А теперь из средневекового центра, где раньше находился сокафедральный собор св. Петра, перенесёмся в центр сегодняшний - на главную площадь Пласа Майор (любопытно, что пока мы не въехали в Кастилию, площадей с таким названием, супертрадиционным в Испании, нам не встретилось ни в одном городе).
Пласа Майор в Сории оставляет двоякое впечатление - а, в принципе, она и есть очень "двуликая": одна её половина состоит из вполне современных домов, зато другая выглядит очень исторической. Сравните:
и
В здании "Народного собрания" (Casa del Comun) - нечто вроде городского правления, состоящего из простых горожан (то есть людей незнатного происхождения), где хранились "святая святых" - Фуэрос, дарованные городу, располагается "Арка рогов" (arco del Cuerno), через которую на площадь выпускались быки во время коррид, проводимых на Пласа Майор до середины 19 века:
Вот отсюда, видимо, и выбегали на "арену" быки:
Напротив них на площади возвышается "Львиный фонтан" (Fuente de los Leones), который прозвали "путешественником" ("viajera"), поскольку за свою не слишком долгую историю (его соорудили в конце 18 века) он сменил несколько местоположений, успев постоять и на склоне холма, где ранее находилась крепость, и в парке-аламеде Сервантеса, а с недавних пор переселившись на Главную площадь Сории.
Львы, как водится, плюют на змей, ну а змеи - уже куда получится:
Рядом с Casa del Comun расположена церковь Богородицы Iglesia de Santa Maria la Mayor - очень старая (12 века), но в силу простоты фасада почти не привлекающая взгляд. Уже в начале нашего, 21, века были демонтированы несколько домов, прилегавших к ней со стороны площади.
Интересно, что если приглядеться, на выходящем на Пласа Майор фасаде храма можно увидеть несколько замурованных окошек. Это было сделано в 1739 году по приказу тогдашнего епископа, который заметил, что некоторые священники через эти окна подглядывают за происходящими на площади боями быков.
Самым же примечательным элементом фасада церкви Богородицы является её строгий, почти аскетичный портал в романском стиле. Любопытно, что он не является "родным" и когда-то служил северными воротами, но после реконструкции здания был перенесён на это место.
А вот малозаметный снизу, но очень интересный герб с изображением пяти котелков на одном из выступов здания церкви.
Подобная символика принадлежит Кальдеронам (Calderon) - очень известному и древнему испанскому роду. Вообще существует несколько родов Кальдеронов: происходящие от арагонского короля Санчо Рамиреса, берущие начало в Кантабрии и некоторые другие. Какие из них имеют отношение к Сории, я не знаю, но именно местным Кальдеронам церковь Богородицы обязана своим сегодняшним названием. Первоначально она носила имя св. Эгидия, иногда называемого Сен-Жилем (в Испании - San Gil), но в 16 веке внутри неё была построена новая главная часовня (Capilla Mayor), в которую перенесли фамильный пантеон семьи Кальдеронов (они же финансировали изготовление ретабло для часовни). Ну а поскольку покровительницей этого знатного рода считалась Богородица, вся церковь получила имя Nuestra Senora la Mayor, или Santa Maria la Mayor. Так что деньги и власть в очередной раз сделали "погоду в доме", даже если этот дом - Божий. Какие уж тут фотографии...
Чуть правее от входа в церковь расположена скульптура, изображающая юную жену поэта Антонио Мачадо (его имя в Сории считается одним из местных брэндов, существует даже отдельный туристический маршрут по местам, связанным с его недолгим пребыванием в городе) Леонор. Здесь, в церкви Богородицы, состоялась их свадьба, и здесь же, всего через 3 года, прошли похороны Леонор, которой было всего 18 лет - она умерла от туберкулёза.
Наиболее старинным на Пласа Майор выглядит здание Palacio de la Audiencia - Дворца Правосудия (или Приёмов, поскольку слово Audiencia можно перевести на русский язык по-разному). Оно действительно является старым, хотя свой нынешний вид приняло только в 18 столетии, а часы на нём появились ещё позже. Иногда его называют старой ратушей (Ayuntamiento antiguo), поскольку до 1769 года здесь располагались городские власти.
А вот сегодняшнее айюнтамьенто с 1897 года размещается во Дворце Двенадцати семейств (или родов, тут уже чисто стилистические тонкости перевода) - Palacio de los Doce Linajes.
На фасаде здания можно увидеть рельеф, напоминающий циферблат часов, только вместо цифр на нём изображены гербы 12 знатных аристократических семейств, проживавших в средневековой Сории.
В целом же главная площадь Сории красива, но ощущения средневековья, как и сам город, она не вызывает. Равно как и какого-то особого сердечного трепета и восторга (таких площадей в этой поездке вообще практически не было, за исключением, пожалуй, Сигуэнсы и, отчасти, Мединасели и Альмасана).