Мечта побывать в Скандинавии сформировалась у меня задолго до появления загранпаспорта. Многовековая история, старые города, узкие улочки, много кирпича, короли и королевы, викинги, "Все красное", Карлсон, рай для детей, суровая северная природа - в общем, хочу-не могу. Когда этой осенью растянувшийся на шесть лет процесс получения загранпаспортов неожиданно стремительно завершился, встал вопрос - и куда все же? Когда - не обсуждалось, ближайший отпуск совпадал с каникулами ребенка и приходился на апрель. В Швеции летом были наши друзья и не выражали бурных восторгов, про Финляндию все знакомые хором, вторя путеводителям и энциклопедиям, говорили, что Мумми-дол прекрасен, аквапарки тоже, но о старых городах можно забыть, архитектура скучная. Спрошенный непонятно зачем ребенок твердо заявил - хочу в Леголенд. Их четыре, но перелет в Штаты или получение английской визы меня не прельстили, а из Германии и Дании была в итоге выбрана Дания как страна-первоисточник. Потом в предновогоднем угаре я купила авиабилеты до Копенгагена. Через турфирму забронировала отель, они же помогли получить визы. За несколько оставшихся до поездки месяцев перелопатила некоторое количество материалов, сформировав представление о том, куда едем и что будем смотреть и делать.
Перелет не представлял собой ничего особенного (все быстро, четко, аккуратно, безо всяких очередей, строго по графику, ланч безвкусный) до тех пор, пока самолетик не начал снижаться и вынырнул из облаков где-то над Швецией. Завораживающие пейзажи с высоты птичьего полета, серая гладь Балтийского моря, грандиозный мост, ведущий из Швеции в датский Эльсинор и уходящий двумя концами под воду, торчащие прямо из воды многочисленные ветряные электростанции - красота...
В аэропорту паспортный контроль промелькнул незаметно, а дальше начались трудности:) Отель наш находился там же, где и большая часть отелей Копенгагена - в двух шагах от центрального вокзала. Почему-то мне казалось, что добираться туда надо на метро. Покупка билета на метро быстро поставила нас в тупик. Крон я с собой не брала, а принимать мою карту автомат отказывался категорически. Пункты обмена валюты на глаза не попадались, а карта аэропорта выглядела как-то так, что найти с ее помощью хоть что-то никак не получалось (эти странные датчане настойчиво совмещают на одном плане сразу все этажи, не объясняя, где какой). Ребенок, удрученный первыми же трудностями, собрался впасть в панику. На помощь пришел служитель охраны, на бойком английском объяснивший мне, что карту в автомат надо засовывать только после того, как вид билета выбран и начинают требовать оплату. Впрочем, карта все равно не желала читаться (надо заметить, первый и последний раз). Оставив ребенка и чемодан на попечение охранника, я продолжила поиски обменника, решив все-таки спросить на стойке информации. Обменник был ровно возле стойки. Все хорошо, но 50 евро - это 332 кроны. Три бумажки и пригоршня монет. Бумажки билетный автомат не берет. А монет на один билет надо 36...Охранник вздохнул и отправил меня в кассу...
Вторым пунктом замешательства стало отсутствие в метрополитене станции "центральный вокзал". Вот так - нет и все. На вокзал ходят поезда, S-tog называются. Можно было в него в аэропорту и сесть. А из метро надо пересаживаться. Но пока разобрались...В итоге пересели на станции Norrenport, четверть часа ждали поезда, потому что с перепугу я не поняла, что через Копенгаген центральный идут все ветки, и ждала тот, который в расписании был обозначен как "до центрального вокзала". Ну, в итоге добрались. Пять раз повернув карту вокруг центральной оси и совместив наконец ее с местностью (карта была украдена в аэропорту, там такого добра навалом), нашли дорогу на нужную улицу. Надо, пожалуй, отметить, что на этом наши проблемы с транспортом, общением и ориентацией на местности закончились насовсем. Мы выдохнули и начали наслаждаться жизнью.
Центральный вокзал у датчан хорош. Красно-кирпичный, большущий. Архитектор Хейнрик Венк, открыт в 1911 году.
Весь в статуях. Вот в таких.
Почему в статуях и кто это - выяснить не удалось.
Рядом с вокзалом поражает размерами велосипедная стоянка
Снаружи вокзал выглядит старым и величественным, внутри - вполне современная начинка (отремонтирован в начале 80-х), лифты и эскалаторы (только вот к камере хранения обычная лестница, я об этом в последний день пожалела), платформ несколько десятков, множество расписаний, интуитивно понятно куда смотреть и бежать. Толпы особой не заметили. Несколько автоматов, продающих билеты (очереди нет), касса и где-то здесь же - турбюро, но мы его не стали искать, пользовались тем, что возле Ратуши.
Прямо напротив выхода из вокзала - булочная "Андерсон", где каждый день продают какую-нибудь еду "по мотивам сказки". Мы, впрочем, обходились обычными круассанами с миндалем и корзинками с клубникой. Здесь же перед отъездом прихватили две банки "джема ручной работы" - в подарок родичам - вкусно. Уютное место оказалось.
На задворках вокзала начинается улица, через два квартала приводящая к отелю "Абсалон". Это епсикоп такой был. Основатель города. В центре, недалеко от здания парламента в камне изображен. На коне и с плеткой. А отель скромненький такой, три звезды. Нам, в общем понравилось, только соседи невоспитанные, шумели по ночам. Но мы так уставали, что ребенок отрубался через пять минут после ныряния под одеяло. а я - через десять, на мысли "не пойти ли сделать им внушение".
Чемодан и рюкзак в отель, а сами - скорее гулять по городу.
Первым на нашем пути попался МакДональдс. В Дании половина пятого вечера, в России половина седьмого, ребенок с самого завтрака дома съел только два пакета жевательного мармелада, отказавшись от сендвичей в самолете - пройти мимо любимой забегаловки он не мог. Вход украшает табличка - здесь, мол, в начале 80-х был открыт первый в Европе Мак. "Ого - сказал мальчик - буду хвастаться, что был в первом!". Разочарование наступило очень быстро: ребенок выяснил, что ни картошки по-деревенски, ни его любимых маффинов здесь не дают, а я сначала ужаснулась ценам (средняя стоимость бургера около 200 рублей), а потом обнаружила отсутствие сортира - и загрустила окончательно.
Перекусили - и дальше, к Ратушной площади. На углу ее - здание с теткой, помогающей одеться по погоде: в солнечную она выкатывает из своего окна на велосипеде, а в плохую выставляет зонтик.
Под теткой - термометр. На нем честные +11. Несмотря на это мы ужасно мерзли. То ли влажность высокая, то ли в ветре с залива дело, но все время хотелось надеть шапку и перчатки.
Сама Ратуша нестарая, всего лет сто. Но стилизована под общий средневековый облик старого города. Если встать к фасаду лицом, то слева будут горгульи, сказочные чудовища, похожие на маленьких динозавров. Видимо, охраняют чиновников магистрата.
А справа - двое трубачей с чудными таким вот трубами.
Если верить Андерсену, то когда в Данию придет настоящая беда, эти герольды дунут в трубы и разбудят короля Хокона, который, по мнению сказочника, вовсе не изваян в мраморе в подземелье замка Кронборг, а просто спит там. Проснется - и всех спасет. Хорошо бы.
Андерсен там везде, на каждом шагу просто. Ребенок потребовал сфотографировать его у самого знаменитого памятника, того, что рядом с Ратушей и напротив входа в парк Тиволи. Буду, говорит, ребятам показывать. А то никто не поверит, что я здесь был. Мало ли где эти старые крыши наснимали. А про памятник, говорит, у нас все знают, мы его по чтению проходили.
Сфотографировавшись с бронзовым писателем, двинулись в его музей. Он рядом с герольдами, на улице, которая так и называется: бульвар Г.-Х. Андерсена.
Музей очень-очень детский. Там, должно быть, славно гулять с экскурсией, но русскоговорящих гидов нет, а по-английски ребенок мой понимает слабо. Я, как могла, переводила ему пояснения на табличках, но вообще-то там все расчитано на коллектив детей и совместные игры, отгадывания загадок и раскрывание тайн. Впрочем, Матвею все равно понравилось, хотя мне и казалось, что он такие развлечения перерос. Для русского человека музей непривычный: никаких тебе бережно сохраненных подштанников или первого гусиного пера знаменитого сказочника. Сначала - виды старого Оденсе, родины героя, потом можно заглянуть в окошко мастерской, где маленький Ганс помогает папе тачать сапоги, в следующем зале реконструкция кабинета, где юный Андерсен создает первые творения, за окном шумит канал Нюхавн, на стенах - афиши первых постановок его пьес. Следующий зал рассказывает о путешествиях Андерсена, а затем начинаются сцены из сказок. Мы с удовольствием отгадывали, где что (выяснилось, что ребенок не читал "Диких лебедей", о ужас...), а крысы, требующей паспорт у стойкого оловянного солдатика, даже немного испугались. В общем славно провели полчаса.
Основное достоинство музея - он работает аж до восьми вечера. В Копенгагене это редкое исключение из правил, большинство культурных учреждений чинно затворяют двери в четыре, максимум в пять вечера. По крайней мере, пока не начался летний сезон. Поэтому, покинув музей, мы пошли просто гулять по городу. Начали с пешеходной улицы Строгет, на которой разворачивалось когда-то действие горячо любимой нами сказки "Калоши счастья". Ее мы и вспоминали, двигаясь мимо закрывающихся лавочек, магазинов и прочая. Вскоре улица вывела нас на старую рыночную площадь. В центре ее - фонтан, у которого мы наблюдали сцены вечерней городской жизни: сидят, мирно разговаривают, передают друг дружке сигарету с характерным сладковатым запахом, потом один поднял гитару, начал наигрывать, остальные, не занятые сигаретой, затянули что-то, видимо, веселое.
Милый такой субботний вечер. В университетском квартале. Потому что университет - вот он, повернуть налево, на улицу Norregade, и пройти один квартал. По дороге встретятся две церкви. По левую руку многократно перестроенная церковь Богоматери. Первый храм здесь возвели в 12-м веке, а нынешнее здание появилось на месте сметенного английскими снарядами в 1807 году. Архитектор Хансен. Основательная такая церковь, немножко громоздкая и нелепая, на мой вкус. В центре - она,с полукруглым приделом, слева - часы на башне Ратуши (снято позднее, с Круглой Башни).
[url=http://uploads.ru/9EFVp.jpg]
Внутри гораздо лучше, чем снаружи. Внутри здесь знаменитые 12 апостолов работы датской национальной гордости - скульптора Бертольда Торвальдсена.
На углу напротив церкви - университетская книжная лавка. В подвале - кафе. Граффити у входа так поразило воображение ребенка, что он захотел снять на память.
Дальше, на другой стороне улицы, на углу Norregade и Skt. Peter Strade - старая церковь Св. Петра, место встречи копенгагенских немцев. Очень хотела заманить туда ребенка на органный концерт, по слухам, они там прекрасные (а ребенок об ту пору еще учился играть на органе:) но он не поддался.
Такая впечатляющая готика. Самое старое сохранившееся в городе здание, пятнадцатый век. Тоже многократно переделанное. Не повезло датской церковной архитектуре дважды: сначала многое пострадало в процессе Реформации, потом все, что осталось нетронутым в Копенгагене, добили англичане под предводительством адмирала Нельсона, расстреливавшие город с кораблей. Но кое-что все-таки уцелело и выглядит очень славно
Третья церковь в этом квартале - известная всем детям Круглая башня, с которой ведьма сравнивала глаза собаки, отправляя к ней солдата за огнивом. Круглая башня - это университетская церковь, библиотека и обсерватория в одном здании. Но в тот день мы до нее не дошли, решив, что раз внутрь не пускают (а вход закрывают в пять часов), то нам там сегодня делать нечего. Потрогав камни стен университета и полюбовавшись на неимоверно ушастую статую Нильса Бора, вернулись на Строгет. Пробежались по ней в обратном направлении и нырнули в кофейню у вокзала. Название я позабыла, какое-то кофейное. Сеть по всему центру города, они нас потом часто выручали. Адрес этого - улица Bredgade, если к центральному входу в вокзал встать лицом, то по правую руку, в двух шагах. Кофе нам не хотелось, мы, изрядно продрогнув, мечтали о чае. Выяснилось, что, хотя официанты и говорят по-английски довольно охотно, слова "tea-pot" и "kettle" им незнакомы. А чай заваривают в больших стаканах, опуская в них шарик-ситечко с чайными листами. Очень вкусно получается.
На этой теплой ноте наш первый день в Дании завершился. Дальше - обстоятельнее...