, пусть и не самое решающее. Тем более, что ночью (а 11 вечера уже можно так назвать) экспресс домчался до центра намного быстрее своего штатного графика. Прошло всего каких-то 20 минут, а за окнами уже яркими освещёнными пятнами показались узнаваемые силуэты: Пуэрта-де-Алькала, почтамт, фонтан Сибелес... А оттуда уже и до Аточи, где автобус делает последнюю остановку, "финаль де траэекто" (совсем ночные идут только до Сибелеса) - рукой подать . Равно как и отсюда до нашего отеля, в который успеваем ещё до полуночи. Когда-то, несмотря на поздний час, мы по приезду всё равно выпирались на небольшую прогулку - вдохнуть "испанского воздуха", посмотреть, пусть и чисто символически, храм Дебод, площадь Испании или Пуэрта-дель-Соль. Но такого энтузазизма уже нет - спаааать.. . Тем более, что наш утренний поезд отходит уже в половину восьмого.
*****
Основной критерий при выборе отеля для меня - его расположение. Уже потом во внимание принимаются и цена, и рейтинг, и отзывы, и мелкие бытовые детали - но в конце концов, мы уже давно пришли к общему выводу, что если отель не пляжный, то самое главное в нём - кровать и наличие собственной ванно-туалетной комнаты с горячей водой. А вот местонахождение отеля - это момент ключевой, и тут правильный выбор позволяет выиграть немало времени за счёт исключения ненужных перемещений, а заодно и сэкономить немножко (пустячок, а приятно ведь ! Да и не такой уж порой и пустячок получается, особенно на двоих ) евро-баксов. В Мадриде мы ночевали совсем недалеко от Аточи, так что с утречка пораньше притопали на вокзал абсолютно своим ходом и буквально за несколько минут (дольше было здание вокзала обходить ).
А вот уже и наш поезд подали - направлением на Памплону, но туда нам пока не надо, наша остановка - первая: Тудела, или, если полностью - Тудела-де-Наварра, поскольку в Испании есть ещё две Туделы, не особо заслуживающие внимания, помимо простого упоминания.
Пейзажи вокруг Мадрида - не просто неинтересные. Не буду оригинальным, назвав их вслед за намного более, нежели я, известными путешественниками однообразными, унылыми и тоскливыми . Что к югу - в направлении Гранады и Севильи, что к западу - к Касересу, что на север - к Леону и Бургосу, что на восток - к Куэнке. Единственная действительно красивая дорога, которую я видел в этих краях, ведёт по небольшим горам к Авиле. Наш новый путь тоже не стал исключением, хотя какое-то время глаз цеплялся за довольно живописные холмы, большая часть которых, к сожалению, находились не с нашей стороны, а когда я наконец-то догадался поискать свободные места у противоположных окошек, всё самое красивое уже закончилось .
Зато как приятно было ехать, имея "за спиной" (а точнее - на горизонте) благоприятный прогноз погоды ! С огромной вероятностью нам, как минимум, в ближайшие несколько дней обещали исключительно солнечную и переменно-солнечную погоду, и только на 4-5-й дни в неопределённой перспективе серело облачко с небольшими дождями. Кстати, и на этот раз давно полюбившийся мне прогнозный сайт http://www.tutiempo.net показал себя просто безупречно, выдавая точнейшие предсказания даже в почасовом режиме .
*****
Получилось так, что последнее время мы путешествовали по Испании в основном на машине, а выезды из Барселоны были очень локальными. Так что уже около 2-х лет мы, по сути, не имели дело с местным общественным транспортом, работа которого за это время сильно изменилась, и совсем не в лучшую сторону . Прежде всего это касается точности соблюдения графика движения: если до недавнего времени я постоянно выделял в этом смысле именно испанские поезда и автобусы, приводя их в пример даже швейцарским и немецким, то в этой поездке мы столкнулись с хроническими и повсеместными задержками. Уже самый первый переезд из Мадрида до Туделы на пусть не скоростной, но довольно скорой "Альвии" принёс опоздание почти на 15 минут (при том, что в пути не было ни одной остановки) ! Да и дальше было не лучше: задерживались поезда, не приходили вовремя автобусы, а один из рейсов "Альсы" просто куда-то "потерялся", хотя отменён он не был, и билеты на него продавали (на промежуточной станции) за 15 минут до гипотетического отправления ! В целом (не считая "пропавшего" автобуса) эти опоздания были не слишком большими (минут 10-15), и будь это в какой-нибудь Италии, я бы даже не обратил на них внимания, но для испанского транспорта, по которому я практически привык сверять часы, это выглядело более, чем странно...
Впрочем, с практической стороны все вышепомянутые транспортные недоразумения на наш маршрут, слава богу, не повлияли: слишком размеренным он получился, со всевозможными запасами и тут, и там, и посередине. И в целом мы не столько спешили к очередному транспорту (честно говоря, такой ситуации в этом путешествии вообще не было ни разу), сколько маялись в его ожидании, посмотрев всё, что было можно, не только по второму, но, порой, и по третьему разу. Ну а там, где ситуация позволяла, перебирались в новое место досрочно, намного раньше, чем предполагалось. И даже в итоге включили в программу дополнительный, не запланированный изначально город.
Так что 15-минутное опоздание в Туделу стало лишь предметом незлобных бурчалок, дежурно полагавшихся по такому поводу. И мы, ступив (впервые для себя) на землю Наварры, абсолютно никуда не спешили, тем более, что вселяться в отель явно было ещё рано.
Но - нас заселили, и это в 10-то утра ! Кстати, с этим нам вообще жутко повезло - из трёх ранних прибытий в разные отели все 3 раза номера уже были готовы - ещё одна мелочь из разряда очень приятных "пустячков" .