Доброго всем дня, друзья !
В моей жизни бывало всякое: и чему посмеяться, и над чем поплакать. Но в чём я точно считаю себя счастливым человеком - так это потому, что не имею дачи . Во-первых, деревенская жизнь - не для меня в принципе . А во-вторых, в моей системе жизненных ценностей одно из самых главных мест занимает свобода. А о какой свободе можно говорить, если ты лучшую часть года дважды в неделю должен (вынужден, обязан) независимо от погоды, настроения, желания тащиться "на задворки империи" и обратно в пробках и "тянучках" ? Неее, дачники, конечно, заслуживают уважения за свои труды и фанатизм, но влиться в их стройные ряды я не захотел бы ни за какие коврижки...
К чему это я ? А к тому, что дачникам, при всех прочих минусах, неведома проблема "что делать в длинные выходные", которые "партия и правительство" с поразительной упёртостью устраивают нам, как минимум, дважды в год . Нет, можно, конечно, "покреативить" на диване, планируя новые поездки - занятие, безусловно, важное и полезное, но тоже требующее перерыва и разнообразия. Вот такой "переменкой" и стали для меня с недавних пор коротенькие поездки в ближние и средние (км этак до 300-400) окрестности Москвы, ибо далеко и дорого мотаться по России желания, если честно, уже давно не возникает никакого. Да и намотался в своё время - от Эстонии до Забайкалья и от Абхазии до Камчатки...
Первой, можно сказать, "испытательной" поездкой подобного рода для меня стало новогоднее посещение Владимира. Не могу, конечно, сказать, что полученное удовольствие сравнимо с последействием от Испании, Мальты или совсем недавнего Марокко, но и жаловаться тоже грех: в меру любопытно, в меру красиво, ну и навыкам путешественника какая-никакая тренировка: "местность" изучить, маршрутик грамотный составить, правильную логистику найти . Так что основы традиции оказались заложенными, и следующим на очереди стал древний (хотя 900 лет - древность относительная, но всё же) Переславль-Залесский, входящий в "Золотое кольцо" России даже по самой ограниченной версии, включающей в него всего 8 городов).
По сравнению с Владимиром Переславль (который, кстати, когда-то был ПереЯславлем, но со временем "я" упала-пропала) - настоящая деревня. Говорю это без малейшего уничижительного оттенка, просто констатируя факт. Центра города, в том смысле, который мы обычно вкладываем в это понятие, здесь практически нет, а основные местные достопримечательности разбросаны на достаточно большой отдалённости друг от друга. Впрочем, если не делать ставку на Синий камень, часовню Крест и ботик Петра I, то картина вырисовывается вполне пешеходная, так что сюда без проблем можно ехать своим ходом - на автобусе, который идёт от московского Щёлковского автовокзала всего около 3-х часов.
А вот отношения с железной дорогой у Переславля не сложились. Хотя за его историю было несколько попыток привести сюда поезда. Первый подобный проект возник ещё в 19 веке, но в дело вмешался текстильный король города М. Борисовский, который, опасаясь конкурентов со стороны, так умело подкупил всех, кого только можно - от инженеров до чиновников, что железную дорогу проложили аж в 25 километрах от Переславля . Вторая попытка почти состоялась в самом конце 20 века, когда группа энтузиастов выкупила часть грузовых узкоколейных путей в районе села Купанское, ставшими ненужными после прекращения массовой добычи торфа. В течение более 10 лет по так называемой "Переславской железной дороге" регулярно ходили пассажирские поезда по маршрутам Переславль—Купанское и Купанское—Кубринск, а несколько раз в год - ретро-поезда с паровозами из фондов Переславского железнодорожного музея. Однако затея, видимо, оказалась убыточной, а может, энтузиазм поиссяк, но в 2003 году по решению самих же владельцев железная дорога была закрыта, а рельсовый путь разобран почти полностью. Кстати, в Википедии я нашёл любопытное фото местного поезда:
Не правда ли, если б не стоящая на фотографии дата, снимок вполне можно было бы отнести к какому-нибудь 1919 или 1946 годам ?
Переславль-Залесский вытянулся вдоль трассы, ведущей от Москвы к Ярославлю (правда, основная автострада М8 его огибает), и всё самое интересное здесь тоже находится недалеко от неё, это хорошо видно на карте:
Однако при всей относительной компактности их расположения и полезности пеших прогулок ноги тоже стоит поберечь. И лучший помощник в этом - местный автобус N1, который идёт от переславской автостации мимо монастырей в южной части города, через исторический центр, окружённый остатками старых валов, и сворачивает вправо, немного не доезжая до самого северного из монастырей - Никитского. Автобус ходит очень часто (примерно каждые 10 минут) с большим количеством остановок, так что почти всегда есть возможность выйти если не прямо напротив нужного вам места, то уж на расстоянии от него не более 5 минут пешего хода. Цена проезда, кстати, совсем смешная по "городским" понятиям - всего 10 рублей (даже во Владимире, помнится, было 16), а оплата производится водителю при выходе через переднюю дверь (заходить в автобус можно в любую).
Переславль-Залесский был основан в 1152 году Юрием Долгоруким (так что "по отцу" его можно считать братом Москвы) как Переяславль-Новый, поскольку в то время на Руси уже было два Переяславля - Киевский (ныне Переяславль-Хмельницкий в Украине) и Рязанский (сейчас - просто Рязань). Позже его стали называть Залесским (имея в виду, что от главных городов Киевской Руси его отделяли леса), а в 15 веке после исчезновения буквы "я" город окончательно получил своё сегодняшнее имя. Само же слово "Переяславль" примерно означало "победоносный" (как, кстати, и Каир - Аль-Кахира - на арабском языке), поскольку происходило от древнерусского выражения "переять славу", то есть победить, одержать победу над кем-то.
В биографии Переславля выделяются 2 главных исторических события: здесь в 1221 (или в 1220) году родился самый знаменитый князь древней Руси Александр Невский, а в конце 80-х годов 17 века на расположенном на городской окраине Плещеевом озере была создана петровская потешная флотилия, ставшая прообразом русского военного флота.
Если Владимир - город соборов (да, их там всего 2, но таких, что украсили бы любую европейскую столицу), то Переславль - город монастырей. Их там целых 5 (правда, один из них уже не действующий, но весь антураж в нём сохранён). Но начну я свой небольшой рассказ не с них, а с самой живописной части Переславля-Залесского - бывшей Рыбной слободы, расположенной вдоль обоих берегов реки Трубеж возле места её впадения в Плещеево озеро.
Рыбная слобода - не просто красивое, но во многом символичное для Переславля место. Ведь именно здесь, в Плещеевом озере, испокон веков ловили рыбу, сделавшую город известным по всей Руси - ряпушку. Право на её отлов было высочайше пожаловано только местным рыбакам, каждому из которых выделялось по 21 метру береговой линии для забрасывания неводов. В обмен на такую привилегию переславцы должны были поставлять рыбу к царскому столу, да не абы как, а по "нормативам": сначала - 33600 рыбёшек в год, потом - 60000. Реально же годовые поставки превышали несколько сотен тысяч ряпушек. Надо отметить, что отношение к озёрной фауне совсем не было чисто потребительским: в 1674 году сам царь Алексей Михайлович (отец Петра I) запретил на 2 года лов ряпушки для сохранения и увеличения её популяции, а после этого приказал ловить её только неводами с большими ячейками, дабы "пузатая мелочь" могла спокойно подрастать и размножаться.
Значимость рыбного промысла была столь большой, что именно ряпушка (2 золотые рыбки, расположенные в "положении 69" ) заняла видное место на гербе Переславля-Залесского - под владимирским львом, олицетворявшим административное подчинение города Владимиру. Уже в советские времена Переславль вошёл в состав Ярославской области, льва с герба убрали, а вот ряпушки остались .
В самом устье реки Трубеж на берегу Плещеева озера высится красивая церковь Сорока мучеников, построенная в 1755 году на средства двух московских купцов.
Полукругом вокруг церкви расположена очень небольшая городская (единственная более-менее обустроенная) приозёрная набережная:
*****