- А сколько народов живет в Кении ? - спросила я Джошуа, когда мы выехали из Найроби.
- Более 20, - ответил гид - И об одном их них я хочу вам рассказать, потому что сейчас мы направляемся в Масай Мара - землю, на которой они жили много веков.
Масаи одно из племен, населяющих север Кении и юг Танзании. Никто не знает их точного количества, но предполагают, что их около миллиона. Около 500 лет тому назад они поселились на территории сегодняшних заповедников Серенгети и Масай Мара. Но в 20 веке, с образованием заповедников , масаи не только потеряли земли, но и не смогли договориться с государством о компенсации и своей доле от туристического бизнеса. Единственно, что сегодня приносит им хоть какой то доход - они охраняют территорию кемпингов и лоджей от непрошеных животных и развлекают туристов своим пением, незамысловатыми танцами и знаменитыми прыжками на палках.
1. СЕМЬЯ
И сейчас это племя продолжает жить так же , как и в предыдущие века. Масаи ассоциируют себя с хозяевами саванн - львами, и их уклад подобен львиному - самцы отвечают за охрану территории и оплодотворение самок, а последние - за пропитание и воспитание потомства. Поэтому часто можно встретить группу мужчин-масаев, отдыхающих или беседующих в тени деревьев в то время, когда женщины носят дрова, готовят еду, воспитывают детей, строят хижины и т.п.
Масаи - многоженцы. 5-8 жен - это нормальная масайская семья . Но и женщина выходит замуж не только за своего мужа, а за всю возрастную группу. Дети при этом принадлежат мужу и считаются его потомками.
2. ЖИЛИЩЕ
Они живут небольшими сообществами из 4 -5 семей . Дома в деревне масаев располагаются в виде кольца . На деревянный каркас хижины кладется коровий навоз. В жару он затвердевает и не пропускает воду. В их хижинах нет окон, а очаг располагается внутри, рядом с постелями из шкур животных. Несмотря на то. что средний рост масая 175 см, их хижины не выше 1,5 метров. Каждые 3-4 года , когда пастбища истощаются, племя переходит в другое место. Дома строят в основном женщины. Они же во время переходов, когда не хватает вьючных животных, несут на спинах и каркасы хижин. Вокруг деревни, строят забор из шестов или колючего кустарника - крааль, чтобы защититься от хищников.
3. КАРЕН БЛИКСТЕН О МАСАЯХ.
В своей книге «Прощай, Африка!» , написанной около 80 лет тому назад, Карен Бликсен писала о масаях:
"Среди туземных племен племя масаи занимает особое место. Они очень памятливы, могут долго чувствовать благодарность за услугу, но и обиду помнят долго. Смотреть на воина-масаи — истинное наслаждение. У этих юношей до крайности доведена некая интеллигентная, особая изысканность, которую мы называем словом «chic» — дерзкая, фантастическая надменность только прикрывает их непоколебимую стойкость и верность своей природе. Этот стиль поведения — не маска и не подражание чуждым образцам; он коренится в глубине их существа, и отображает характер племени и его историю; даже оружие и боевые украшения — такая же неотъемлемая часть их облика, как ветвистые рога у оленя.
Молодые воины масаи — их зовут морани — питаются только молоком и свежей кровью, и, может быть, от этого питания у них такая чудесная, шелковистая, гладкая кожа. Лица, с высокими скулами и резко очерченными челюстями, гладкие, без единой морщинки . У них сильные мускулистые шеи, придающие им грозный вид — такая шея бывает у рассерженной кобры, леопарда или быка. Поражает гармония между этими лицами, мощными шеями, широкими округлыми плечами и удивительно узкими бедрами, тонкой талией и длинными, стройными, сухими ногами — это придает им вид существ, доведенных жестким тренингом до самой высокой степени хищности, алчности, ненасытности.
Масаи никогда не были рабами. Их никак нельзя поработить, их даже в тюрьму не посадишь. В неволе они и трех месяцев не живут, умирают, поэтому англичане установили особый кодекс для масаи — им сроки не дают, а заменяют большими штрафами. То, что они буквально не способны влачить подъяремное существование, поставило масаи, единственный народ туземного происхождения, наравне с аристократами-иммигрантами.
Я не могу не поверить Карен Бликсен, человеку, посвятившему около 20 лет своей жизни народам Кении, но масаи, которых увидели мы, были другими.
Да. Это очень статный, красивый, народ, одевающийся в яркие ткани, на манер римских тог. Они любят украшения и носят их вне зависимости от пола и возраста. Пишут, что масаи - храбрые воины. Не знаю, сражаются ли они с кем нибудь сейчас, но щиты, копья и стрелы, которые мы видели у них в руках, больше похоже на охотничьи, чем на на орудия войны.
4.КОРОВЫ
Огромные стада горбатых масайских коров, похожих на зебу, пересекали наш путь практически ежедневно. По верованиям масаев, бог дождя Нгаи дал скот именно их племени, а все другие народы украли его в прошлом у масаев. Это уверенность в единоличном владение коровами , всегда приносила и приносит масаям много бед, особенно когда они пытаются " вернуть себе свое".
Коровы - это жизнь масаев. Их валюта, их доллары и пиастры, их строительный материал ( понятно из чего они строят свои дома), их пища - мясо редко употребляется в пищу, в основном, молоко и кровь. Коровы - это и приданное, которое передается по мужской линии. Даже количество жен у масая зависит от величины его стада. Чем больше стадо, тем больше жен.
4. МАСАЙСКИЕ МАГАЗИНЫ
Путешествуя, мы заезжали в многочисленные масайские магазины, в которых тоннами выставлены бисерные украшения, поделки из кожи, дерева, ритуальные маски. ( хотя я не уверена, что то, что продается в "масайских магазинах", - это изделия, сделанные руками самих масаев. Часть изделий - это явно работа профессионалов ( и в этом случае речь идет о десятках тысяч долларов), а часть - явно китайские копии.).
5. МОЛОДЫЕ ВОИНЫ, МОРАНИ.
А при въезде в Серенгети небольшая стайка детей, лет 9-12. Они тянули какую то незамысловатую мелодию, но при нашем приближении явно усилили звук и очень старались понравиться нам.
А на следующий день в другой части парка мы увидели молодых моранив. Масайские подростки и юноши, начиная от 12 лет проходят обряд инициаций, посвящение в воины ( морани). Этому предшествует болезненное обрезание. В это время мальчики носят черные одежды и живут в особых поселениях ( маньяттах). Их волосы покрывают охрой, надевают повязку, вешают на пояс меч и выдают острое копье. Когда то перед обрезанием молодой масай должен был убить льва . Сейчас это запрещено, за исключением тех случаев. когда лев нападает на коров или угрожает людям. Воин, убивший такого льва пользуется особым уважением у масаев. Девушкам тоже делают обрезание не смотря на то, что эта процедура находится в Кении и Танзании под официальным запретом. Инициация является большим праздником для всех масаев в деревне.
6. МАСАЙКИ НА ДОРОГЕ.
Они постоянно сидели вдоль дорог, стайки ярко одетых масаек с детьми , продающие сувениры или просто готовые сфотографироваться за отдельную оплату.
6. НАЗОЙЛИВОСТЬ
Часто они бывали настойчивы до назойливости, желая продать свой товар. Они влезали в открытые окна или двери машины, и несколько раз мы вынуждены были закрывать стекла прямо перед их носом, желая отгородиться.
7. МАСАЙСКИЙ ПАСТУХ-МОРАНИ.
В последний день, когда мы покидали Кению и ехали из Амбосели к границе с Танзанией, мы увидели очередное стадо и очередного пастушка, и Феликс захотел поговорить с ним. Мы остановились. Джошуа подозвал мальчика и начал переводить ему вопросы.
Мальчику 18 лет ( хотя он выглядел на 12). Он никогда не учился, пасет коров с 5 лет, У его отца 4 жены и 17 детей. Мальчик уже обручен.
Тут откуда то вынырнули 2 взрослых масая и сразу перевели разговоры на тему об оплате. Джошуа успокоил их. Феликса, как всегда , интересовали социальные моменты . Мы поняли, что в больницы они практически никогда не обращаются, а лечатся у местных " специалистов".
Если человек очень сильно болен или становится немощным его обычно выносят за пределы деревни, а там , звери завершают его земное существование. Кладбищ, как таковых у них нет.
8. УНОСЯТ ОБРАЗ - ПОЛУЧИ ДЕНЬГИ.
Я многократно читала о том, что масаи не любят фотографироваться якобы из-за того, что по их повериям, это отбирает у них силу. Мне кажется, это маловероятным. Выходит, что фотография силу отбирает, а деньги компенсируют? Я думаю, что старейшины племен, увидев, что туристы заинтересованы в ярких кадрах местных народов, убедили всех от мало до велика : уносят твой образ - получи деньги.
9. НЕГОДОВАНИЕ.
Было несколько случаев, когда я фотографировала масаев без разрешения и они начинали вести себя агрессивно. Однажды, мы ехали к заповеднику Нгоронгоро. Кругом были обалденные виды и я снимала безостановочно. В кадр среди прочего попался кусок деревни и стадо. Пастух начал кричать и кидать в машину камни. Но он был далеко от нас, и все это было больше похоже на негодование и устрашение, а не на агрессию.
10. ОНИ ВОЗНИКАЛИ НИОТКУДА
Они возникали неоткуда, стоила нам только притормозить или съехать на обочину для санитарной остановки. Дети и взрослые с пропыленными лицами, пересохшими губами и мы отдавали им бутылки воды, фрукты, взятые с собой в дорогу, а уже ближе к концу и вещи, которые мы знали, что не повезем обратно. В большинстве случаев они хватали это как должное, не всегда благодарили и совсем не всегда соглашались сфотографироваться, рассматривая только деньги, в качестве оплаты за фотографию.
11. ЭКСКУРСИЯ В ДЕРЕВНЮ.
Мы не планировали экскурсию в масайскую деревню, прежде всего потому , что мы не любим "показательные выступления" и еще в прошлом году, путешествуя по джунглям Эквадора , побывав в одной из таких "индейских деревень" приняли для себя решения покончить с этим туристическим аттракционом. Другое дело, путешественники, которые подобно Карен Блисен или Карин Миллер живут среди племени их ежедневной жизнью.
Хочется верить, что у них есть будущее. У тех гордых масаев, которыми их увидела Карен Бликстен - одна из достойнейших женщин 20 века . Хочется верить, что то что увидели мы, это временные изменения в поведении народа, выбитого из обычной среды обитания. Хочется надеяться, что социальные программы Кении и Танзании смогут помочь масайским детям выучиться и получить специальность . И что через какое то время другие, путешественники напишут , как и Карен Бликстен, о гордом, стойком, богатом и верном своей природе народе, - масаях.
-
Отредактировано Norkin (2015-06-09 11:21:25)