Но главное на Гроте Маркт всё-таки не ратуша и не шпиль собора, а монумент в её центре – главный и самый узнаваемый брэнд Антверпена, давший, по легенде, название самому городу – фонтан, увенчанный статуей Сильвиуса Брабо.
Тут я попрошу «бельгийцев» немного "покурить", поскольку всё, что я сейчас напишу, им знакомо вдоль и поперёк и, возможно, уже даже оскомину набило. А остальным, для кого на Антверпене свет клином не сошёлся, я очень кратко перескажу историческую мифологию этого персонажа.
Когда-то давным-давно, в незапамятные времена на месте Антверпена стоял замок, где жил негодяй, редиска - великан Дрюон Антигон, который со всех проходящих мимо судов требовал пошлину – точнее, мзду, если называть вещи своими именами. А тем, кто отказывался платить, отрубал кисти рук и бросал в реку. Долго ли, коротко ли продолжался этот беспредел, но в конце концов и на него управа нашлась – в лице некоего Сильвиуса Брабо, римского легионера, как считается. Победил он великана и ему самому отрубил руку и тоже выбросил её в реку. В общем, правы были древние: кто к нам с мечом – от меча и… Вот именно этот душераздирающий момент бросания отрубленной кисти и запечатлён в бронзе статуи. Ну а фраза «бросить руку», которая на местном наречии звучит «hand werpen», и дала название будущему городу – Антверпен. Научные умы, естественно, не согласны с этой версией, да только кто ж их слушать будет ?!
Если внимательно посмотреть, то заметим, что постаментом для статуи последовательно служат камни, голая женщина, корабль и башня крепости. И если с крепостью, кораблём и камнями всё более менее понятно, то с женщиной… ох и шалунишки эти бельгийцы, ох, проказники… !
Интересно, что привычной чаши у этого фонтана нет, вся вода стекает между камнями. Поэтому в хорошую погоду, как видно на фото из инета, некоторые умудряются по нему полазать. Но до руки, похоже, не добирался ещё никто.
Не, красивый памятник, хоть и немного кровожадный. Ну так ведь наши победили, так ?!
Пока я с фотоаппаратом бегаю вокруг победоносного Сильвиуса, дождь льёт, как из ведра . Но это ещё цветочки, а вот ягодки начались, когда я к собору вышел: тут ещё откуда ни возмись ветер налетел, да такой, что зонт наизнанку выворачивал и из рук вырывал. Пришлось его перехватить ближе к куполу и держать чуть ли не двумя руками – какие уж тут фото в таких «полевых» условиях…
Конечно же, всё равно заснял я собор, как говорится, шоу маст гоу он, а матч состоится при любой погоде. Правда, поизгаляться пришлось, и тут уж дело было не в дожде, и не в ветре, а в размерах самого собора – ну никак он не хотел влезать в кадр целиком. Но, как известно, если долго мучиться – что-нибудь получится: «снялся» в конце концов собор, и весь, и по частям, и оптом, и в розницу:
А вот это фото, хоть и несколько вторичное, мне жалко было выбрасывать: очень уж хорошо оно передаёт атмосферу момента:
Нетрудно догадаться, что «однобашенность» собора – не какие-то архитектурные изыски, а сермяжная жизненная реальность: на вторую башню просто не хватило денег (точнее, башню как таковую начали строить, но вот «дотянуть» её шпиль до размера первой уже не получилось). А вот что должно было получиться в идеале:
Достроенная же (северная) башня, которая является самой высокой колокольней в странах Бенилюкса – 123 метра, поражала своей красотой и высотой многих: от Карла V до Наполеона. Не обошёл её вниманием и наш Пётр I во время своего пребывания в здешних краях – он пожелал убедиться в размерах колокольни. И – что бы вы думали ? – самолично (взяв с собой своего денщика арапа Ганнибала – прадеда «нашего всего» Александра Сергеевича) взобрался на самый верх ! Сначала я посчитал этот случай очередной легендой, но порывшись немного, нашёл тому документальное подтверждение (если кому интересно - http://spp.lfond.spb.ru/europe/memorials/045).
Пётр приказал Ганнибалу купить большую верёвку (в «Расходах из кабинетных сумм» за 1717 год сохранилась запись: «Апреля <...> 6-го: в Брюселе заплачено Авраму арапу за веревки, что купил в Антверпене по указу царскаго величества, которыми башню Антверпенскую большую меряли»), и они вдвоём залезли на колокольню («…потом были на колокольне, которая зело высокая, а имянно 82 сажен наших вышиною, на которой хорошие игральные часы»), скинули оттуда верёвку, а потом, спустившись, замерили полученный отрезок. Учитывая, что речь шла о простой, или прямой сажени, примерно равной 1,52 метра, полученная высота составила около 124,6 метра – потрясающая точность с погрешностью всего в 1,3%, учитывая невозможность вертикального натяжения верёвки !