Перед самым Новым годом, 30 декабря, занесло нас во Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства.
Помимо основной экспозиции там всегда много интересных выставок. Нас привлек английский фарфор .
Музей расположен в комплексе зданий – памятнике архитектуры конца XVIII-XX веков. По имени прежних владельцев москвичи называют эту старинную усадьбу «Домом Остермана».
Со второй четверти XVII века загородная усадьба принадлежала боярам Стрешневым, а в 1783 году перешла по наследству графу Ивану Андреевичу Остерману. В конце XVIII века главный усадебный дом, перестроенный по проекту неизвестного архитектора, видимо принадлежавшего кругу М. Ф. Казакова, приобрел вид, близкий современному. В 1796 году братья Иван Андреевич и Федор Андреевич Остерманы передали свой титул и фамилию внучатому племяннику Александру Ивановичу Толстому, прославившемуся в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии. Дом А. И. Остермана-Толстого, пострадавший в пожаре 1812 года, долго не восстанавливался, и в 1834 году был продан Святейшему Синоду для размещения здесь Московской Духовной семинарии.
В начале 1840-х годов здание было восстановлено и расширено по проекту А. Ф. Щедрина, а в 1885 году по проекту П. Е. Баева к правой галерее был пристроен двухэтажный корпус епархиального общежития.
В 1918 году здание было национализировано и передано в распоряжения ВЦИКа. После Великой Отечественной войны в нем разместился Президиум Верховного совета и Совет Министров РСФСР. В 1920–1930-е гг. в доме останавливались приезжавшие на съезды Советов делегаты. Отсюда и название улицы, на которой стоит особняк, — Делегатская.
История здания связана с именами многих выдающихся российских деятелей. Здесь бывали Александр I, митрополиты Платон, Филарет, Тихон, поэт Ф.И. Тютчев, в советское время — В.И. Ленин, Н.С. Хрущев, М. Горький.
В 1981 году здание было передано Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства, открытому для посетителей 21 июля 1981 года.
Комплексный билет на все выставки и основную экспозицию обошелся в 320 руб.
К сожалению, на всех выставках фотографировать категорически запрещено. Поэтому заранее приношу извинение за качество снимков (из под полы и телефоном).
Выставка "Непревзойденный Веджвуд" продлится до 1 февраля 2015 года.
В Белом зале музея площадью более шестисот квадратных метров представлены произведения из собрания Музея Леди Ливер (Ливерпуль), ранее не покидавшие пределы страны, а также уникальные и редкие экспонаты из коллекций Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской Галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, из дворцов-музеев Москвы и пригородов Санкт-Петербурга (Царского Села, Павловска, Петергофа, усадеб Останкино, Кусково, Коломенское).
Идея выставки – продемонстрировать на примере впечатляющего опыта Джосайи Веджвуда важность инновационного мышления в области искусства, науки и предпринимательства. Посетители выставки получили возможность увидеть оригинальные образцы безупречного вкуса, высокого качества, элегантности и стиля произведений фирмы Веджвуд, которые будут показаны в Москве впервые.
Экспозиция объединяет свыше пятисот предметов высокой художественной работы: фарфор, ювелирные изделия, образцы мебели и костюма, произведения живописи и графики XVIII–XIX вв. В числе уникумов представлены фарфоровые пласты с живописью художника-анималиста Джорджа Стаббса. Кроме того, на выставке можно увидеть одно из самых совершенных воспроизведений Веджвуда в черной базальтовой массе знаменитой Портландской вазы (античный римский оригинал в технике цветного стекла, принадлежал семье Барберини, герцогам Портландским, ныне – в Британском музее). Еще одним уникальным экспонатом из коллекции Музея Леди Ливер является шедевр позднего творчества Томаса Гейнсборо – «Портрет герцогини Кумберлендской», поражающий виртуозностью исполнения, изысканностью цветовой гаммы и благородством модели – одной из самых неповторимых красавиц той эпохи. В российский собраниях находится всего лишь одно творение мастера.
Создатель произведений керамического искусства Джосайя Веджвуд был одновременно художником, изобретателем и предпринимателем, продукция Веджвуд стала символом английской культуры и образцом стиля. Его предпринимательские способности и личные качества привели к созданию процветающего бизнеса, а поддержка влиятельных людей помогла в формировании бренда, который и по сей день неразрывно связан с понятиями «превосходный вкус» и «английские традиции».
Предметы из знаменитого сервиза «Зеленая лягушка» Екатерины II, состоящего почти из тысячи предметов. Екатерина, никогда не бывавшая в Англии, заказала сервиз с самыми известными зданиями Англии, особенно настаивая на том, чтобы изображены они были с большой точностью.
Два овальных медальона с портретами Екатерины II и Петра I (уникальность фарфоровых пластов и медальонов объясняется их размерами и сложнейшей технологией изготовления)
Следующая выставка, о которой хотелось бы рассказать, занимает всего лишь небольшой зал. Но оказалась занятной и очень интересной.
«Безделушки. Такие нужные ненужные вещи»
Выставка предметов домашнего обихода конца XIX – начала XX вв. из собрания Елены Лаврентьевой и других коллекционеров.
Выставка будет открыта до 8 февраля. Эта необычная новогодняя выставка дает возможность всем любителям путешествовать во времени попасть в один день конца XIX – начала ХХ века, где гости музея могут узнать интересные и забавные истории о предметах, которые теперь совсем забыты. Еще сто лет назад эти безделушки не казались диковинными: копоушка, щипцы для снятия нагара со свечи, паж для трена, дорожная песочница, щетка для чистки гребней, метелочка для шляп. Сейчас они вполне могли бы стать экспонатами «музея редкостей».
Каждый из разделов выставки обыгрывает соответствующую комнату «барского» дома: кабинет с письменными принадлежностями, набором перьев и чернильницами; дамский будуар со столиком и предметами для рукоделий, шатленами и пажами для трена. Кухня и гостиная проиллюстрированы теркой для миндаля и вилками для лобстера, машинкой для чистки яблок и ножами-лопатками для сыра «Stilton». В разделе развлечений показаны наборы для карточных игр, шахматы и бильбоке, а косметические принадлежности представлены щипцами для гофрирования волос и копоушками, приспособлениями для бритья, слуховыми аппаратами и зажимами для усов.
Прогуливаясь по выставочному залу, посетители попадают из кабинета в спальню, из ванной комнаты – на кухню и в гостиную, где представиться выбор угадать предметы по их внешним признакам или же узнать их описаниям, которые несут в себе выдержку из воспоминаний современников или литературных произведений.
Разнообразие предметов, эволюционировавших и дошедших до наших дней или оставленных в стороне техническим прогрессом и культурными изменениями, раскрывает детали не только обыденной жизни, но и праздничных событий. Именно бытовые предметы сопровождают человека в течение всей жизни и становятся своего рода свидетелями.
И пара фот с выставки "Магия кукол".
Там как раз проходила экскурсия для группы школьников. Экскурсовод рассказывала про каждую куклу и демонстрировала ее возможности.
Помимо экскурсовода в зале оказалось еще двое сотрудников музея и мне было сделано вежливое, но жесткое предупреждение по поводу фотосъемки.
Поэтому еще одно фото и все...
Выставка будет проходить до 8 февраля.
Кукла — одно из интереснейших явлений в истории мировой культуры. Мечта создать куклу, которая могла бы оживать, двигаться и говорить, будоражила воображение людей на протяжении тысячелетий. Сочетания красивой и выразительной формы, звука и движения были так привлекательны, что уже в эпоху античности люди стали создавать первые звуковые автоматы, а развитие механики и, особенно, часового производства позволило проектировать и совершенствовать их механизмы.
В ХVIII–ХIХ веках появляются механические куклы или многофигурные композиции, где каждая кукла исполняет свою роль. Механические куклы мастерских Жаке Дро, Вокансона, Маярде, Виши и других копировали пластику живых людей, удивляя и поражая зрителей невероятным сходством своих движений. Эти куклы с фарфоровыми лицами и руками, в одежде из дорогих тканей, со сложными механизмами и музыкальными приспособлениями в корпусе или подставке не были предназначены для детских игр, они служили развлечением для взрослых. Куклы изображали людей, занятых каким-либо делом: девушек, играющих на музыкальных инструментах; африканцев, курящих сигары; поваров, готовящих разные блюда; танцующих циркачей или музыкантов. К концу ХIХ века куклы «научились» говорить, для этого внутрь помещался миниатюрный фонограф. Теперь кукла могла говорить достаточно долго, что принесло ей оглушительный успех.
Занимательность, изящество оформления, трогательность и грациозность движений, «живой» звук музыкальных механических кукол и театров — все эти качества до сих пор пленяют зрителей и коллекционеров. Поэтому на протяжении ХХ века механики и художники создавали новые модели кукол-автоматов, а сегодня по образцам ХIХ — начала ХХ веков успешно собирают из старинных деталей, антикварных тканей и кружев старинных кукол-автоматов, способных радовать и умилять зрителей.
Коллекция Давида Михайловича Якобашвили формировалась долгие годы и состоит из уникальных произведений отечественного и мирового искусства. Каждый предмет в коллекции прошел сложный путь реставрационных работ высочайшего профессионального уровня. История создания коллекции «музыкальной механики» тесно связана с известным коллекционером Билле Линдвале, который всю жизнь посвятил собиранию старинных механических музыкальных инструментов и автоматов. В 2004 году Давид Якобашвили принял в дар более 400 музыкальных механических «занимательных аппаратов». С этого времени начался отсчет «новой эпохи» в истории коллекции.
Интерьеры постоянной экспозиции. Вот где наконец-то можно снимать (но без вспышки).