Замечательно Вы пишите! Понравился Олите, у меня, правда, дворец вызвал ассоциации с алькасаром в Сеговии)) Сколько ушло времени на осмотр Олите?
Провинциальная Испания:Сория и окрестности (2 Кастилии,Наварра,Арагон)
Сообщений 21 страница 30 из 79
Поделиться222015-06-11 20:50:42
дворец вызвал ассоциации с алькасаром в Сеговии
Совершенно верно
Каркассон, Сеговия и замок Диснея - вот 3 ассоциации
Сколько ушло времени на осмотр Олите?
Волею расписания мы были там 4.5 часа, последние 40 минут - уже на вокзале, не вытерпели. Последние полчаса до этого - маялись
Так что 3 "чистых" часа - это за глаза (если без перекусов). Если не "рыть", не "копать" т не "вылизывать" - 2.5 от силы.
Поделиться232015-06-13 19:50:33
<=============== ТАРАСОНА ====================>
В любом самом крутом путешествии, сколь бы интересным оно ни получилось в целом, всё равно есть места, понравившиеся больше других. Места, которые поражают, от которых замирает сердце, которые не хочется покидать и которые потом вспоминаются с особой теплотой. В этой поездке таковых оказалось 3, но «самым-самым», «хитом N1» стал городок Тарасона (Tarazona), не слишком хорошо известный даже в самой Испании. К примеру, когда уже значительно позже, на вершине холма у крепости в Берланго де Дуэро, мы разговорились с очередным (сколько же мы их повидали на этом маршруте !) путешествующим велосипедистом с Майорки и рассказали о тех местах, которые уже посетили, название Тарасона просто ввело его в ступор . Он даже достал свой навигатор и принялся отыскивать её на карте, делая ошибку за ошибкой при вводе имени этого городка.
Но как бы то ни было, хорошо известна Тарасона или не очень, она, на мой взгляд, является настоящей, не побоюсь этого штампа, «жемчужиной», для меня – масштаба всей Испании в целом. Возможно, она немножко не дотянула, чтобы стать 7-м городом в моём общеиспанском «хит-параде», но в десятку лучших я её включаю без всяких сомнений. И ставлю очередной «плюсик» собственной интуиции: ещё 5 лет назад она стала одним из «столпов» предполагаемой поездки по этим местам и, одна из немногих, не подлежала никаким сомнениям при многочисленных редактированиях маршрута.
Тарасона – потрясающий во всех отношениях город . Она живописна, она атмосферна, она очень интересна и, наконец, она очень уютна – а это я могу сказать далеко не про каждый город. К примеру, такие города, как Толедо, Гранада, Сарагоса, Кадис, Леон, Кадакес - безусловно, интересные, хотя каждый по-своему, но вот уютными я их назвать не могу. А Тарасону – запросто. Её улицы и кварталы – как мягкий комфортный диван, который принимает в себя, обволакивает и не хочет отпускать. А уж по числу интересных достопримечательностей и просто уголков Тарасона не уступит многим общеизвестным и общепризнанным грандам.
Тарасона стала единственным арагонским городом в нашем маршруте. За «географией» мы, конечно, не гнались, но так уж сложились исторические границы испанских королевств, что почти прямой путь из Наварры в Кастилию пролёг через острым выступом «вторгшийся» в их земли кусочек западного Арагона, на котором как раз и примостилась Тарасона.
Чем же мне так понравилась Тарасона ? Хотя, что к людям, что к городам наше отношение очень часто зависит от вещей, которые нельзя ни объяснить, ни рассказать, ни измерить, с Тарасоной (хоть вышеупомянутые «Х-факторы» здесь тоже имеют место быть) в этом плане мне будет проще. Прежде всего, Тарасона – просто очень красивый город. По её центру протекает речка Кейлес (та самая, которую спрятали в недра Туделы при строительстве там Площади Фуэрос), и именно она, с перекинутыми через неё многочисленными мостиками и в сочетании с нагорными кварталами на заднем плане, образует по-настоящему живописнейшие виды:
Вообще в Тарасоне красивы не только панорамы, но и многие местечки и уголки в самых разных частях города:
И уж, конечно же (по крайней мере, для меня), украшением любого места являются аисты. Не скажу, что их здесь так много, как, к примеру, в Эльзасе и Эстремадуре или в относительно соседнем Альфаро, но уж точно больше, чем в предыдущих наваррских городках вместе взятых:
Поделиться242015-06-13 19:52:33
Условно Тарасону можно разделить на «нижнюю» (вдоль реки Кейлес) и «верхнюю» (на склоне холма) части. Нижняя в целом покрасивее, верхняя – поатмосфернее и постарее, но сказать однозначно, что одна их них лучше другой, я не возьмусь. Обе они хороши по-своему, и обе, дополняя друг друга, и образуют то чудо, имя которому – Тарасона. Но коль уж я начал с видов, сделанных «снизу», давайте сначала пройдёмся именно здесь.
Кроме просто красивых видов в Тарасоне много достопримечательностей, которые я называю «отдельно стоящими» (в отличие, скажем, от обобщённого «исторического центра» - это, конечно, здорово, но порой хочется полюбоваться чем-то конкретным, а не просто совокупностью старых кварталов, интересных своей историчностью, но не всегда радующих глаз, а иногда и, скажем честно, утомляющих своей монотонностью). Например, местное айюнтамьенто середины 16 века – самое красивое из тех, что я видел в Испании:
Остаётся сожалеть, что верхний фриз, проходящий по длине всего здания, находится так высоко: его рельефы настолько разнообразны и интересны, что хотелось бы рассмотреть их вблизи: подробно и вдумчиво. А изображает фриз во всех подробностях процесс коронации короля Карла V как императора Священной Римской Империи, имевшей место в 1530 году в Болонье. Объясняется такая тематика тем, что после смерти Карла (а строительство айюнтамьенто началось как раз в это время) во всей Испании набирал силу процесс его восхваления и возвеличивания, что находило отражение в самых разных сферах жизни, в том числе - и в искусстве. Этим же объясняется то, что в центре здания поместили герб Карла V, и только по бокам от него - гербы Арагона (слева), и самой Тарасоны (справа).
Другие рельефы на фасаде айюнтамьенто представляют аллегорические фигуры, изображающие Справедливость и Мудрость (по обе стороны от входа), и трёх мифологических персонажей, которые, как утверждают предания, были причастны к основанию города: Геркулеса, Какуса (сын бога Вулкана и, соответственно, внук Юпитера) и Самсона (хотя некоторые считают, это это библейский Тубалкаин - потомок Каина, считающийся первым кузнецом на земле).
А вот красивейшая аркада наверху здания, хотя в это очень трудно поверить - настоящий новодел . Она была создана во время последней реставрации айюнтамьенто в 1968 - 1973 годах по образу и подобию галереи цистерцианского монастыря Веруэла (Monasterio de Santa Maria de Veruela) и даже включает в себя гербы его настоятелей.
Первое, что вспомнилось мне при виде этой...хмм...скульптуры - строчка из песни Высоцкого "А ну, отдай мой каменный топор !" . Но, конечно, надеяться на то, что в провинциальной Испании так хорошо знакомы с творчеством нашего классика, не стоит - и это, скорее всего, ещё одна импровизация на тему основания города кем-то из героев древних мифов, тем более, что держит данный троглодит нечто похожее на герб Тарасоны.
Очень любопытна старая арена для боя быков, представляющая собой некий жилой «кондоминимум» - нечто подобное я видел только в итальянской Лукке, но там здания всё же были построены вокруг бывшего римского амфитеатра, след которого уже давно простыл, а тут – практически жилой дом в форме «тореодрома», любой олигарх обзавидуется…
Его история достаточно любопытна: всё началось с того, что в конце 18 века восьми непростым (среди них были землевладельцы, производители вина, владельцы текстильных мануфактур, к тому же пятеро из них занимали посты в городской мэрии) жителям Тарасоны захотелось халявы . Они предложили городскому совету построить круглый дом, квартиры в нём сдавать в аренду (а им самим выделить их бесплатно), а в центре проводить корриды и местные праздники. Поскольку, как я уже сказал, "просители" обладали немалым весом, решение было принято, и всего за 2 года (1790-1792) проект был реализован. Во время представлений новый чудо-дом мог вместить 5500 зрителей - и это при том, что всё население города составляло тогда всего 9000 человек ! Чисто утилитарно этим попутно ставилась задача разгрузить плотно заселённый центр Тарасоны и таким образом расширить границы самого города.
Обратите внимание: даже флюгер выполнен "в тему": в виде быка:
Дом-арена имеет симметричную 8-гранную форму, единственным исключением его однообразной конструкции является "Городской дом" (Casa de la Ciudad), особым образом ориентированный по солнцу и превосходящий высотой остальное сооружение. Охватить одним кадром "арену" невозможно даже в панорамном режиме - слишком плотно она окружена другими зданиями. Так что показать её можно лишь вот так: кусочно-фрагментарно:
Впрочем, на одном из снимком с выстоты старого города «тореодром» всё же получился вполне целостно:
Корриды проводились здесь почти 100 лет, пока в 1870 году ни была сооружена новая - большая и современная - арена. Ну а старая продолжает существовать и во многом выполнять своё предназначение: в ней живут, арендуют офисы, а внутри периодически устраивают концерты, музыкальные спектакли и прочие общественные мероприятия. А в 2006 году даже провели корриду !
Отредактировано savl (2015-06-14 10:11:35)
Поделиться252015-06-13 19:54:02
Маленькая, но красивая церковь "Богородицы у реки" (Iglesia de la Virgen del Rio) была построена в 17 веке специально для образа Богоматери, чудесным образом найденного на берегу реки Кейлес:
Монастырь св. Франциска был основан в 13 веке, как гласит легенда - самим Франциском Ассизским, когда он во время паломничества в Сантьяго-де-Компостелу проходил через Тарасону в 1214 году. Однако подобные предания, как правило, являются лишь красивыми историями, да и первое упоминание о монастыре датируется уже 1270 годом. Зато точно известно, что именно здесь в 1495 году кардинал Хименес де Сиснерос, будущий Великий инквизитор Испании и духовник королевы Изабеллы Кастильской, при личном присутствии Католических Королей был посвящён в сан архиепископа Толедо - главный духовный чин Испании тех времён. Сегодня значительную часть монастыря занимает Языковая Школа (Escuela Oficial de Idiomas), а его крыши и башни облюбовали аисты.
***********
Главной же достопримечательностью Тарасоны (кроме, конечно, самого пресловутого «городского ансамбля») является собор Богородицы Catedral de Nuestra Señora de la Huerta – совершенно потрясающий, что снаружи, что внутри . Те, кто читает мои рассказы, уже знают, что соборы, в основном – готические – одна из главных моих «фишек» в любом путешествии (кроме восточных стран, разумеется). Так что повидал я их достаточно, в том числе – и в Испании. И собор Тарасоны реально запомнился и не просто не затерялся среди прочих, но и занял очень почётное место.
Любопытной особенностью собора, совсем не характерной для Средних веков, является то, что он располагался не только не в центре города, а и вовсе за пределами городских стен. Историки объясняют это стремлением построить собор на "намоленном" месте, где когда-то располагались более ранние храмы.
Другой отличительной чертой тарасонского собора является его "офранцуженность": он считается самым ярким примером влияния французских традиций готической архитектуры во всей Испании. Предполагают, что его проектировщики были французами или учениками французских архитекторов. И уже совсем уникальным явялется сочетание "чистой" готики со стилем мудехар, который был привнесён в облик собора во время реконструкций, произведённых на рубеже 15-16 веков. Особенно наглядно он проявился в колокольне, которая строилась на протяжении всего 16 столетия.
Уже в 18 веке к собору был пристроен новый портал с небольшим атриумом в барочно-ренессансном стиле:
Соборные интерьеры сразили наповал - и это несмотря на значительную "примесь" барокко, ренессанса и прочих подобных стилей, которые я не люблю. Мощнейшие колонны, монументальные узорчатые крестовые перекрытия, изящные декоративные аркады, великолепные готические гробницы - всё это как по отдельности, так и в совокупности оставило колоссальное впечатление. А уж купол изнутри - это совсем что-то потрясающее ! Легла на глаз и общая цветовая гамма: этакая серебристо-серо-бежевая, на фоне которой позолота арок, замковых камней и алтарных украшений смотрелась просто изумительно .
Поделиться262015-06-13 19:55:32
Каменная крестильная купель:
Кафедра:
Изумительные по проработке мелких деталей рельефные гробницы:
Среди прочих капелл выделяется часовня св. Андрея (Capilla de San Andres):
Единственное, что разочаровало в соборе - это клуатр. Никакой он, прямо скажу... Это яркий пример того типа реставрации (а она продолжалась тут почти 30 лет до недавнего времени), которая, может, и спасает конструкции, но полностью губит их душу (яркий пример обратного - айюнтамьенто, о чём я писал чуть выше). А уж застеклённые аркады - это вообще нечто, даже вспоминать не хочу, чтобы не расстраиваться...
Зато башня средокрестия, под которой находится купол, отсюда видна идеально:
Ну и сами галереи - "ни рожи, ни кожи", как на Руси говорилось, прости, господи, за такое сравнение... То, что единственная доступная для посещения галерея превращена, по сути, в выставочный зал - это ещё полбеды. Хуже то, КАК именно это сделано и во что она превращена теперь . И если не поднять взгляд наверх, на действительно прекрасные готические своды - в жизни не понять, что находишься в клуатре одного из самых монументальных соборов Испании...
Узорчатые окошки в стиле мудехар, конечно, красивые, но не спасают они общую ситуацию, да ещё опять-таки застеклены...
Главный фасад собора (если таковым считать тот, который находится напротив алтаря, поскольку сам собор ориентирован не строго по оси "запад-восток", а, так сказать, по диагонали), в отличие от бокового, прост, если не сказать - невыразителен.
Поделиться272015-06-13 19:56:23
А теперь наберёмся сил и терпения и начнём карабкаться (совершенно буквально) на холм, где сохранилось больше всего старых сооружений средневековой Тарасоны и где располагался еврейский квартал – худерия (juderia). Здешние улочки – каменные, неровные, запутанные – обладают совершенно особым «ароматом» и переносят оказавшегося здесь путешественника если не в Средние века, то уж точно – в достаточно далёкие времена; недаром испанский писатель 19 века Густаво Адольфо Беккер назвал Тарасону "маленьким арагонским Толедо". И бродить по ним – одно удовольствие (если б только не надо было – о-хо-охо ! – периодически взбираться всё выше и выше).
Зато и панорамы «нижнего» города отсюда открываются красивейшие, не хуже тех, что были «снизу вверх». Буквально «на ладони» (иногда штампы действительно точно отражают картину) оказываются и собор, и чаша старой арены, и извилистая лента реки Кейлес:
Поделиться282015-06-13 19:57:21
Почти на самом высоком месте Тарасоны, в историческом квартале Синто расположена старейшая из сохранившихся в городе церквей, посвящённая Марии Магдалине (Iglesia de Santa Maria Magdalena), сооружённая в конце 12 века (но серьёзно перестроенная впоследствии). Именно её 42-метровая колокольня, видимая, как маяк, почти из любого места нижнего города, стала своего рода символом Тарасоны. Правда, сама башня не столь древняя - свой сегодняшний вид она получила в результате реконструкций 15 (именно тогда ей придали характерные черты стиля мудехар) и 17 столетий.
Другая церковь с высокой башней в стиле мудехар - св. Архангела Михаила (Iglesia de San Miguel Arcangel):
Одной из наиболее часто упоминающихся достопримечательностей Тарасоны являются так называемые висячие дома (casas colgadas). В принципе, нечто подобное в том или ином виде можно увидеть во многих городах Испании, а самые известные из них расположены в Куэнке, где они стали главным брэндом города (правда, увидев их там, мы были разочарованы: нет, зрелище, конечно, эффектное, но вот "висячесть" их оказалась несколько преувеличенной). Тарасонские касас кольгадас "свисают" тоже весьма относительно: их задние фасады просто немного выступают за уровень крепостной стеной (на которой они и находятся) над расположенной внизу худерией:
В висячих домах обитали отнюдь не бедняки - их владельцами были представители достаточно знатных городских семей.
Ещё один значительный памятник позднего средневековья "верхней" Тарасоны - епископский дворец. В конце 14 века тогдашний городской епископ приобрёл здание мусульманского алькасара, в котором устроил свою резиденцию. Правда, масштабный процесс реконструкции сооружения затянулся на века - аж до середины 16 столетия. В 1591 году король Филипп II проводил в этом дворце заседание кортесов. Кстати, по прямому назначению епископский дворец использовался до 2006 года, после чего в его стенах был организован музей.
Небольшой по ширине (в соответствии с особенностями нагорного рельефа) главный фасад украшен как бы прилепленным к нему вертикальным порталом в форме ретабло, не соответствующим общему облику здания (я бы даже назвал его инородным телом).
Сейчас во дворце проводятся реставрационные работы, но музей функционирует, а вход в него является бесплатным (правда, предлагается сделать произвольное пожертвование). Внутри интерес представляют небольшой ренессансный дворик (именно его вид сейчас в наибольшей степени страдает от реставрации), зал епископов, чьи стены украшены портретами всех епископов в истории Тарасоны по образу папской галереи в Сикстинской капелле Ватикана, и большой купол:
Из верхнего зала с застеклённой аркадой главного (выходящего на нижний город) фасада открываются очередные прекрасные панорамы:
Даже висячие дома сейчас находятся ниже нас (при большом увеличении):
А сам фасад дворца и его аркады лучше всего видны из "нижнего города" (на фото он возвышается на самом верху в центре):
Поделиться292015-06-13 19:58:14
На одной из узких улиц нагорного квартала можно легко пройти мимо, не заметив, основательного барочного фасада бывшей церкви св. Атилано (Iglesia de San Atilano), освящённой в честь уроженца Тарасоны, занимавшего в 10 веке пост епископа епархии Самора и считающегося покровителем города. В наше время в её стенах проводятся культурные мероприятия.
На фасаде ангелочки держат каменный герб Тарасоны:
***********
Единственным минорным пятнышком (и всё равно совсем не пятном !) на впечатлениях от Тарасоны стала вечерняя подсветка, точнее, как и в Туделе, полное её отсутствие . Вечерело, смеркалось, колокольни собора и церкви Марии Магдалины всё больше погружались в темноту неба, а ожидаемых огоньков - хоть каких-то - всё не было . Наконец, перефразируя строки из лучшей книги всех времён и народов, "тьма накрыла город... и пропала Тарасона, как будто не существовала на свете". Но ничего, кроме "дежурного" уличного освещения, отражавшегося в реке, так и не загорелась. Не было даже горизонтальной подсветки мостов, хотя лампы для этого там точно имелись. Может, конечно, стоило подождать ещё - но этого мы делать не стали, тем более, что вечера в конце мая здесь были очень даже прохладными (да и дни совсем не жаркие - рубашка с короткими рукавами, брошенная в последний момент в сумку "на всякий случай", так и осталась невостребованной), и пошли собирать вещи к утреннему отъезду.
Поделиться302015-06-14 19:24:23
savl,
какие интересные места Вы показываете! Спасибо!
Tarazona очень заинтересовала. Внесла в свой "лист ожидания".