☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆ МАССАФРА ☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆
Как же нам повезло в свое время с Ирой! Сколько нового, интересного за время нашего знакомства она нам показала-рассказала...
Никакие путеводители, никакой интернет не заменит такого гида, по совместительству и местного жителя, и уже нашего друга! Ирина и в знакомых нам местах не перестает удивлять, а уж в новых...
В этот, "Ирин", день мы побывали в двух городах, в местах, непохожих на другие.
Сначала мы поехали в Массафру. Туристам, как мы поняли, этот город еще малоизвестен, а если известен, то точно не так популярен, как некоторые другие.
Но, может, оно и к лучшему!
Приехали мы в Массафру с целью посмотреть пещерные церкви и росписи в них.
Город расположен между гравинами – скалистыми оврагами, в которых есть пещеры, как природного происхождения, так и появившимися в результате человеческого труда.
И эта скально-пещерная культура с ее памятниками относится к VIII-XVI вв., когда люди как раз адаптировали пещеры и скалы для своего проживания – создавали поселки с церквами и монастырями.
Фотографий самого города у нас совсем не много. Историческая его часть выглядит также, как и во многих других, по средневековому и с извилистыми улочками.
Реставрировать пещерные церкви начали относительно недавно, но даже в те, которые сохранились в хорошем состоянии, не так-то просто попасть.
Самостоятельно туда вообще не пройдешь, нужно на месте договариваться с гидом, что мы и сделали в информационном пункте для туристов.
И вот мы с Ирой и еще одна пара туристов (французы? не помню!) посетили три таких церкви.
Идя по городу, увидели довольно большое количество лестниц, ведущих вниз
Внизу как раз много жилищ – бывших пещер. Сооружая их, жители одновременно добывали строительный материал для более обеспеченных горожан, которые из этого камня строили обычные дома.
Это мы пришли к первой церкви – Св.Леонарда. Под обычным, жилым домом - пещерная церковь. Сейчас она, получается, находится в городе, но до середины XX в. ее окружали оливковые рощи.
Сохранность фресок – поражает. На открытом воздухе – и так все сохранилось.
Датировать фрески искусствоведы могут очень условно, может X в., может XII…
Гид рассказывает нам об алтарях, о значениях жестов на фресках, о значении цветов
За нашей спиной – калитка, которая обычно закрыта на замок, это я повторяюсь, что просто прийти сюда нельзя. Все вот такие объекты сейчас охранятются.