Почему Гойя уехал в Бордо и как он прожил в эмиграции последние годы своей жизни - интересная тема. К сожалению, мне почти не удалось найти реальных фактов по этому поводу. Только картины, написанные там, короткие воспоминания друзей и фильм "Гойя в Бордо".
Правда, фильм «Гойя в Бордо» - не о жизни Гойи в Бордо, а о том, как её представляет довольно добрый режиссёр. Все ужасы остались в прошлом. Они не стёрлись из памяти Гойи, но, благодаря режиссёру, несколько сгладились и стали не такими ужасными.
Два действия постоянно меняют одно другое на протяжении всего фильма. Картины, возникающие в памяти Гойи, чередуются со сценами из его нынешней жизни.
Как я уже сказала, это фильм – интерпретация режиссёрских представлений о жизни художника. Его не следует смотреть, если вы хотите узнать какие-то факты биографии Гойи, или о том, как художник жил в городе Бордо. Бордо как города, кстати, там почти нет. Во всяком случае, я не помню никаких (внятных) уличных сцен. Жизнь Гойи показана, так сказать, inside – обитание внутри дома, семейные и дружеские отношения, воспоминания.
ИМХО, этот фильм не для широкого просмотра, он требует определённой заинтересованности и душевного настроя. И, наверное, он будет хорош, если вы (как я) хотите пофантазировать на тему «был ли Гойя счастлив в последние годы своей жизни».
Режиссёр считает, что Гойя в Бордо был скорее счастлив, чем наоборот. Его отношения с близкими людьми (Леокадией, Росаритой, другом) непростые, но очень тёплые (с обеих сторон). Можно прийти к выводу, что близкие его любили, а он, несмотря на капризы, брюзжание и раздражение, был привязан к ним и благодарен за заботу и любовь. На протяжении всего фильма Гойя не раз произносит фразу «Если бы не вы, я не знаю, что бы со мною было».
Любопытно, что Леокадия в фильме показана как-то вскользь. А Росарита вполне отчётливо. Много сцен общения Гойи с дочерью. Он учит её рисованию, передаёт своё мастерство и мудрость. Она заботится об отце, ухаживает, учится у него и слушает его. Отчасти воспоминания из прошлой жизни – рассказ Гойи, адресованный дочери. В общем, после Гойи главная героиня в этом фильме – Росарита.
Любопытный кадр из фильма. Гойя и Росарита на фоне «Молочницы из Бордо». Странно, что «Молочница» повёрнута в другую сторону.
Кстати, по поводу прототипа «Молочницы». Мне встречалось три версии. «Молочницу» Гойя писал: с Леокадии, с Росариты, с какой-то реальной молочницы.
Если судить по тёплому чувству, проявление которого можно заметить на картине, вероятнее всего верны первые две версии. Трудно предположить, что теплота вызвана любовью Гойи к какой-то молочнице или к молоку
Леокадию, прислонившуюся к могильному холмику, я показывала выше. Сходства образов я не заметила, отметила только некоторое сходство ауры картин, грустной, но светлой. Насчёт Росариты подтверждений ещё меньше. Всё же в то время ей было не больше 13-15 лет. Возможно ли, чтобы Гойя слегка "повзрослел" её, как это сделал, например, Рубенс с «Портретом камеристки»?
Да, и вообще не понятно, любил ли Гойя служанку и её дочь, как своих жену и дочь. Известно, что Гойя купил (арендовал?) для Росариты пианино и поощрял её занятия живописью. Но, в то же время, всё своё наследство он завещал сыну Хавьеру, оставив Леокадии с дочерью только предметы обстановки дома, в котором они жили в Бордо, и две картины («Молочницу» в том числе), которые находились в этом доме. Можно ли, будучи небедным человеком, не позаботиться о своей дочери, если Гойя её любил и считал своей? Всё это мне кажется очень странным, поэтому я не слишком верю в то, что Росарита, действительно, была дочерью Гойи.
Но, кто же тогда «Молочница», которую так «любила» рука Гойи?
Этот вопрос в Бордо прояснить вряд ли возможно, тем не менее интересно пройтись по местам, связанным с именем Гойи в этом городе.
Маршрут Гойи в Бордо
1. Place de la Bourse Бурс ярмарка, куда Гойя ходил с семьёй
2. 52, Rue Saint Remy Дом банкира Гойи
3. 58, Rue Saint-Rémi В этом доме располагалась типография, где Гойя печатал литографии «Быки Бордо»
4. 17er, Rue Vital Carles Префктура, здесь Гойя жил несколько дней по прибытии в Бордо, позже в этом здании была школа-интернат для испанской молодёжи, которой управлял друг Гойи поэт Моратин
5. 57, Cours de l’Intendance Дом Гойи, ныне институт Сервантеса. Здесь, на третьем этаже Гойя жил с семьёй. Здесь он и умер.
6. 1 rue Mably, Церковь Богоматери, в которой был похоронен Гойя
7. rue Mably, памятник Гойе
8. 3, Cours Mably Бесплатная школа дизайна, в которую Гойя устроил Росариту.
9. 38, Cours Clemenceau Здесь Гойя жил некоторое время в начале своего приезда в Бордо.
10. 32, Rue Huguerie Шоколатерия, кафе в котором собирались испанские эмигранты. Пишут, что там подавали чуррос с какао, как в Испании.
11. 6 rue Palais Gallien Дом, в который после смерти Гойи переехали Леокадия и Росарита. Здесь они жили до 1933 года, когда вернулись в Испанию.
Подробнее о местах Гойи в Бордо на испанском и французском http://burdeos.rutascervantes.com/rutas … a/?lang=fr
Картинки, возможно, добавлю позднее, как съезжу в Бордо.
Диалог из фильма "Гойя в Бордо"
Гойя другу: Пока Фердинанд VII у власти, невежество и коррупция будут и дальше процветать. А нам свободолюбивым людям будут отравлять жизнь.
Друг: Повсюду одно и то же.
Гойя: Нет, нет, я останусь здесь. А умру, тут и похоронят. В Бордо мне хорошо. Мне нравится город, эта местность, климат, вкусная еда, приветливый народ и вино…потрясающее. И вы здесь, мои давние друзья. Единственное, чего мне не хватает, мой дом в Мадриде.
А напоследок ещё одна поздняя картина Гойи
GOYA Y LUCIENTES, Francisco de
St Peter Repentant
1823-25
Всё-таки работы позднего Гойи цепляют меня больше всего. Они психологичны и, мне кажется, в чём-то автобиографичны. Например, здесь святой Пётр не просто молится Богу, он будто с ним беседует и ждёт от него ответа. Петру хочется узнать, ему это необходимо, простил ли Господь его. Во взгляде застыли мольба и вопрос.
Выше всего Гойя ставил творчество Веласкеса и Рембрандта. Этих художников он считал своими учителями, и, возможно, в своём творчестве стремился достичь тех же высот, что учителя. Мне кажется, что психология «Святого Пётра» созвучна с некоторыми образами Рембрандта. Но Гойя изобразил Петра таким, каким он мог быть, родившись в Испании во времена Гойи. Боль, трагичность, экспрессия и даже экзальтация, возможно, были присущи самому художнику, и он вложил их в своего героя.
Конец.
Отредактировано CosMary (2014-08-15 23:05:40)